Развитие техники СМИ. Появление новых каналов информации
Бурный период развития массовых коммуникаций начался с изобретением таких достижений человеческого гения, как радио и телевидение. Различия между средствами массовой информации зафиксированы как в специальных исследованиях по журналистике, так и в законах.
В России под периодическим печатным изданием понимается газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное название, текущий помер и выходящее в свет не реже одного раза в год. Под радио-, теле-, видео-, кинохроникальной программой понимается совокупность периодических аудио-, аудиовизуальных сообщений и материалов (передач), имеющая постоянное название и выходящая в свет (в эфир) не реже одного раза в год.
Следует отмстить, что в других странах возможны иные подходы. Так, периодичность выхода газет может быть установлена не реже одного раза в неделю и т.п. Уже на рубеже XIX—XX вв. появились высокоскоростные многоцветные печатные машины, новые рабочие материалы, возникли эффективные способы распространения газет.
Так, существенно изменило практику американского журнализма, в основе своей информационного, появление в 1880-х гг. телефона и его дальнейшее распространение. Использование телефона открыло новый этап газетной практики: в американской печати, а затем в европейской появилось пресс-стенографирование и рерайтинг, т.е. подготовка к печати, литературная обработка полученных материалов репортеров специализированными кабинетными редакторами.
Не отставала и Англия. Уже к 1914 г. 350 тыс. миль подводного телеграфного кабеля соединяли метрополию с колониями, 40% этих линий контролировала Англия. Но в первой половине XX в. печать стала дополняться другими видами распространения информации, а именно радио и телевидением.
В 1895 г. А. С. Попов на заседании физического отделения Русского физико-химического общества сделал научный доклад об изобретении им системы связи без проводов и продемонстрировал се работу. В научных изданиях появились соответствующие публикации. Конечно, опыты велись значительно раньше. О возможности передачи энергии на расстояние свидетельствуют труды немецкого физика Генриха Рудольфа Герца, экспериментально доказавшего существование электромагнитных волн и подтвердившего тождественность их основных свойств световым волнам. А. С. Попов, преподававший десять лет в Минном офицерском классе и Техническом училище морского ведомства в Кронштадте, хорошо знал нужду флота в средствах беспроводной сигнализации. Исследования проводились в два этапа: нужно было найти достаточно чувствительные индикаторы электромагнитных волн и разработать прибор, способный надежно регистрировать посылаемый сигнал. Созданный Поповым прибор (по сути дела, первый радиоприемник), конечно, требовал совершенствования. Именно этим он и занялся в 1896—1897 гг. Весной 1897 г. во время опытов в Кронштадте Попову удалось добиться дальности радиосвязи в 600 м, а при испытании на кораблях — в 5 км. Кстати, именно тогда Попов обнаружил, что металлические корабли влияют на распространение радиоволн. Впоследствии этот эффект лег в основу радиолокации.
В 1899 г. помощники А. С. Попова П. H. Рыбкин и Д. С. Троицкий обнаружили детекторный эффект когерера (одна из основных деталей приемника А. С. Попова, разработанная ранее французским физиком Э. Бранли). На основе этого эффекта Попов построил "телефонный приемник депеш", способный принимать сигнал на головные телефоны. Приемник был запатентован в 1901 г. В том же году Попов добился дальности радиосвязи в реальных корабельных условиях 148—150 км. Работы А. С. Попова получили высокую оценку в России и за рубежом. Его приемник, например, в 1900 г. получил Большую золотую медаль на Всемирной выставке в Париже.
Конкуренцию Попову составил итальянский радиотехник и предприниматель Гульельмо Маркони. Не имевший систематического образования Маркони изучал физику под руководством А. Риги. Свои первые опыты он проводил и имении отца — крупного землевладельца. В 1896 г. Маркони приехал в Великобританию, где ему удалось заинтересовать своими опытами и приборами Почтовое ведомство и Адмиралтейство. В июне того же года изобретатель подал заявку на "усовершенствование в передаче электрических импульсов и сигналов и в аппаратуре для этого". До получения английского патента (июль 1897 г.) принцип действия и конструкцию своих приборов Маркони держал в секрете. После получения патента выяснилось, что принципы действия приемников Попова и Маркони идентичны.
