Развитие социальной психологии
Дальнейшее развитие социальной психологии происходило следующим образом. В Европе и Америке оно уже в конце XIX — первые десятилетия XX века пошло различными путями. В центре внимания европейских ученых — социологов и социальных психологов — оказалась проблематика психологии масс и толпы. Ею в Европе почти одновременно занялись ученые из разных стран: Г. Тард, Г. Лебон во Франции, С. Си-геле в Италии, В. М. Бехтерев в России. В 1895 году публикуется книга Г. Лебона "Психология народов и масс".
Если Г. Тард, Г. Лебон и С. Сигеле обсуждали проблемы психологии масс в основном в теоретическом плане, то В. М. Бехтерев ставил и проводил эксперименты На эту тему (в его трудах все объединения людей, большие и малые, в то время назывались коллективами).
В течение первых трех десятилетий XX века, когда в Европе активно разрабатывались учения, касающиеся психологии народов, масс и толпы, в Соединенных Штатах социальная психология как таковая не существовала (в это время американские ученые-психологи были увлечены идеями бихевиоризма и психоанализа). Кроме того, социально-политическая обстановка в США в начале XX века была иной, чем в Европе, и данная страна в основном была заинтересована в разработке социально-психологических идей, касающихся, например, личных и деловых (экономических, политических и других) взаимоотношений между людьми в малых группах. Экономический кризис, безработица, распространение нервных заболеваний, расовая проблема поставили перед учеными этой страны иные задачи, чем перед европейскими учеными.
Своеобразной вехой в истории социальной психологии (образно говоря, "ласточкой, не сделавшей погоды") стало появление ряда работ, в название которых впервые вошло словосочетание "социальная психология". Это были: труд американского философа и психолога Дж. Болдуина "Исследования по социальной психологии" (1897), книга английского ученого У, Макдугалла "Введение в социальную психологию" в 1908 году и работа американского социолога Э. Росса под название "Социальная психология". Считается, что именно с этого времени за данной наукой не только закрепляется ее современное название, но и она сама получает признание как вполне самостоятельная область научных психологических знаний.
Хотя социально-психологические идеи, как следует из сказанного выше, зародились еще в середине XIX века, однако до начала XX столетия экспериментальные исследования в области социальной психологии фактически не проводились, за исключением, пожалуй, единственного эксперимента, осуществленного американским ученым Н. Трипплетом в 1897 году. В современную, экспериментальную науку социальная психология стала по-настоящему превращаться лишь в 10-20-е годы XX века благодаря исследованиям, проведенным в это время немецким ученым В. Меде (1913), русским ученым В. М. Бехтеревым (1918-1920) и американским ученым Ф. Оллпортом (1920).
Только в 30-е годы XX века социально-психологическая проблематика впервые начинает привлекать к себе повышенное внимание. Волей судьбы это произошло в США и оказалось связанным со следующими событиями.
Во-первых, прагматическая ориентация науки, господствовавшая в этой стране, потребовала от ученых и соответственно от научных социально-психологических разработок стать полезными для практики.
Во-вторых, в эти годы в США эмигрирует немало известных европейских ученых, в первую очередь из Германии, где в 30-е годы зарождался фашизм. Среди ученых-эмигрантов оказались, например, известные, талантливые немецкие психологи М. Вертгеймер и К. Левин.
В-третьих, в самих Соединенных Штатах огромное количество людей стало в это время нуждаться в активной социально-психологической помощи (это были годы экономического кризиса, социальной депрессии и развития в этой стране так называемого "дикого" капитализма). Помощи простые люди ждали не от врачей или клинических психологов, а от социальных психологов. Эти люди не были больными, они переживали серьезные жизненные трудности, находясь в состоянии психологического кризиса, и им необходимо было как-то приспосабливаться к новым для них условиям жизни1.
В связи с этим особенно актуальной в эти годы становится социально-психологическая проблематика малых групп, причем поначалу именно в ее прикладном аспекте.
