Развитие теории финансов
Финансовая наука — многовековая наука. Она изобилует различными научными концепциями и блещет замечательными именами их создателей. Один из ведущих теоретиков финансовой науки XIX в. профессор Гейдельберского университета Карл Pay выделил следующие три периода ее развития: ненаучное состояние; переход к научной обработке; научный (рациональный) период. Эти три периода охватывают внушительный временной интервал: от расцвета Римской империи до середины XX в.
К XVII в. за счет тесных связей между европейскими государствами экономическая наука обогатилась различными течениями. Например, предшественники физиократов (Д. Юм, У. Петти, Г. Баугильбер, С. Вобан, Дж. Стюарт) изучали экономику, в том числе и различные аспекты финансов. Известен труд У. Петти (опубликован в 1662 г.), родоначальника политэкономии, — "Трактат о налогах и сборах". Он возлагает на государство важные функции по обеспечению полного использования рабочей силы, а также по повышению ее качества.
К концу XVIII в. разработки ученых-физиократов в области теории финансов широко используются для обоснования практических финансовых вопросов. Следует отметить наиболее авторитетных выразителей нового этапа в развитии финансовой теории и практики — французских ученых Ф. Кенэ, А. Тюрго, О. Мирабо. Их исследования были направлены на изучение проблем справедливости налогообложения, переложения налогов, источников дохода, размера участия каждого человека в расходах государства и прочих вопросов теории налогов. Как известно, глава школы физиократов Ф. Кенэ разработал знаменитую экономическую таблицу, в которой изобразил как единое целое весь процесс воспроизводства. Этим автором впервые был поставлен вопрос об органической связи налогообложения и народнохозяйственного процесса.
Финансовые теории конца XVIII в. нашли прочное обоснование и получили целенаправленное развитие благодаря успехам политической экономии и, в частности, труду А. Смита "Исследование о природе и причинах богатства пародов" (1776). А. Смит развил экономическую основу финансового хозяйства — и это главная его заслуга. Согласно учению А. Смита финансовая наука — это часть политической экономии. Пятую книгу своего труда о народном богатстве А. Смит посвятил именно учению о финансах. Основные принципы налогообложения (их называют "максимы") А. Смита были взяты на вооружение при проведении налоговой политики
Великобритании. Максимы Смита — это единство, простота, удобство, дешевизна, они до сих пор не потеряли своей актуальности.
Ученик А. Смита — Д. Рикардо в своем сочинении "Начала политической экономии и налогового обложения" создал новую теорию налогов, стоящую в непосредственной связи с его теорией ренты и заработной платы. По мнению Д. Рикардо, любые налоги на товары и заработную плату влекут за собой увеличение заработной платы и вызывают понижение прибыли, поэтому Д. Рикардо считал, что налоги в целом являются "великим злом". С ростом налогообложения или увеличением правительственных расходов снижается уровень потребления, а это в конечном счете отражается на производстве, поэтому задача правительства — поощрять накопление капитала. Оно не должно облагать налогами прибыль, чтобы не уменьшить будущее производство страны.
Как было показано в параграфе 1.1, базой классической финансовой науки следует считать в первую очередь камералистику -свод административных и хозяйственных знаний по ведению камерального, дворцового, а еще шире — государственного хозяйства. Именно немецкие камералисты заложили фундамент финансовой науки. Существенный вклад в разработку основ финансового управления внесли: Л. фон Секендорф, Ф. Юсти и И. Зонненфельс. Двумя последними исследователями была построена общая система финансовой науки. Л фон Секендорф впервые высказал идею о связи народного хозяйства, благосостояния и податной силы населения. Ф. Юсти в 1766 г. издаст первое методическое сочинение "Система финансового хозяйства", где излагаются основные положения финансовой науки. Здесь же впервые разграничиваются финансовая наука и финансовая политика. По оценке академика И. Янжула, Ф. Юсти является "отцом" финансовой науки. В 1768 г. министр финансов Австрии И. Зонненфельс издал свой труд "Основные начала полиции, торговли и финансов". Эта книга И. Зонненфельса была переведена почти на все европейские языки. Как сторонник меркантилизма, он требовал введения защитных пошлин, но в то же время считал, что богатство народа определяется не только количеством благородных металлов, но и всеми прочими ценностями. Главным средством удовлетворения государственных потребностей И. Зонненфельс считал налоги и для увеличения их доходности предлагал устранение откупов, разного рода изъятий из налогообложения и т.д.