В отличие от Попова, Маркони обладал несомненной деловой хваткой. Он сумел привлечь к радиотелеграфии внимание деловых кругов Великобритании и создал крупное акционерное общество, материальные возможности которого были таковы, что Маркони мог привлекать к работе видных ученых и инженеров, вести крупные эксперименты. Уже в 1901 г. он осуществил радиосвязь через Атлантический океан. Деятельность Маркони и его фирмы была очень продуктивной. В 1909 г. Г. Маркони и К. Ф. Браун получили Нобелевскую премию за развитие радиотехники и распространение радио как средства связи.
Но радиосвязь — это не радиовещание. Важнейшую роль в его возникновении и становлении сыграл Реджинальд Обри Фессенден. Опыты по передаче голосовых сообщений Фессенден начал в 1900 г; через два года он уже был обладателем 13 патентов в области беспроводной связи. В 1900 г. Фессенден, возможно, осуществил первую передачу голоса без проводов, а в сочельник 24 декабря 1906 г. — первую радиопередачу, которые многие охарактеризовали как начало радиовещания. Радиопередача анонсировалась за три дня до Рождества. Судам американского флота и компании "Юнайтед фрут", которые были оборудованы телеграфными аппаратами, передали сообщение, что в канун Рождества будут проводиться экспериментальные радиопередачи речи и музыки. Программа передачи была Вперед: вначале краткая речь о том, что собираются делать исследователи, затем немного музыки фонографа — "Ларго" Генделя, далее сольная игра на скрипке: отрывок из "О, святая ночь" Гуно. Окончилась передача песней "Почитание и смирение". Затем шел текст из Библии: "Слава Богу на небесах и людям доброй воли на земле". Сам Фессенден не собирался дальше заниматься радиовещанием: его цель заключалась в формировании голосовой телефонии для коммерческих надобностей.
Далеко не все приветствовали возможность радиовещания. Так, Маркони, по свидетельству очевидцев, заявил: "Радиовещание убьет радиосвязь".
Долгое время радиовещание рассматривалось как развлечение. Тому были весомые причины: радиоприемники, способные принимать голосовые передачи, промышленность не выпускала; регулярных передач никто не вел. Хочешь слушать радио — сам сделай радиоприемник. Хочешь передать сообщение — сделай радиопередатчик... Любительский, или исследовательский, период длился до 1920-х гг. Были среди любителей свои герои и первопроходцы. Американский радиолюбитель Чарлз Дэвид Хэролд с 1912 г. в течение пяти лет в городе Сан-Хосе (Калифорния) с помощью любительского передатчика вел в эфире регулярные программы музыки и речи, предназначенные для небольшой аудитории энтузиастов. Это было за восемь лет до рождения официального радиовещания.
Первая регулярная радиовещательная станция за рубежом начала работу в 1920 г. в Питтсбургс (США). Она принадлежала фирме "Вестингауз". Началась эра радиовещания. А уже через два года прозвучало первое рекламное объявление — компания "Квинсборро" купила за 50 долл. 10 мин. эфирного времени у радиостанции. Параллельно с развитием радиовещания шла разработка все более и более совершенных технических средств, осваивались новые радиодиапазоны.
Первая мировая война продемонстрировала огромные возможности "беспроволочного телеграфа". В 1918 г. Маркони начинает передавать радиосообщения из Англии в Австралию, в 1920 г. устанавливается радиосвязь с Мадридом, в 1921 г. — с Парижем, в 1922 г. — с Берном, в 1923 г. — с Веной, в 1926 г. — с Белградом, Москвой, Лиссабоном, в 1928 г. — с Бейрутом, Каиром, Стамбулом. Был сделан новый шаг к формированию международной системы коммуникаций.