К. Левин, оказавшись в Соединенных Штатах, переключает свое внимание с проблем общей психологии (личности и мотивации), которыми он занимался, находясь еще в Германии, на социальную психологию. Это же делает и известный американский врач-психотерапевт, социолог и психолог Я. Морено. Оба ученых практически одновременно приступают к разработке социально-психологической проблематики малых групп и методов групповой психотерапии. Вместе они в середине 30-х годов также создают и первую социально-психологическую теорию малых групп.
Я. Морено сосредоточивает свое внимание на взаимоотношениях в группе и называет свою теорию социометрией. Аналогичное название получает и предложенная им методика экспериментального изучения взаимоотношений в малых группах. Он разрабатывает и первую групповую психотерапевтическую методику, получившую название "психодрама".
К. Левин предлагает общую теорию малых групп, в которой определяются основные понятия, описывающие структуру и взаимоотношения в малой группе. Им и его последователями предлагаются также и новые методы экспериментального изучения малых групп, организуются и проводятся первые оригинальные лабораторные эксперименты, в которых обнаруживается ряд новых социально-психологических явлений, характеризующих малую группу. Среди них — лидерство, конформизм, групповое влияние и групповые нормы. Так зарождается первое теоретически и экспериментально обоснованное направление в социальной психологии, получившее позже название -"групповая динамика".
В скором времени новые тенденции в развитии научной и прикладной социальной психологии начинают распространяться во всем мире, включая страны Европы. К этому времени проблематика психологии народов и больших социальных групп отходит на второй план, а на первый в Европе, как и в США, выходят вопросы, касающиеся функционирования и взаимоотношений людей в малых группах. Эти исследования, однако, в скором времени прерываются Второй мировой войной, которая временно переключила внимание ученых на другие социально-психологические проблемы, например на психологическое обеспечение ведения пропаганды и агитации в военное время.
После окончания Второй мировой войны к проблематике малых групп добавляются вопросы, порожденные социально-политическими событиями, произошедшими накануне и во время войны. Это, в первую очередь, вопросы, касающиеся зарождения и распространения фашизма, авторитаризма, проявлений жестокости и беспомощности в социальных и человеческих взаимоотношениях.
В первые годы после войны повышенное внимание к себе привлекает проблема агрессивности. Затем на некоторое время актуальной становится проблема авторитаризма. Эти две проблемы некоторое время, в течение примерно десяти лет после окончания войны, занимают внимание ученых, и вслед за этим интересы исследователей вновь, как и до войны, возвращаются в "мирное" русло.
Вспомним, что социальная психология как наука возникла и стала разрабатываться за рубежом в то время, когда, преодолев кризис начала XX века, психология разделилась на ряд направлений: бихевиоризм, гештальтпсихологию, психоанализ и другие. Это, естественно, сказалось и на подходах к пониманию и изучению социально-психологических явлений, характерных для представителей этих направлений.
Бихевиористы в социальной психологии (Б. Скиннер, Н. Миллер, Д. Доллард, Дж. Тибо, Г. Келли, А. Бандура и другие) сосредоточили свое внимание на изучении социального поведения человека, на его объяснениях в соответствии со схемой "стимул — реакция" и с использованием понятия "подкрепление".
Психоанализ (Э. Фромм, Г. Салливан, Л. Байон, В. Беннис, Г. Шепард, Л. Шутц и другие) обратился к "глубинным" групповым процессам, имеющим бессознательный характер.
Идеи гештальтпсихологии, давшей начало когнитивной психологии в США (К. Левин, С. Аш, Р. Кратчфильд, Ф. ХайдерД. Ныоком.Л. Фестингер и другие), нашли отражение в понимании групповых процессов и в практике социально-психологического тренинга (Т-группы и гештальтгруппы).
Эти направления в социальной психологии преобладали в первой половине XX века. В начале его второй половины интерес к социально-психологической проблематике стал проявляться в России (бывшем Советском Союзе).