Развитие РСФСР
Наряду с объединением вокруг РСФСР независимых советских республик продолжалось национально-государственное строительство и внутри самой России.
Автономные республики, возникшие в первой половине 1918 г. на Северном Кавказе и в Крыму, будучи захвачены белогвардейцами и интервентами, вскоре существовать перестали и после освобождения Юга России от белых не были восстановлены, ибо, как уже отмечалось, они не вполне соответствовали национально-территориальному принципу. Однако сохранилась Туркестанская республика.
В ходе гражданской войны внутри РСФСР создается новый широкий круг уже настоящих автономных образований. В конце 1918 г. возникли Трудовая Коммуна немцев Поволжья, объединившая немецкие колонии этого района. Еще в марте 1918 г. был создан Комиссариат по немецким делам в Саратове. Главной его задачей стала организация Советов, ибо до сих пор они существовали лишь в некоторых немецких колониях, и уже в апреле 1918 г. удалось созвать здесь съезд Советов. 19 октября 1918 г. СНК принял Декрет "О немецких колониях Поволжья", которым образовывал "областное объединение с характером трудовой коммуны". Съезд Советов немецких колоний в конце октября 1918 г. в соответствии с Декретом СНК упразднил Комиссариат по немецким делам Поволжья и провозгласил образование Трудовой Коммуны немцев-колонистов. Он избрал исполком, которому Комиссариат по немецким делам уже в ноябре передал свои полномочия.
В начале 1919 г. была образована Башкирская автономная республика. До того, еще в начале 1918 г., Народный комиссариат по делам национальностей принял решение о создании Татаро-Башкирской республики. Однако эта идея не была реализована. Башкиры опасались, что в новой республике будут господствовать татары. Вместе с тем националистам удалось увлечь за собой антисоветски настроенную часть башкирского населения и во главе с З. Валидовым создать в колчаковской армии достаточно крупные национальные воинские формирования. Шовинистическая политика белого руководства, однако, побудила валидовцев уже в начале 1919 г. вступить в переговоры с Советской властью о переходе башкирских формирований на сторону Советов. Единственным условием этого выдвигалось требование национальной автономии. Советское правительство, разумеется, пошло навстречу башкирам, заключив соглашение о создании Башкирской автономной республики. В 1920 г. статус республики был закреплен и уточнен. Собрался I съезд Советов Башкирской АССР.
В 1919 г. образовалась еще одна автономная республика. Весной этого года был освобожден от белогвардейцев Крым. Однако существовавшую здесь в 1918 г. Таврическую Советскую Республику не восстановили, провозгласив вместо нее Крымскую республику, притом на территории несколько меньшей: континентальные уезды прежней Таврической губернии в новую республику не вошли.
10 апреля 1919 г. состоялось первое заседание Симферопольского Военно-Революционного Комитета, который уже с первых дней стал выполнять функции общекрымского органа власти. 23 апреля 1919 г. Политбюро ЦК РКП (б) признало желательным создание Крымской Советской Республики, Партийная конференция Крыма приняла решение об образовании КрССР и наметила персональный состав ее правительства. Временное рабоче-крестьянское правительство 6 мая опубликовало Декларацию, в которой провозглашало Крым социалистической советской республикой, а себя - ее высшим органом власти и сообщало о программе своей деятельности. По Декларации. Крымская республика, как и прежняя Таврическая, мыслилась не национальной, а чисто территориальной.
Временное рабоче-крестьянское правительство создало свои органы отраслевого управления. Однако Советская власть в Крыму, так же как и в 1918 г., просуществовала недолго - всего лишь до июня в 1919 г.
Две новые автономные республики были образованы в 1920 г. Создание Башкирской АССР означало, что решение Наркомнаца об образовании Татаро-Башкирской республики, по существу, теряет силу. Оно и было отменено решением Политбюро ЦК РКП(б) 13 декабря 1919 г.1, хотя споры по этому поводу еще некоторое время велись. Конец им был положен, когда СНК в мае 1920 г. создал специальную комиссию по разработке проекта татарской автономии, а уже 27 числа этого месяца ВЦИК принял соответствующий Декрет. Он определил форму отношений Татарии с центром и конструкцию государственного механизма, аналогичные зафиксированным в Декрете "О государственном устройстве Автономной Советской Башкирской Республики". Временно, до созыва съезда Советов, власть в новой республике вручалась ревкому. В сентябре 1920 г. состоялся съезд Советов Татарской АССР, заслушавший отчет ревкома и его отделов и избравший ЦИК Татарии.
В 1920 г. была образована и Киргизская АССР. Дореволюционные этнографы, а вслед за ними и российское законодательство объединяли под общим наименованием киргизов два народа, различая кайсак-киргизов (казахов) и кара-киргизов (собственно киргизов). Новая республика создавалась как автономия именно кайсак-киргизов (т.е. казахов), но получила первоначально название киргизской.