Важным этапом развития радиовещания явилось создание Британской радиовещательной компании (1923). В 1927 г. возникает радиовещательная корпорация Би-би-си, которая вскоре стала передавать двухчасовые "блоки" программ в Австралию, Новую Зеландию, Индию, Восточную и Южную Африку...
Корпи экранной культуры теряются в глубине веков. Нашу жизнь весьма серьезно изменили кино, телевидение - достижения человеческого гения, если хотите, символ технического прогресса. Но одновременно с этими, уже так знакомыми нам экранами, существуют и другие, о которых мы забыли или начинаем забывать.
Театр теней соединил в себе древние игры с тенью и достижения кукольного театра (уже в Древнем Египте в XVI в. до н.э. исполнялись мистерии об Осирисе и Исиде). Но он практически погибе появлением кинематографа. Правда, и сегодня в ряде стран существуют театры теней. Так, до сих пор в Индии и Индонезии представления бродячих кукольников собирают огромные аудитории. Причем в репертуаре -образы индийского классического эпоса "Рамаяна" и "Махабхарата". Один из старейших в мире театров теней — индонезийский. Представление ведет один человек, рассказывающий в сопровождении оркестра о событиях, развертывающихся на экране.
Следующим этапом в освоении экрана можно считать появление кинематографа.
В 1895 г. братья Люмьер продемонстрировали первый сюжет, отснятый изобретенной ими кинокамерой. Началась эра кинематографа. С 1895 по 1918 г. кинематография распространилась по всему миру. Возникнув как технический аттракцион — "живая фотография", — она вскоре разделилась на художественную, хроникальную и научно-популярную. Действие снималось большими кусками, соединявшимися друг с другом надписями, которые объясняли фильм. Как правило, киноаппарат снимал с одной точки, рисуя изображение в общесредних планах. При этом охватывалось пространство, приблизительно равное сценической площадке. Актеры пользовались техникой театрального исполнения, но отсутствие звука восполняли подчеркнутой мимикой. Лишь с 1908 г. началось освоение собственных средств кино (крупный план, монтаж, объемные декорации, комбинированные съемки и т.д.).
В 1920-е гг. немое кино сформировалось как самостоятельное искусство, а в период с 1930-х по первую половину 1940-х гг. освоение звукового кино обусловило изменение художественной природы кинематографии. Звучащее слово сблизило кино с литературой и театром, создало условия для более глубокого исследования человеческих характеров средствами кинематографии.
Современный период развития кинематографии начался в разных странах в разное время, преимущественно во второй половине 1940-х — первой половине 1950-х гг. Он характерен успехами национальной кинематографии, в том числе в ряде стран Азии и Африки, обретших независимость в результате крушения мировой системы колониализма.
Возникновение и распространение нового средства массовой информации — телевидения стимулировало освоение техники цветного, широкоэкранного, широкоформатного и стереокино, но одновременно привело к резкому сокращению в ряде стран выпуска фильмов. Именно телевидение стало одним из наиболее массовых средств распространения информации.
Конечным звеном телевизионной передачи служит глаз человека, поэтому и телевизионные системы строятся с учетом особенностей зрения. Реальный мир воспринимается человеком визуально в цветах, предметы рельефными, расположенными в объеме некоторого пространства, а события — в динамике. Вот почему идеальная телевизионная система должна воспроизводить все эти свойства реального мира. Пока мы еще далеки от возможности создания такой идеальной телевизионной системы, но триумфальное шествие по планете этого "телеящера", как иногда выражаются, заставляет признать телевидение основным и наиболее эффективным средством массовой информации.