Развитие политической экономии в XVIII в. создало предпосылки для выделения из нее во второй четверти XIX в. финансовой пауки. На развитие финансовой пауки в этот период большое влияние оказывают идеи социализма (К. Родбертус, К. Маркс, Ф. Лассаль) и социально-политического направления, прежде всего в Германии (Л. Штейн, А. Шеффле, А. Вагнер). Немецкую школу можно рассматривать как реакцию на экономический и финансовый либерализм, господствовавший в пауке и политике со времен физиократов и Л. Смита до второй половины XIX в. Если до XVIII в. включительно в финансовой теории главенствовали французы и англичане, то в XIX в. немецким ученым принадлежала основная часть дальнейшей теоретической разработки и анализа новых задач, поставленных финансовой практикой и усложнившейся социальной структурой общества. По мнению Л. В. Ходского, "современная теория финансов есть гораздо более результат работы одного XIX века, чем всех предшествующих". Так, А. Вагнер предложил свое решение накопления капитала с помощью государства. А. Вагнер считал, что финансы могут использоваться государством для достижения справедливости распределения доходов и богатства в стране. Заслуга выделения из политической экономии финансовой науки принадлежит также немецкому ученому К. Pay. Его учебник "Основные начала финансовой науки" служил основополагающим пособием по финансовой пауке в течение почти полувека не только в Германии, по и в других странах. В России имя К. Pay в свое время было очень популярно.
Больших специальных работ, посвященных финансам, у К. Маркса и Ф. Энгельса нет. Однако многие финансовые вопросы нашли отражение в таких работах, как "Критика политической экономии", "Капитал" и многочисленных статьях, посвященных анализу бюджетов разных стран середины XIX в. К. Маркс обращал особое внимание на классовый характер государственных бюджетов эпохи домонополистического капитализма, показал тесную связь государственных займов с налогами. При оценке налогообложения К. Маркс ратовал за прямые налоги и, прежде всего, подоходный налог, выступая за прогрессивную форму обложения. Косвенные налоги, как наиболее тяжелые, он называл прогрессивными налогами "навыворот". В то же время К. Маркс отрицал возможность государства и его финансовой системы изменить соотношение между прибылью, процентами, рентой и заработной платой. При анализе циклических кризисов перепроизводства он не допускал их ослабления с помощью экономической, в том числе и финансовой, политики государства.
Значительное влияние на становление финансовой науки оказало маржиналистское направление в экономической науке. Конец XIX и начало XX в. характеризуются распространением теории предельной полезности как реакции на марксистское учение, затронувшей и финансовую сферу. Например, выводы австрийской школы были использованы для анализа сущности переложения налогов с точки зрения теории предельной полезности. Представители этой теории выступили против трудовой теории стоимости, заменив ее анализом цены, определяемой предпочтением покупателей. По их мнению, предельная полезность государственных услуг должна сочетаться с предельной полезностью налогов. Э. Сакс — видный представитель австрийской школы, сделал попытку разработать общую теорию финансовой науки и финансового хозяйства. Он полагал, что поскольку у политической экономии и финансовой науки один и тот же метод, то и финансовая наука должна быть построена на законе предельной полезности.
В финансовой литературе Европы и Америки 1890-х гг. по оценкам современников первое место принадлежит Э. Селигману. В области финансовой науки Э. Селигман изучил почти все основные вопросы: поимущественное обложение, подоходное обложение, прогрессивное обложение, переложение налогов, классификацию государственных доходов, государственный кредит, местные финансы.
