Развитие системы конфессиональной помощи в XIII–XVII вв.
Во второй период конфессиональной помощи (XIII– XVII вв.) происходит дальнейшее изменение идеологемы помощи, что было вызвано татаро-монгольским нашествием.
Князь уже не может выступать в качестве главного защитника, учителя и судьи – все эти функции постепенно переходят к церкви. Именно она помогает облегчить душевные муки претерпевшим насилие от татаро-монгольских набегов, формирует национальное самосознание и гордость, оказывает первую помощь. Князь постепенно отходит на второй план, становится частным милостедавцем. В его задачи входит договор о выдаче ярлыка от Орды, сбор разбежавшихся по лесам горожан, очистка стольных городов от последствий нашествия – т.е. похороны, организация скотомогильников, приведение в порядок разоренных храмов, очистка отравленных колодцев, забитых трупами младенцев и собак, и т.д.
Церковь между тем набирает силу и влияние. Вокруг нее формируются монастыри как главные помогающие субъекты. Сначала это монастыри ктиторские.
Ктиторские монастыри развивались в древних русских городах (а их насчитывалось по стране от 25 в X в. до 150 в XIII в.). Они были малочисленны – по 12–15 человек. Жизнь в них строилась по келейному принципу. Не возбранялось выходить за пределы с целью сбора для себя милостыни, не обязательны были соблюдение устава и даже обряд пострига. В народной среде они постепенно стали утрачивать свой авторитет, так как с победой над татаро-монголами перестали выполнять функции защиты и помощи.
Постепенно на первое место в качестве помогающего субъекта вышли вотчинные монастыри. Они стали развиваться на окраинах России, выполняли важные функции захвата земель и придания им статуса государственных российских, а также крестили инородцев. Кроме того, вотчинные монастыри привлекали к работе на себя народных умельцев, что давало им освобождение от произвола царских чиновников, пошлин и податей. В случае старости или увечья работный люд принимался в монастырь на полное обеспечение до самой смерти. Усопшего хоронили на территории монастыря, что было уже к тому времени ценностью.
Создателем первого вотчинного Иосифо-Волоколамского монастыря является Иосиф Волоцкий. С его именем напрямую связан идейный спор между "стяжателями" и "нестяжателями" (Нил Сорский), состоявшийся в 1501 г. Первые считали, что церковь должна собирать и приумножать богатство, чтобы быть могутной и иметь собственные социальные программы. Вторые утверждали, что всякое стяжание приводит к порче человеческой породы, к развитию ненасытности и злобы. Важна также мысль, культивируемая "нестяжатлями", о том, что бесплатная помощь развращает человека, формирует социальное иждивенчество.
Параллельно развиваются приходы как особые открытые институты конфессиональной системы помощи. С формированием приходов, развивающихся на окраинах государства, стала развиваться церковно-приходская помощь.
Основные формы церковно-приходской системы помощи: милостыня, беспроцентное кредитование, материальная помощь, просветительская деятельность.
Приходская благотворительность – переходное звено между монастырской и гражданской системами помощи. В отличие от монастырей с их закрытой организационной структурой, приходы – открытая структура, или система помощи. Руководителем прихода избирается "свой" церковный староста – т.е. уважаемый человек из числа прихожан (в монастыре назначается епископатской властью). В задачи старосты входит приобретение земель, строительство богаделен, сбор долгов, церковной кружки, раздача денег нуждающимся. Староста был подотчетен общине, мог быть ею переизбран. Старосты также приглашали в приход епископатские суды для разбора сложных, по преимуществу нравственных, дел. К ним относились "роспуст" (развод), "умычка невест", споры о наследстве, ссоры между мужем и женой, дела об отравительстве, об укушении при драке и многие другие.
Таким образом, посредством публичной деятельности судов формировались новые христианские правила и нормы поведения в обществе. Они отразились также и на отношении к вопросам оказания помощи в высших социальных слоях. В данный период появляются первые светские тенденции благотворительности, связанные с именами таких наших выдающихся соотечественников, как Афанасий Ордин-Нащокин, Федор Михайлович Ртищев, Ульянии Осорьина, прославившихся своими благими деяниями в пользу ближнего.
Институт церкви превращается в носителя не только новой государственной идеологии, но и новой философии помощи, основанной на христианских канонах милосердия.
В данный период появляется новая официальная институциализированная форма защиты в виде приходов и монастырей. Они несут в себе различные функции – от вспомоществования до лечения, от судебного делопроизводства до социального и семейного воспитания. В отношении "инородцев", как в дореволюционной России называли представителей иных, чем русская, национальностей, приветствовалась политика христианизации, т.е. крещения, но она не носила жесткого принудительного характера. Большинство новоиспеченных христиан параллельно продолжали совершать языческие обряды.