Развитие восприятия младенца

Становление зрительного восприятия в младенческом возрасте происходит на основе специализированных компонентов и посредством включения таких образований, как моторные функции (в том числе предперцептивные движения глаз), сенсорные функции, первичные формы мнемической и ориентировочной деятельности, общий механизм сличения. В начале первого года жизни ребенок может оптимально фокусировать взор в очень маленьком диапазоне (от 20 до 40 см), предметы на более дальнем расстоянии воспринимаются размыто и нечетко. Дети избирательно воспринимают окружающие предметы – младенцам больше нравится смотреть на контрастные простые фигуры: черно-белые полосы, круги и кольца и т.д., а также на движущиеся контрастные объекты. Привлекательными являются края и контуры объектов. Кривые и изогнутые линии больше привлекают детей, чем прямые, а вертикальные больше, чем наклонные. Дети могут рассматривать детали лица взрослого, предметов, узоров и т.д., переводить взгляд на возникший в поле зрения предмет с различных сторон: сбоку, сверху, снизу. Младенцы больше предпочитают смотреть на новые предметы, однако если предмет совершенно непривычен, незнаком для ребенка, он не привлекает его внимания. Самый привлекательный зрительный раздражитель для младенца – человеческое лицо. В целом зрительные предпочтения зависят от многих условий: свойств объектов, степени их новизны, состояния ребенка в момент восприятия (уровень общей активности).

В течение первого года жизни зрительная чувствительность интенсивно развивается, совершенствуются движения глаз. Формирование акта смотрения происходит в первые три месяца. Сначала возникают следящие движения глаз за медленно перемещающимся предметом, затем – слежение за перемещением зрительного стимула по сложной траектории и в дальнейшем инициативные движения глаз и активный поиск предметов. Постепенно увеличивается расстояние, на котором ребенок способен воспринимать предметы. Совершенствуется цветоразличение. Дети способны воспринимать яркие, насыщенные цвета (желтый, оранжевый, красный, зеленый, синий), однако предпочитают черно-белые изображения цветным из-за их большей контрастности. Ко второму полугодию жизни дети различают большинство цветов.

Выделяют несколько этапов становления восприятия объекта в младенческом возрасте (табл. 4.6). Предпосылками выделения объекта являются слежение за движущимися предметами и попытки продлить или вновь увидеть привлекательный для ребенка образ (1-4 месяца). В это же время происходит формирование акта хватания, его координация с актом сосания и зрительной функцией. У младенцев начинают складываться взаимосвязи между зрением и движениями рук. Так, простое рассматривание руки способствует увеличению ее активности. Случайно попавшая в поле восприятия рука задерживается перед глазами. При этом ребенок схватывает предмет только при условии одновременного появления руки и предмета в его поле восприятия.

Таблица 4.6

Этапы развития восприятия объекта в младенчестве

Этап

ОГЛАВЛЕНИЕ этапа

1-4 месяца

Слежение за движущимися объектами и попытки продлить или вновь поймать приятный образ, интенсивное формирование акта хватания, координации с актом сосания и зрением, образование связей между зрением и движениями рук

4-8 месяцев

Повышенная активность взаимодействия руки и глаз, появление экстраполяции, выход за пределы непосредственного восприятия. Начало предвосхищения последующей позиции перемещающегося предмета на основе вида траектории его движения, появление предвосхищения объекта на основе восприятия его части

8-12 месяцев

Узнавание и выделение предмета, который раньше не имел собственного существования, активный поиск исчезнувшего предмета, начало познавания объективных отношений и выделения предмета как отдельной вещи, которая может перемещаться в пространстве

Для следующего этапа (4-8 месяцев) характерен повышенный уровень активности взаимодействия руки и глаз. Ребенок старается смотреть на предметы, случайно взятые рукой, и пытается взять предметы, находящиеся в иоле восприятия. Координация зрения и хватания является важной основой для объективации предметного мира, появления экстраполяции, предполагающей выход за рамки непосредственного восприятия. Ребенок становится способным предвосхищать последующее положение перемещающегося предмета на основе восприятия траектории его движения. Если предмет падает на пол, то ребенок ищет его на полу, а не на прежнем его месторасположении, но быстро заканчивает поиски, если предмет закрыт рукой. Одновременно с этим возникает способность предвосхищать предмет на основе восприятия его части.