Французские исследователи теории финансов первой половины XIX в. Ж. Б. Сей и Ф. Бастиа, развивая идеи А. Смита о невмешательстве государства, также ратовали за дальнейшее сокращение функций государства и уменьшение налогового пресса. Из английской финансовой литературы особого внимания заслуживают работы профессора А. Пигу как наиболее видного представителя английской политической экономии. Итальянский финансист и политический деятель Ф. Нитти считал науку о финансах ветвью политэкономии, имеющей своей задачей изучение способов добывания и употребления материальных средств, которые необходимы для существования государства и местного самоуправления. Ф. Нитти свое учение о государственных доходах дополнил учением о госрасходах, кредите и бюджете.
Достижения финансовой науки нашли свое отражение в массе учебной литературы. Учебник профессора Эрлангенского университета К. Т. Эсберга "Очерки финансовой науки" (1882) издавался 18 раз. К. Эеберг понимал науку о финансах как науку о государственных финансах. По мнению К. Эеберга, финансовая наука — это самостоятельная наука, учитывающая принципы политической экономии, государственного права и политики. Одно из наиболее коротких и емких определений этого направления дал профессор Павийского университета (Северная Италия) Л. Косса, труды которого в области финансов были весьма популярны в Европе в конце XIX — начале XX в.: "Финансовая наука есть теория государственного имущества. Она обучает лучшим правилам, по которым следует составлять его, управлять и пользоваться им".
Период становления и развития классической теории финансов продолжался почти 200 лет и закончился в середине XX в. С середины XX в. роль государства и публичных союзов в экономике снижается. Повышение роли транснациональных корпораций, процессов концентрации в области производства, усиление значимости финансового ресурса для любого бизнеса привели в середине XX в. к необходимости теоретического осмысления роли финансов па уровне хозяйствующих субъектов.
Во второй половине XX в. появляется новая, неоклассическая теория финансов — система знаний об организации и управлении финансовой триадой: ресурсы, отношения, рынки. Акцент в рамках этой теории смещается, прежде всего, на обобщение, объяснение, прогнозирование и формирование тенденций в управлении финансами фирмы как основного системообразующего элемента рыночной экономики. "Интерпретация упомянутой триады довольно проста: ресурсы — это то, что обращается на финансовом рынке; (договорные) отношения — это то, что оформляет, легитимизирует движение ресурсных потоков при осуществлении или намерении осуществить операции мобилизации и инвестирования; рынок — это место и механизм, с помощью которых организуются и систематизируются, упрощаются и унифицируются процедуры оформления отношений и движения ресурсов".
Итак, если в классической теории финансов доминанта принадлежит государству, то в неоклассической финансовой теории превалирует роль корпораций и рынков капитала. В рамках данного параграфа основной акцепт сделай на развитие теории общественных финансов, основные положения неоклассической теории финансов будут представлены далее в разделе "Корпоративные финансы" в параграфе 12.1.
Как можно видеть, теоретические представления об общественных финансах первоначально формировались в рамках изучения вопросов налогообложения, фактически являясь и оставаясь составной частью экономической теории и се различных школ и направлений.
В современных условиях теория общественных финансов является составной частью более емкой дисциплины — экономики общественного сектора. Как отмечает Л. И. Якобсон, зачастую термины "экономика общественного сектора" и "теория общественных финансов" используются в качестве синонимов. Не все проблемы экономики общественного сектора имеют финансовую природу, однако, в принципе, любая из них имеет весьма существенные финансовые аспекты. Акцент на финансовых, в данном случае бюджетных, проблемах обусловил традиционное вынесение монетарной проблематики за рамки предмета экономики общественного сектора.
Экономика общественного сектора — прежде всего теоретическая дисциплина. Она анализирует экономическое поведение государства как одного из субъектов хозяйства, как специфической организации в ряду других организаций, делая особый акцепт на взаимодействии и его последствиях. Отсюда преобладание микроэкономической проблематики и преимущественное использование микроэкономического инструментария исследования.
