Лекция 8. РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

В условиях перехода России к новым экономическим отношениям десятки миллионов людей оказались в сложных социальных условиях: одни перешагнули черту бедности, другие стали безработными, третьи оказались беженцами и мигрантами и т.д.

Нарастало социальное напряжение в обществе. В начале 1990-х гг. уровень бедности достиг более 30%. Процесс депопуляции приобрел катастрофический характер. Смертность превысила рождаемость на большей территории РФ. Выросло число детей, рожденных вне брака. Увеличилось количество детей-сирот при живых родителях. Распадался каждый второй-третий брак. Ежегодно оставалось без одного из родителей около 1 млн детей. Доля неполных семей достигла 15% по стране. По числу производимых абортов (4 млн абортов в год) Россия значительно опередила высокоразвитые страны. Обострилась проблема детской инвалидности: около 1 млн детей-инвалидов нуждалось в материальной, психологической и юридической помощи. Число страдающих психологическими заболеваниями достигло примерно 4,5 млн человек, выросла преступность (ежегодно совершалось более 2 млн преступлений) и, что особенно опасно, число преступлений, совершаемых подростками. Примерно треть виновных в грабежах, кражах, изнасилованиях — подростки. Россия не только вышла "на передовые рубежи" по количеству алкоголиков (около 20 млн человек), но и уверенно догнала другие страны по числу наркоманов и токсикоманов. Социальное неблагополучие (в обществе и семье) стало причиной участившегося жестокого обращения с детьми, психологических стрессов, заболеваний, самоубийств (до 50—80 тыс. в год), проституции (только в крупных городах более 120 тыс. проституток).

В этих условиях Правительством РФ разрабатываются экономические и социальные программы, направленные на выход России из кризиса. Стихийные процессы и процессы, связанные со стабилизацией социально-экономической ситуации, выдвинули на первый план задачи социальной поддержки защиты наиболее уязвимых слоев населения: детей, пенсионеров, инвалидов, беженцев, малоимущих и т.д.

В этой связи принимается Указ Президента РФ от 26 декабря 1991 г. № 328 "О дополнительных мерах социальной поддержи населения в 1992 году", согласно которому органам исполнительной власти предоставлялось право самостоятельно определять формы социальной поддержки населения, которые смогли бы защитить население в условиях либерализации цен.

Для формирования финансовых источников в этот период создаются Республиканский и территориальные фонды социальной поддержки населения, определяется порядок адресного направления гуманитарной помощи. Принимается ряд законодательных мер в области семьи, детства, защиты инвалидов, пенсионеров, военнослужащих. Среди них "О государственных пенсиях РСФСР" (27 декабря 1991 г.), "О дополнительных мерах по охране материнства и детства" (4 апреля 1992 г.), "О повышении минимального размера оплаты труда" (21 апреля 1992 г.), "О повышении размеров социальных пособий и компенсационных выплат" (21 мая 1992 г.) и ряд других. Всего в 1991 1992 гг. было принято 25 законов, направленных на защиту граждан[1].

Важным поворотом в системе социального обеспечения нуждающихся явился Указ Президента РФ и решение Правительства РФ об управлении государственным социальным страхованием. Согласно этим постановлениям денежные средства Фонда социального страхования РФ (ФСС России) должны формироваться за счет страховых взносов и целевых ассигнований из других источников, которыми владеют предприятия, организации, независимо от форм собственности. Распределение же этих средств и выплату социального страхования взял на себя ФСС России.

В условиях массового высвобождения работников в связи с частичной или полной ликвидацией некоторых предприятий и учреждений предлагалась определенная программа занятости, согласно которой предусматривались меры по сокращению рабочего времени без сокращения численности работающих, льготы и компенсации высвобожденным работникам, переквалификация, временное приостановление найма новых работников и др.

В 1994 г. Правительством РФ утверждаются основные направления деятельности в области социальной политики, среди которых важное место отводится поддержке и защите нетрудоспособных и малообеспеченных слоев населения. Предполагается улучшить пенсионное обеспечение, увеличить помощь семье и детям, инвалидам и т.д.

Большое место отводится развитию социального обслуживания населения, где приоритетную роль играет развитие специализированных социальных служб. В этом же году утверждается Федеральная программа "Дети России".

В мае 1995 г. выходят федеральные законы "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", а в ноябре — "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации". Именно эти законы стали основой законодательной базы социальной защиты населения.

В постановлении Правительства РФ от 25 ноября 1995 г. утверждается перечень гарантированных государством социальных услуг, которые предоставляются гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания. Среди них такие виды помощи, как материально-бытовая, социально-медицинская, санитарно-гигиеническая, консультирование и др.

Таким образом, государство определилось в субъектах обязательной помощи, в тех видах услуг, которые оно гарантировало различным категориям граждан.

Практически с принятием 4 августа 1993 г. Концепции развития социального обслуживания в Российской Федерации произошел отход от принципов социального обеспечения, переход к системе социальной защиты, принятой в странах Европы. В ее основу была положена забота государства об организации индивидуальной помощи людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Для реализации этой задачи активно развивается система социальных служб, основными формами работы которых являлись: материальная поддержка нуждающихся, помощь па дому, обслуживание в условиях стационара, предоставление временного приюта, организация отделения дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания, консультативная помощь, социальных патронаж, социальная реабилитация и т.д.

Особенностью Концепции развития социального обслуживания в Российской Федерации являлось то, что она предусматривала подготовку профессиональных специалистов по социальной работе.