К концу года младенцы могут узнавать и выделять предмет, который раньше для них не имел собственного самостоятельного существования, а являлся элементом общей ситуации, картины (мяч под креслом, платок на подушке и т.п.). Активный поиск исчезнувшего предмета является признаком того, что у ребенка начинается познание объективных отношений и он воспринимает предмет как отдельную вещь, которая может перемещаться в окружающем пространстве.

Выделение объекта и формирование перцептивного образа осуществляется благодаря развитию связей зрения, хватания и общей локомоторной активности. Во втором полугодии у ребенка изменяется характер отношения зрения и хватания. У него формируется предварительное нацеливание на объект. К концу первого года жизни он начинает осуществлять хватание "вслепую", после отведения взора от объекта. Указанный факт свидетельствует о том, что зрительное восприятие на этом этапе достигает такого уровня развития, который позволяет сразу зафиксировать необходимые пространственные параметры объекта и затем завершить действие по представлению. В это же время осуществляется переход к дифференцированному типу хватания. Генетически первоначально восприятие свойств предметов непосредственно связано с регуляцией двигательных актов.

Начинается развитие пространственного восприятия. Дети на первом году жизни по пространственным признакам могут определять потенциальные опасности и защищаться от них доступными способами. Младенцы пытаются уклониться, зажмуриться или как-то еще избежать столкновения с надвигающимся на них предметом. У 2-3-х месячных детей проявляется защитная реакция на приближающийся предмет, который однозначно столкнется с ними, но не реагируют на предметы, траектория движения которых проходит рядом с ними.

Практический пример

Э. Гибсон и Р. Уолк провели эксперимент по изучению восприятия глубины младенцами. Они сконструировали специальное устройство для имитации глубины (большой полый ящик высотой около метра, накрытый сверху толстым стеклом. С одной стороны ящика прямо под стеклом находится одеяло в крупную клетку. С другой стороны оно находится на полу, на расстоянии 60-90 см от стекла, в результате чего и создается визуальный эффект обрыва). Младенцы от шести месяцев и старше отказываются переползать границу поверхностей, которая выглядит, как обрыв. Еще не умеющие ползать младенцы до полугола, если их положить на стекло "над пропастью", проявляют интерес, а не дистресс, о чем свидетельствует снижение частоты сердечных сокращений.

Наряду с развитием мозговых структур слухового анализатора в младенчестве происходит совершенствование слуховой чувствительности. Младенцы способны реагировать на достаточно широкий диапазон звуков. Особенно дети чувствительны к человеческому голосу, которому они отдают предпочтение среди всех остальных звуков. Способность дифференцировать речевые и неречевые звуки является важнейшим условием развития речи ребенка. Совершенствуется способность к определению источника звука. В течение младенческого возраста повышается острота слухового восприятия. В начале периода дети реагируют на звуки средней громкости (около 60 децибел), к трем-четырем месяцам дети различают более тихие звуки (40 децибел), а к восьми месяцам проявляют реакции на звуки около 30 децибел. Дети замечают изменения громкости, высоты и длительности звуковых сигналов. Слуховая дифференцировка звуков достигает в шесть-семь месяцев жизни интервала в один-два тона и даже еще меньших интервалов – в три четверти и полтона.

На протяжении первого года жизни развиваются также вкусовая, обонятельная и осязательная чувствительности.

Дети различают сладкое, соленое, кислое и горькое, реагируют на сильные запахи, при этом предпочтение отдают знакомым запахам (запах молока, тела своей матери). Достаточно хорошо развиты осязательные ощущения, порога которых снижаются по мере взросления ребенка.

В построение перцептивного образа включаются почти все имеющиеся к данному моменту развития психофизиологические образования разной степени специализации и сложности. Одновременно идет процесс дальнейшего совершенствования и этих образований, взаимообогащения разных функций, что обеспечивает их интенсивное развитие.