Основополагающее для экономики общественного сектора понятие "общественных благ" фактически было введено в середине XVIII в. Д. Юмом, который указал на существование таких видов услуг, производство которых не приносит прибыли индивидуумам, однако при коллективном производстве может быть полезным для общества в целом. Наиболее близкими к современным представлениям об общественных благах оказались труды Дж. Миля, который показал, что при определенных условиях индивидуальные предпочтения могут быть удовлетворены только с помощью коллективных действий. Дж. Милю принадлежит авторство хрестоматийного примера с морским маяком, иллюстрирующее свойства общественного блага — невозможность не потреблять услугу, а также невозможность взимать плату с индивидуумов — потребителей услуги.
В 1950-х гг. в области общественных финансов основополагающей стала теория общественных благ, разработанная нобелевским лауреатом П. Самуэльсоном. Именно ему принадлежит классическое определение общественного блага, как блага, обладающего следующим свойствами:
• неделимость (несоперничество) — предоставление общественного блага одному потребителю позволяет неограниченно увеличивать количество реципиентов без изменения стоимости и качества блага. Потребители не конкурируют за право воспользоваться такими благами, поскольку увеличение числа потребителей не снижает полезности, которая достается каждому из них;
• неисключаемость — потребитель не может быть исключен из числа реципиентов общественного блага. Ограничить доступ отдельного потребителя или группы потребителей к таким благам очень трудно или вообще невозможно;
• невозможность не потреблять — если общественное благо предоставляется, то им пользуются все члены общества без исключения, вне зависимости от желания потреблять.
Хотя понятие "публичные блага" ввел П. Самуэльсон, другое важное понятие "мериторные блага" идет от Р. Масгрейва, который подробно обосновал, почему такие блага нужны обществу. Мериторные блага отличаются тем, что спрос на них со стороны частных лиц отстает от желаемого обществом. Ричард Масгрейв — один из величайших экономистов второй половины XX в. Его книга "Государственные финансы: теория и практика" признана экспертами первой авторитетной работой в этой области, и все последующие авторы находились под ее влиянием. Эта книга переведена на русский язык и была опубликована в России в 2009 г.
В современных условиях экономика общественного сектора представлена теоретическими воззрениями различных ученых и школ, она рассматривает целый комплекс направлений, куда входят теории налогообложения, теории общественных (бюджетных) расходов и теоретические основы межбюджетных отношений (распределение доходов и расходов между уровнями публичной власти).
Заметный вклад в современную западную финансовую мысль внес американский экономист и нобелевский лауреат Дж. Бьюкенен. Его подход к анализу общественного блага отличается тем, что он делает попытку рассмотреть его с точки зрения индивидуального выбора каждого гражданина, а также исследования процесса принятия решений, т.е. экономической и финансовой политики. Согласно теории Дж. Бьюкенена, получившей название "позитивной", научные теории разрабатываются для того, чтобы направлять решения правительства, касающиеся распределения ресурсов, но при этом такие решения должны быть проанализированы с точки зрения поведения индивидуума.
Экономика общественного сектора явилась научным отражением реалий современной динамики информационно-инновационного развития, сопровождаемой демократизацией различных сторон жизни в развитых странах с широко распространенными институтами гражданского общества. Функционирование общественного сектора обусловливает взаимодействие индивидуумов, составляющих общество, государственных институтов и некоммерческих структур, в основе деятельности которых лежит производство общественно значимых товаров и услуг (общественных благ) и удовлетворение потребностей населения.
Итак, можно сделать вывод о постоянно меняющейся парадигме финансовых теорий, которая следует за постоянно изменяющимися условиями развития экономики. Начало XXI в. характеризуется ускорением этих изменений в связи с процессами глобализации, принципиально новыми информационными технологиями, оказывающими прямое воздействие на возможности регулирования как государственных финансов, так и рыночного движения капитала. Финансовые теории не существуют "сами по себе", они всегда служат основой, фундаментом выбора того или иного направления финансовой политики, соответствующей конкретным целям и задачам, стоящим перед государством. Следовательно, назначение финансовых теорий — это формирование соответствующего теоретического фундамента финансовой политики государства, адекватной внутренним и внешним задачам и условиям его развития.