Развитие уголовно-исполнительного законодательства на современном этапе

Совершенствование уголовно-исполнительного законодательства продолжается и в настоящее время. С момента принятия УИК РФ и по февраль 2013 г. в него 60 раз вносились изменения и дополнения. Кодекс был дополнен гл 8.1 (ст. 60.1-60.21), ст. 18.1, 47.1, 75.1, 77.1, 77.2, 81.1, 173.1 и 178.1, в повой редакции изложены 24 статьи, корректировке подверглись более 100 статей, 15 статей и приложение были исключены. На значительную гуманизацию исполнения уголовных наказаний направлены новации законодательных актов, принятых в последние годы.

Системные изменения в уголовно-исполнительное законодательство и практику его применения были внесены Федеральным законом от 08.12.2003 № 161-ФЗ "О приведении Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и других законодательных актов в соответствие с Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации"". Этим Законом были изменены 53 статьи УИК РФ, пять его статей даны в новой редакции, восемь статей и Приложение 1 исключены.

Общей направленностью Закона на дальнейшую гуманизацию и демократизацию процесса исполнения уголовных наказаний пронизано большинство изменений норм Общей части УИК РФ. В первую очередь это касается расширения прав осужденных. Так, ч. 2 ст. 12, в которой содержится право осужденного на личную неприкосновенность, честь и достоинство, дополнена запретом на применение к осужденным жестоких или унижающих человеческое достоинство видов взысканий. Подобная редакция не только в большей мере соответствует формулировке ст. 7 Международного пакта о гражданских и политических правах, но и гарантирует, что теперь и дисциплинарные взыскания, налагаемые на осужденных, могут применяться только в строгом соответствии с Законом. В ст. 12 УИК РФ также введена ч. 6.1, закрепляющая право осужденных на психологическую помощь, оказываемую сотрудниками психологической службы исправительного учреждения и иными лицами, имеющими право на оказание такой помощи. Тем самым на законодательном уровне урегулировано фактическое положение, которое сложилось в местах лишения свободы после создания полноценной психологической службы УИС. При этом предписание закона о том, что участие осужденных в мероприятиях, связанных с оказанием психологической помощи, осуществляется только с их согласия, является важным условием соблюдения этого субъективного права в отношении конкретного осужденного.

Некоторые изменения внесены в ст. 14 УИК РФ, обеспечивающую свободу совести и свободу вероисповедания осужденных. Так, в связи с распространением экстремизма в России, в том числе и религиозной направленности, предлагается ограничить доступ представителей подобных организаций в исправительные учреждения и арестные дома, для чего в ч. 4 сделано указание об обязательной принадлежности священнослужителей к зарегистрированным в установленном порядке религиозным объединениям, по выбору осужденных. Дополнение ст. 118 УИК РФ ч. 2 уточняет порядок реализации права на свободу совести и свободу вероисповедания для осужденных, содержащихся в одиночных камерах, штрафных и дисциплинарных изоляторах, помещениях камерного типа исправительных учреждений. Теперь предусматривается посещение этой категории осужденных по их просьбе священнослужителями, принадлежащими к зарегистрированным в установленном порядке религиозным объединениям, по выбору осужденных.

Признание осужденных субъектом права позволяет им не только иметь субъективные права и юридические обязанности, но и способность независимо их осуществлять, в том числе путем подачи предложений, заявлений, ходатайств и жалоб по всем интересующим их проблемам в любые инстанции. Поэтому законодатель изъял из ч. 1 ст. 15 УИК РФ положения, предусматривающие возможность обращений осужденных только по вопросам, связанным с нарушением их прав и законных интересов.

Важные изменения внесены в нормы, регламентирующие порядок осуществления контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания. В частности, на суды возлагается обязанность рассматривать жалобы осужденных и иных лиц на действия администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, не только в специальных случаях, предусмотренных законом, а по общим правилам в соответствии с законодательством РФ. Такой порядок предусмотрен гл. 25 ГПК РФ, регламентирующей производство по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

В последние годы в связи со становлением правового государства и гражданского общества происходит расширение круга субъектов контрольной деятельности в сфере исполнения уголовных наказаний. Это требует отчетливого и своевременного закрепления их контрольного статуса в уголовно-исполнительном законодательстве. Рассматриваемый Закон наделил правом беспрепятственного посещения учреждений и органов, исполняющих наказания, и, соответственно, контроля Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и уполномоченных по правам человека в субъектах РФ, а также членов общественных наблюдательных комиссий, для чего внесены соответствующие изменения в ст. 24 УИК РФ.

С учетом Постановления Конституционного Суда РФ от 26.11.2002 № 16-П "По делу о проверке конституционности положений статей 77.1, 77.2, частей первой и десятой статьи 175 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и статьи 363 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданина А. А. Кизимова" изменен порядок представления осужденного к условно-досрочному освобождению, установленный ст. 175 УИК РФ. Правом ходатайствовать перед судом об условно-досрочном освобождении наделяются непосредственно осужденный, отбывший установленный УК РФ минимальный срок, а также его адвокат (законный представитель).

