Развитие сознания ребенка
Согласно ассоциативной точке зрения психика человека исчерпывается его сознанием. Как отмечалось, традиция рассматривать человека как существо разумное, сознательное была заложена Р. Декартом. Высшей формой проявления сознания являлась способность к рассуждению. Поэтому ассоциативные психологи ставили перед собой задачу объяснить, как возникает эта способность в ходе детского развития. С точки зрения представителей ассоциативной психологии, когда ребенок рождается, он не может высказывать никаких суждений и, более того, он ничего не знает о мире. У новорожденного имеются только органы чувств, которые поставляют ему различные ощущения. Поскольку ребенок ничего не знает, он не знает и самих этих ощущений. Внутренняя картина жизни ребенка представляет собой набор, а точнее хаос обрушивающихся на него ощущений, которые ничего не говорят самому ребенку. Ощущения могут быть разного качества: осязательные, обонятельные, слуховые, вкусовые, зрительные. Перед психологами стояла задача понять, как из хаоса всевозможных ощущений рождается способность к рассуждению.
Объяснения были следующими. Ассоциативные психологи ввели главный объяснительный принцип, который они назвали "законом ассоциации" (откуда и пошло название этой теории). Они говорили, что любые впечатления обладают свойством соединяться друг с другом. Впечатления соединяются вместе, если они одновременно воздействуют на ребенка. Например, если ребенок получает одновременно со зрительным впечатлением обонятельное, то такие впечатления соединяются и между ними возникает связь, или ассоциация. Считалось, что каждый объект, который окружает ребенка, является источником воздействия на органы чувств, а значит, и источником впечатлений, которые возникают у ребенка. Как писал Дж. Селли: "Переживания, происходящие одновременно или следующие непосредственно друг за другом, впоследствии имеют тенденцию вызывать мысль одно о другом". Он подчеркивал, что "принцип ассоциаций проявляется всюду в процессе приобретения знаний – безразлично, приобретаются ли они путем непосредственного созерцания вещей или благодаря наставлениям со стороны других. Действия его настолько всеобщи, что почти всякий пример покажется банальностью".
По мысли ассоциативных психологов, психическая жизнь ребенка начинается со смутного, неопределенного переживания (или чувствования). До появления на свет ребенок находится в дремотном состоянии. В первые моменты после рождения малыш продолжает пребывать в этом состоянии, и первые зрительные впечатления практически не отличаются от осязательных и слуховых. Процесс дифференциации происходит постепенно. При этом яркие чувственные впечатления вызывают смутные переживания. На этом этапе еще не отделяются переживания своих собственных состояний от переживаний, вызванных воздействием внешних объектов. Психическое развитие предстает как постепенное оформление смутных впечатлений и сонного состояния в более ясное состояние бодрствования. Ребенок начинает различать зрительные и слуховые впечатления, а также впечатления, получаемые от воздействий на тело ребенка. Много раз повторяющиеся группы ощущений начинают оформляться в некоторую целостность и приобретать значение, связанное с внешним предметом (таким как лицо матери). Кроме того, выделяется ощущение, вызванное положением ребенка в пространстве (например, во время купания).
Особая роль отводится движению, которое связано с ощущением. Ощущение приводит к возникновению восприятия, в котором отдельные группы ощущений начинают разграничиваться между собой. За развитием восприятия следует процесс представления. За ними появляются высшие формы умственных процессов.
Наряду с ощущениями, которые характеризуют умственное развитие, присутствуют ощущения, связанные с эмоциями и чувствами. Они подвержены тем же законам, что и познавательные ощущения. Точно так же происходит развитие волевых процессов, которые возникают из низших форм произвольности. Важным фактором психического развития выступает речь, с которой ребенок сталкивается с первых месяцев своей жизни. Благодаря слову оказывается возможным обособление различных переживаний и впечатлений и приобретение значений, что в итоге позволяет ребенку не только понимать высказывания других, но и осуществлять выражение собственных мыслей и чувств.
По мысли ассоциативных психологов, органы чувств снабжают ребенка различным психическим материалом, который представляет собой далее неразложимые элементы. Особенность этого материала заключается в том, что он выступает как некоторая данность, далее нераздельная и в этом смысле простейшая. Постепенно, с опытом эти элементы организуются в сложные формы, что приводит к психическому развитию. Для организации этих форм важную роль играет внимание, поскольку ребенок переживает в каждый данный момент множество чувственных впечатлений, а внимание отбирает наиболее существенные из них и игнорирует несущественные (в частности, от собственного дыхания). Наряду с чувственными впечатлениями, важной составляющей являются эмоциональный тон. Впечатления, получаемые ребенком, не являются исключительно пассивными, многие из них представляют собой результат активности ребенка (например, впечатления, получаемые от осязательных рецепторов в том случае, когда малыш по своей инициативе берет различные предметы).