Работа по подготовке казахской автономии началась еще в 1918 г. Однако по военным обстоятельствам, а также в силу определенного противодействия националистических кругов она продвигалась довольно медленно. В этих условиях в 1919 г. Наркомнац пошел на временную меру: 12 июня его представитель внес на обсуждение СНК "Проект постановления об образовании комиссии для выработки положения о временном управлении Киргизским краем". В ходе работы комиссии в Наркомнаце родилась идея создания революционного комитета по управлению Киргизским краем, который должен был заменить собой Киргизский отдел НКН и комиссию по созыву съезда. Она была воплощена в жизнь Декретом СНК "О Революционном Комитете по управлению Киргизским краем", принятым правительством 10 июля 1919 г. На основании Декрета ревком рассматривался как временный орган "впредь до созыва всеобщего киргизского съезда... и объявления автономии Киргизского края". 14 августа 1920 г. проект Декрета об образовании Киргизской республики обсуждался на заседании коллегии Народного комиссариата по делам национальностей. 26 августа он был принят ВЦИК и СНК. 4 октября 1920 г. в Оренбурге открылся 1 Всеказахский съезд Советов. Он единодушно одобрил Декрет ВЦИК и СНК от 26 августа и провозгласил образование Киргизской Автономной Советской Республики в составе РСФСР. Была обсуждена и принята "Декларация прав трудящихся КАССР".
В период гражданской войны возникли также Чувашская, Марийская, Вотская (Удмуртская), Калмыцкая автономные области, Карельская Трудовая Коммуна.
Образование Карельской автономии происходило в сложной обстановке, в борьбе с карельскими националистами и финляндскими притязаниями на территорию края. Накануне I съезда Советов Карелии и на нем подавляющим большинством голосов было решено создать Карельскую автономию в составе России.
В данный период усиливается руководство национально-государственным строительством в РСФСР со стороны центральных партийных и советских органов. В отличие от предыдущего периода все образовавшиеся автономии провозглашались актами ВЦИК, СНК (или их совместными актами). В этих актах определялись форма той или иной автономии, ее территория, общая структура органов власти и управления, основы правового статуса. ВЦИК и СНК посылали свои комиссии для помощи в налаживании государственной жизни некоторых АССР. В свою очередь автономные республики и области направляли своих представителей в Москву. Таким образом, центр был тесно связан с национальными районами.
Возрастает роль высших органов отраслевого управления в руководстве строительством автономии, в первую очередь роль наркоматов по делам национальностей и внутренних дел. В конце Гражданской войны уже не было ни одной новой республики или автономной области, организованной без участия Наркомнаца. Для приближения руководства к местам некоторые его отделы были перемещены в национальные районы. Наркомат внутренних дел участвовал вместе с Наркомнацем в выработке положений об автономии, занимался вопросами их финансирования.
Одним из результатов централизованного руководства национально-государственным строительством в РСФСР явилось последовательное проведение национально-территориального принципа формирования автономных единиц. В отличие от предыдущего периода все образовавшиеся автономные республики (кроме Крымской), области и трудовые коммуны строились так, чтобы выделить территории, компактно заселенные тем или иным народом. Высшие органы РСФСР совместно с самими автономиями проводили объемную и сложную работу по определению границ национальных территорий. Главная трудность заключалась в том, что на протяжении веков народы России жили вместе, смешивались, и определить территории их преобладающего расселения порой можно было лишь условно.
Характерной особенностью этого этапа развития формы государственного единства РСФСР было появление новых видов автономии. Наряду с автономными республиками возникали, как уже отмечалось, автономные области и трудовые коммуны. Их правовой статус еще не успел сложиться. Можно лишь подчеркнуть, что в отличие от автономных республик автономные области не являлись государствами. Они не имели своих ЦИК, совнаркомов, наркоматов. Органом власти автономной области был съезд Советов, а в период между съездами - областной исполком. От автономной области мало чем отличалась автономная трудовая коммуна. И законодательство, и особенно практика государственного управления в большинстве случаев отождествляли их.
В то же время статус автономных республик изменялся. Становится более точной его правовая регламентация, осуществлявшаяся, как уже упоминалось, всероссийскими органами, что было связано с общим укреплением Советского государства.
Структура государственного механизма автономных республик формировалась по образцу общероссийской. Высшими органами власти и управления были съезды Советов, ЦИК, Совнарком, наркоматы. Местные органы создавались исходя из общих принципов Конституции РСФСР.
Если в предыдущий период автономные республики порой осуществляли функции, далеко выходившие за рамки автономии, то теперь правовой статус и фактическое положение АССР выравниваются. К концу гражданской войны автономные республики уже не участвовали во внешних сношениях, не имели своих вооруженных сил и не выпускали собственных денежных знаков. Все названные сферы деятельности сосредоточиваются в руках всероссийских органов, обладавших реальными возможностями для ее успешного осуществления, а у автономных республик остается широчайший круг прав и функций в сфере промышленности, сельского хозяйства, просвещения, здравоохранения и т.п.
Централизованное руководство национально-государственным строительством в РСФСР, более четкая регламентация правового статуса автономных республик, последовательное проведение национально-территориального принципа формирования автономных единиц обусловили историческую прочность почти всех сложившихся в это время национально-государственных образований. В отличие от большинства автономных республик, возникших в первые месяцы Советской власти и вскоре исчезнувших, автономии, созданные теперь, продолжали существовать, развиваться и крепнуть.
С национально-государственным строительством в годы гражданской войны тесно связана и перестройка административно-территориального устройства РСФСР. В 1919 г. установился более четкий порядок изменения границ губерний, уездов и волостей. Если раньше оно могло производиться местными органами власти и управления, то теперь это право перешло к СНК РСФСР, а позже - к Президиуму ВЦИК.
Осуществлялись меры по подготовке принципиально новой административно-территориальной системы, потребность в которой выявилась сразу же после Октября. VII Всероссийский съезд Советов поручил ВЦИК "разработать практически вопрос о новом административно-хозяйственном делении РСФСР".
При ВЦИК создали Административную комиссию, перед которой были поставлены две взаимосвязанные задачи: разработка принципов районирования и разрешение конкретных вопросов в связи с текущей работой по изменению административно-территориального деления.