Ряд норм Федерального закона направлен на совершенствование механизма реализации отдельных прав и законных интересов осужденных. Так, теперь даже в обстановке режима особых условий в исправительных учреждениях не может ограничиваться деятельность медико-санитарных служб, и тем самым осужденным гарантируется право на оказание медицинской помощи (ч. 2 ст. 85 УИК РФ). В ч. 4 ст. 89 УИК РФ конкретизирован порядок осуществления осужденными к лишению свободы права на получение юридической помощи. Для этого предусматривается предоставление свиданий с адвокатами или иными лицами, имеющими право па оказание юридической помощи, без ограничения их числа продолжительностью до четырех часов. По заявлению осужденного свидания с адвокатом предоставляются наедине, вне пределов слышимости третьих лиц и без применения технических средств прослушивания.

В ч. 2 ст. 91 УИК РФ внесены изменения, предоставляющие осужденному возможность бесцензурной переписки не только с судом, прокуратурой, вышестоящим органом УИС и Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, но и с уполномоченным по правам человека в субъекте РФ, общественной наблюдательной комиссией, Европейским судом по правам человека.

Закон предоставил всем осужденным к лишению свободы более широкую возможность использования телефонной связи для общения с близкими (ст. 92 УИК РФ), установил минимальные стандарты обеспечения осужденных индивидуальными средствами гигиены (ст. 99 УИК РФ), обеспечил выдачу осужденному при освобождении паспорта (ст. 173 УИК РФ). Теперь в срок нахождения осужденных в обычных условиях (в строгих условиях) исправительных учреждений засчитывается время содержания осужденного под стражей в следственном изоляторе, если к нему применялась соответствующая мера пресечения и не применялось дисциплинарное взыскание в виде водворения в карцер (ст. 122, 124, 127, 130, 132 УИК РФ).

В Законе расширены права и заметно гуманизированы условия отбывания лишения свободы для отдельных категорий осужденных - в частности, в отношении осужденных женщин (ч. 1 ст. 98, ч. 4 ст. 100, ч. 7 ст. 117, ч. 3 ст. 121 УИК РФ), несовершеннолетних осужденных (ч. 9 ст. 74, ч. 3 ст. 141 УИК РФ).

В 2004 г. уголовно-исполнительное законодательство было уточнено в связи с проводимой в стране административной реформой. Так, в соответствии с Указом Президента РФ от 09.03.2004 № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" была создана ФСИН России. Закрепление правового статуса этого органа потребовало внесения соответствующих изменений в УИК РФ и особенно в Закон об учреждениях, исполняющих уголовные наказания.

С 1 января 2005 г. в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2004 № 177-ФЗ "О введении в действие положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации о наказании в виде обязательных работ" началось практическое исполнение уголовного наказания в виде обязательных работ.

На дальнейшее совершенствование правового регулирования исполнения исправительных и обязательных работ, содержания в дисциплинарной воинской части и лишения свободы были направлены поправки, внесенные в УИК РФ в 2005-2009 гг.

Кардинальное изменение принципов и форм привлечения к труду осужденных к лишению свободы предусматривает Федеральный закон от 06.06.2007 № 91-ФЗ "О внесении изменений в статьи 103 и 141 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы"". Согласно данному Закону в исправительных учреждениях вместо предприятий созданы центры трудовой адаптации осужденных и производственные (трудовые) мастерские. Основными задачами этих структурных подразделений выступают организация трудового воспитания осужденных путем привлечения их к общественно полезному оплачиваемому труду, создание условий для их моральной и материальной заинтересованности в его результатах, восстановление и закрепление профессиональных и трудовых навыков осужденных, необходимых им для последующей скорейшей адаптации в обществе.

Согласно Федеральном)'закону "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением в действие положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации о наказании в виде ограничения свободы" указанный вид наказания исполняется с 10 января 2010 г.

В 2011 -2012 гг. в рамках гуманизации уголовного и уголовно-исполнительного законодательства подготовлены и приняты ряд законопроектов, предусматривающих:

- увеличение максимально возможного количества часов наказания в виде обязательных работ с 240 до 480;

- возможность отбывания наказания в виде исправительных работ по основному месту работы осужденного;

- исполнение уголовно-исполнительными инспекциями меры пресечения в виде домашнего ареста;

- отсрочку отбывания наказания осужденным, признанным в установленном порядке больными наркоманией, и другие предложения.

Федеральным законом от 07.12.2011 № 420-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 1 января 2013 г. введен новый вид уголовного наказания - принудительные работы, практическая реализация которых в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2012 № 307-ФЗ отложена до 1 января 2014 г.

Таким образом, развитие уголовно-исполнительного законодательства прошло несколько этапов.

I. Разработка теоретических основ единого законодательства об исполнении уголовных наказаний и проектов Основ уголовно-исполнительного законодательства СССР и союзных республик (1970-1980-е гг.).

II. Формирование уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации (начато 1990-х гг. 1996 г.).

III. Совершенствование уголовно-исполнительного законодательства на основе принципов гуманизации и демократизации (с 1997 г. по настоящее время).

Наиболее перспективным путем развития уголовно-исполнительного законодательства остается совершенствование формы УИК РФ как сводного закона прямого действия, содержащего конкретные правовые нормы и предусматривающего механизм реализации закрепленных в нем норм. В то же время необходимо ускорить принятие ряда законов, предусмотренных УИК РФ. Такие законодательные акты - о помиловании, о социальной помощи лицам, освобождаемым от уголовного наказания, и другие должны дополнять и развивать отдельные положения УИК РФ, т.е. подлежащие дополнительному регулированию конкретные аспекты отношений в сфере исполнения уголовных наказаний.