Развитие здравоохранения

В Концепции отмечается, что система здравоохранения пока еще не обеспечивает достаточность государственных гарантий медицинской помощи, ее доступность и высокое качество. В последние годы государством сделаны существенные инвестиции в здравоохранение. Однако они не позволили значительно улучшить ситуацию, поскольку не сопровождались масштабными и высокоэффективными организационными и финансово-экономическими мероприятиями. Отставание уровня развития здравоохранения от уровня развитых стран значительно сильней, чем во многих других ключевых отраслях экономики.

Основной целью государственной политики в области здравоохранения на период до 2020 г., изложенной в Концепции, является формирование системы, обеспечивающей доступность медицинской помощи и повышение эффективности медицинских услуг, объемы, виды и качество которых должны соответствовать уровню заболеваемости и потребностям населения, передовым достижениям медицинской науки. Предусматривается решение следующих приоритетных задач:

1) обеспечение государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи в полном объеме, в том числе:

– конкретизация государственных гарантий в отношении видов, объемов, порядка и условий оказания бесплатной медицинской помощи;

– совершенствование системы стандартизации с целью внедрения современных медицинских технологий оказания медицинской помощи при наиболее распространенных заболеваниях и заболеваниях, наносящих наибольший ущерб здоровью населения и социальному благополучию страны;

– планирование ресурсов, обеспечивающих реализацию государственных гарантий;

2) модернизация системы обязательного медицинского страхования и развитие системы добровольного медицинского страхования, в том числе:

– осуществление перехода на одноканальную модель финансирования медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования;

– введение страховых взносов на обязательное медицинское страхование по единому тарифу для всех работодателей и индивидуальных предпринимателей;

– создание эффективной системы выравнивания финансового обеспечения территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи на основе минимального подушевого норматива территориальной программы государственных гарантий;

– повышение ответственности страховых медицинских организаций при введении одноканальной модели финансирования организаций системы здравоохранения;

– создание системы управления качеством медицинской помощи;

– формирование конкурентной модели обязательного медицинского страхования с созданием условий для выбора застрахованным лицом страховщика и медицинской организации и др.;

3) повышение эффективности системы организации медицинской помощи, в том числе:

– обеспечение доступности для населения эффективных технологий оказания медицинской помощи на всех ее этапах;

– развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи и повышение роли профилактического лечения лиц, состоящих в группе риска по социально значимым заболеваниям;

– совершенствование службы скорой медицинской помощи;

– оптимизация стационарной помощи;

– обеспечение преемственности в оказании медицинской помощи, включая реабилитационные методы и санаторно-курортное лечение;

– развитие системы охраны здоровья матери и ребенка на всех этапах оказания медицинской помощи;

– открытие в сельской местности кабинетов врачей общей практики и семейных врачей;

– развитие системы предоставления медико-социальной помощи, в том числе помощи, оказываемой пожилому населению на дому, координация взаимодействия системы здравоохранения с системой социальной защиты;

– развитие инновационной деятельности медицинских и научных организаций для разработки и внедрения эффективных медицинских технологий;

– обеспечение потребности населения в получении высокотехнологичной медицинской помощи на основе государственного задания;

– увеличение государственных инвестиций, направленных на укрепление материально-технической базы медицинских организаций для оснащения их современным лечебно-диагностическим медицинским оборудованием и техникой;

– формирование правовой базы, обеспечивающей защиту прав пациентов, и страхование профессиональной ответственности работников здравоохранения и др.;

4) улучшение лекарственного обеспечения граждан, в том числе:

– повышение доступности для граждан лекарственных средств при проведении амбулаторного лечения на основе сочетания государственных программ лекарственного обеспечения и медицинского страхования граждан;

– обеспечение полного цикла производства на территории Российской Федерации стратегически необходимых лекарственных средств и изделий медицинского назначения;

– определение перечня лекарственных средств, предоставляемых бесплатно или с частичной оплатой за счет средств обязательного медицинского страхования;

– совершенствование государственного регулирования цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения, предоставляемые гражданам в системе здравоохранения;

5) информатизация системы здравоохранения, в том числе:

– развитие информатизации системы здравоохранения;

– создание медицинского информационного и образовательного ресурса;

6) развитие медицинской пауки и инноваций в сфере здравоохранения, повышение квалификации медицинских работников и создание системы повышения мотивации к качественному труду, в том числе:

– формирование целевых научных программ по приоритетным направлениям в целях поддержания здоровья населения и формирования здорового образа жизни, разработки и внедрения новых эффективных технологий ранней диагностики в практику;

– стимулирование отечественных и иностранных производителей лекарственных средств к созданию научно-исследовательских центров по разработке лекарственных средств на территории РФ;

– обеспечение подготовки и переподготовки медицинских кадров на основе непрерывного образования, повышения профессионального уровня и внедрения передовых медицинских технологий;

7) совершенствование системы охраны здоровья населения, в том числе:

– пропаганда и формирование здорового образа жизни и повышение ответственности работодателя за здоровье своих работников и населения за собственное здоровье;

– разработка и реализация программ по профилактике алкоголизма, табакокурения и других факторов риска;

– формирование культуры здорового питания населения;

– обеспечение безопасной для жизнедеятельности человека окружающей среды;

– обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

8) реализация приоритетного национального проекта "Здоровье", основными направлениями которого названы: оказание профилактической помощи населению; развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи; повышение доступности и качества специализированной медицинской помощи, оказываемой населению, в том числе больным с сосудистыми и онкологическими заболеваниями, а также пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях, включая высокотехнологичную медицинскую помощь; совершенствование службы крови.

В Концепции отмечается, что решение указанных задач позволит улучшить здоровье и качество жизни населения. Предполагается обеспечить снижение уровня смертности от болезней системы кровообращения не менее чем в 1,4 раза, от несчастных случаев, отравлений и травм – примерно в 2 раза, снизить показатели младенческой и материнской смертности до показателей развитых стран, уменьшить в 1,5 раза заболеваемость социально значимыми заболеваниями.

Планируется примерно в 1,3 раза увеличить объем амбулаторной помощи, в первую очередь профилактической, позволяющей выявлять заболевания на ранних стадиях, обеспечить в полном объеме потребность населения в высокотехнологичной медицинской помощи.

Улучшение показателей здоровья населения и деятельности организаций системы здравоохранения будет обеспечиваться на основе постоянной модернизации технологической базы отрасли, развития медицинской пауки и образования, улучшения кадрового состава.

Для достижения запланированных показателей предусматривается за 2008–2020 гг. увеличить долю государственных расходов на систему здравоохранения в валовом внутреннем продукте с 3,6% до не менее 5,2–5,5%.