Принципиальная основа для реализации принципов телевидения была изложена в трудах американского ученого У. Смита, открывшего в 1873 г. внутренний фотоэффект, русского физика А. Г. Столетова, установившего в 1888 г. основные закономерности внешнего фотоэффекта, А. С. Попова — изобретателя радио, Б. Л. Розинга, разработавшего в 1907 г. систему "катодной телескопии" и осуществившего в 1911 г. первую в мире телевизионную передачу (в лабораторных условиях). Это были первые шаги, но, чтобы довести телевидение до стадии практического применения, необходимо было решить множество других сложных вопросов. Среди ученых, без вклада которых не появилось бы телевидение, необходимо назвать португальца А. ди Пайва, русского П. И. Бахметьева, американцев В. К. Зворыкина и Ф. Фарнсуорта, британского ученого К. Свинтона и многих других ученых и изобретателей.
Еще в 1884 г. Пауль Нипков изобрел систему механической развертки луча, создающую изображение объекта на экране. Она представляла собой вращающиеся диски с отверстиями. Через три года Уильям Крукс исследовал процессы, протекающие в трубке с двумя электродами и откачанным воздухом. Когда он пропустил через эту трубку электрический ток, трубка засветилась. А в 1895 г. Вильгельм Рентген открыл Х-лучи, используя такую же трубку, как и у Крукса. Через два года немецкий физик Карл Фердинанд Браун установил дополнительные электроды, а дно трубки покрыл люминофором. Это позволило увидеть, что пучок электронов под воздействием электрического поля отклоняется. Трубка Брауна была прообразом кинескопа, но сделал его похожим на современный — ученый и промышленник Владимир Зворыкин.
18 апреля 1921 г. В. И. Ленину отправили сообщение, что в Нижегородской радиолаборатории создан прибор, позволяющий "видеть на экране подвижное изображение". Ленин просил оказать содействие в усовершенствовании этого прибора, но политические и экономические сложности не позволили это сделать.
Идея создания прибора, при помощи которого можно было бы получить на экране движущееся изображение, буквально витала в воздухе. В 1925 г. в Лондоне впервые с помощью аппаратуры зрительную информацию передали на расстояние. Вперед изобретателей продвинули опыты Джона Лоджи Бэру, который в 1926 г. при помощи дисков Нипкова получил па экране изображение. В 1927 г. Би-би-си организовала публичный сеанс телевизионного вещания. В СССР с 1 октября 1931 г. стали регулярными малострочные (изображение с разложением в 30 строк) телепередачи неподвижных объектов. Начались передачи механического телевидения в Ленинграде, Одессе, Киеве, Харькове, Нижнем Новгороде, Смоленске, Томске. В 1932 г. осуществлена первая передача движущегося изображения, а через два года — со звуковым сопровождением. Но это были только опытные трансляции.
Качественно новый этап в развитии телевидения наступил в конце 1930-х гг. в связи с переходом от малострочного механического телевидения к электронному. Регулярные телепередачи в Германии и Великобритании начались в 1936 г., в США — в 1941 (по некоторым данным — в 1939 г.). Но массовое распространение телевидение получило лишь в 1950-е и 1960-е гг.
В настоящее время телевидение уже уступило свое место компьютерным сетям. История создания первых вычислительных машин насчитывает столетия. В XVII и. французский ученый Б. Паскаль, а позднее немецкий математик Г. В. Лейбниц построили первые цифровые вычислительные машины. Первой пригодной для практического применения вычислительной машиной стал арифмометр Томаса де Кольмара (1820 г.), а в 1874 г. создан получивший широкое распространение арифмометр В. Т. Однера. Идея создания универсальной цифровой вычислительной машины принадлежит профессору Кембриджского университета Ч. Бэббиджу, который еще в 1833 г. разработал ее проект, по устройству близкий к современной. Но тогда не существовало технических возможностей для реализации проекта, да к тому же он опережал запросы времени. Первая вычислительная машина с программным управлением па электромагнитных реле "МАРК-1" построена в 1944 г. в США и первая электронная машина "ЭНИАК" — в этой же стране два года спустя.