Развитие и тренировка памяти. Нарушения памяти
Говоря о развитии памяти, мы можем проследить две генетические линии: ее совершенствование у всего рода человеческого, определенное и выраженное в общественном прогрессе, науке и культуре, и ее развитие у отдельного индивида в процессе социализации.
Существенный вклад в понимание филогенетического развития памяти внес советский психолог П. П. Блонский. Он полагал, что различные виды памяти взрослого человека являются также разными ступенями ее исторического развития. Он же сформулировал и обосновал мысль о том, что в истории развития человечества двигательный, аффективный, образный и логический виды памяти последовательно появлялись один за другим. В онтогенезе все виды памяти формируются у ребенка довольно рано и в той же последовательности. Генетически первична двигательная память. Однако есть данные о том, что аффективная память может проявляться ранее двигательной. На это, в частности, указывают факты, свидетельствующие о весьма раннем эмоциональном отклике младенца на обращение матери. Вперед стадия - образная память, за которой следует высшая форма - словесно-логическая память.
Другой российский психолог Л. С. Выготский показал, что память в своем развитии проходит путь от непосредственной, естественной, натуральной формы к произвольно-регулируемым, опосредствованным, специфически человеческим формам памяти. Согласно Выготскому, превращение натуральной памяти младенца или первобытного человека в высшую психическую функцию: произвольную по своему управлению, социальную по своему происхождению и опосредованную по своей структуре, происходит путем интериоризации - превращения внешнего во внутреннее, что влечет за собой изменение строения памяти и ее места в структуре психического отражения. Память в раннем возрасте является центральной, основной психической функцией, мышление маленького ребенка во многом определяется памятью. Мыслить для него - значит вспоминать, однако далее происходит перелом, в результате которого изменяются межфункциональные отношения памяти, и прежде всего эти изменения касаются отношений с мышлением. Для взрослого человека запоминание - это установление и нахождение логических связей, т.е. мыслительный процесс, для него вспоминать - значит мыслить.
А. Н. Леонтьев исследовал развитие высших форм запоминания с использованием методики двойной стимуляции, когда испытуемым предлагалось запомнить стимулы-объекты используя стимулы-средства. Он обнаружил, что развитие памяти происходит благодаря усвоению ребенком более совершенных стимулов-средств запоминания и воспроизведения материала. Само развитие стимулов-средств для запоминания подчиняется определенной закономерности. Сначала они выступают в виде внешних действий (завязывание узелков на память, использование для запоминания различных предметов, зарубок и т.п.), а затем становятся внутренними (чувство, ассоциация, представление, образ, мысль). В формировании внутренних средств запоминания центральная роль принадлежит речи.
Таким образом, процесс развития памяти как в филогенезе, так и в онтогенезе происходит за счет опосредования знаковыми системами, прежде всего речью, что позволяет человеку подчинять и сознательно регулировать свои мнемические процессы, делает возможным произвольное управление ими.
Однако мы довольно часто слышим, как люди выражают недовольство своей памятью: трудно запомнить нужный материал, все быстро забывается, вспоминается не та информация, которая нужна, и не тогда, когда необходимо. Особенно остро такие проблемы возникают в связи с обучением. Качество процессов памяти отдельного индивида зависит от его мнемических способностей. До некоторой степени они определены особенностями функционирования нервной системы, степенью тренированности памяти (один из законов памяти гласит: "Чем больше и чаще мы используем нашу память, тем эффективнее она становится"), качеством и разнообразием инструментов-средств, которые используются для улучшения запоминания, и т.д. Значительного эффекта управления памятью можно достичь, зная и используя законы функционирования памяти и мнемотехники.
Индивидуальные различия памяти выражаются в скорости, прочности и точности запоминания, готовности к воспроизведению материала, а также в том, какая сенсорная область служит наилучшей основой для воспроизведения: зрительная, слуховая, двигательная. Одни люди запоминают быстрее, другие медленнее, одни помнят долго, другие легко забывают. С древних времен известны случаи, когда люди с помощью специальных приемов и упражнений достигали уникальной продуктивности запоминания. Например, Великий Кир, основатель Персидского государства и завоеватель Вавилона, знал поименно всех солдат своего войска, академик А. Ф. Иоффе по памяти пользовался таблицей логарифмов, русский шахматист Александр Алехин мог одновременно играть с 32 соперниками, не глядя на доски и помня все ходы, Моцарт и Рахманинов с первого прослушивания запоминали и с точностью воспроизводили партитуры сложнейших музыкальных произведений. Проявление выдающихся мнемических способностей называют феноменальной памятью. Исследование таких случаев помогает лучше понять принципы функционирования и закономерности развития нашей памяти. Отечественный психолог А. Р. Лурия в "Маленькой книжке о большой памяти" описал свои тридцатилетние исследования феноменальной памяти С. Шерешевского, который запоминал и точно воспроизводил ряды слов и чисел, состоящих из 30, 50, 70 и более элементов. Удивительно то, что успешность воспроизведения не зависела от времени сохранения, он все помнил через 15-16 лет после первичного запоминания ряда. Главной особенностью памяти Шерешевского была ее образность, а основной его проблемой - невозможность забывать.
Важным источником знаний о человеческой памяти являются не только случаи ее феноменального проявления, но и ситуации нарушения, расстройства и потери памяти. Широкий спектр нарушений мнемической деятельности носит название амнезии. Чаще всего причиной амнезий являются органические поражения головного мозга или инволюционные процессы в пожилом и преклонном возрасте, однако расстройства памяти могут быть вызваны психологическими травмами - такие амнезии называют психогенными. Развитие амнезии может иметь прогрессирующий характер: сначала снижается способность запоминать текущие события, затем стираются события недавнего прошлого, далее нарушается память на события отдаленного прошлого. Нарушение и восстановление памяти в таких случаях происходит по закону обратного хода памяти, описанному Т. Рибо (1839-1916). Согласно этой закономерности самыми стойкими являются воспоминания, связанные с рано сформированными моторными и профессиональными навыками. Например, пациенте прогрессирующей амнезией не знает, как его зовут, есть ли у него семья, кто он по профессии, умеет ли водить машину, но он садится за руль автомобиля и легко воспроизводит последовательность действий, необходимых для вождения.
По отношению к травматическому событию принято выделять ретроградную амнезию - в этом случае происходит потеря памяти на события, предшествовавшие травме, и амнезию антероградную, при которой нарушается память на события после травматического случая.
Раньше считалось, что амнезии в основном связаны с нарушением процесса запечатления информации. Эти амнезии назвали фиксационными, подчеркивая специфику нарушения, определенную неспособностью фиксировать информацию. Однако последующие исследования показали, что чаще всего причина ухудшения памяти не в расстройстве процессов запоминания, а в нарушении процесса воспроизведения информации. И в норме, и при патологии мозг запечатлевает гораздо больше информации по сравнению с тем количеством, которое мы в состоянии воспроизвести.