Развитие речи ребенка в дошкольном возрасте
Переход к внеситуативному общению в дошкольном возрасте, усложнение деятельности и расширение социальных контактов стимулируют речевое развитие детей. Начинают развиваться коммуникативная и планирующая функции речи, которая становится орудием мышления.
В дошкольном возрасте происходят качественные и количественные изменения в составе словаря ребенка. Количественный рост словаря зависит от условий воспитания детей, что обусловливает наличие значительных индивидуальных различий. В младшем дошкольном возрасте в словаре ребенка в среднем насчитывается 1200 слов, а активный словарь ребенка старшего дошкольного возраста достигает 3000-3500 слов.
При этом части речи в составе словаря дошкольников разного возраста и с разным уровнем развития коммуникативных навыков представлены неодинаково. Так, у детей с доминирующей ситуативно-деловой формой общения в словаре есть большое количество существительных, прилагательные либо отсутствуют, либо показывают атрибутивные свойства объектов (цвет и размер), почти все глаголы обозначают только конкретные действия. У детей с доминирующей внеситуативно-познавательной формой общения больше слов, отражающих качества окружающих предметов; есть прилагательные, определяющие эстетические, этические и эмоциональные свойства, и глаголы, обозначающие волевые и интеллектуальные действия. Общая закономерность развития словарного запаса заключается в том, что сначала дети овладевают названиями наглядно представленных групп предметов, свойств и отношений, что обусловлено наглядно-образным характером мышления дошкольников. Абстрактных понятий в словаре дошкольника почти нет.
Дети дошкольного возраста постепенно учатся строить словосочетания и предложения в соответствии с правилами грамматики. Уже к младшему дошкольному возрасту ребенок использует основные грамматические закономерности: изменяет слово по падежам, числам, лицам, употребляет все времена глагола, использует простые и сложные (союзные и бессоюзные) предложения. Постепенно ребенок овладевает системой морфологических средств оформления грамматических категорий, типами склонений и спряжений, способами словоизменения и словообразования, учится строить более сложные предложения. Тем не менее речь детей характеризуется большим количеством грамматических ошибок.
Для речи дошкольников характерным является словотворчество, которое выражает недостаточный уровень овладения разнообразными грамматическими формами родного языка и в котором проявляются способности детей создавать неологизмы. Выделяют три основных принципа, в соответствии с которыми дети образуют новые слова:
• часть слова выступает в качестве целого слова;
• к корню одного слова добавляется окончание другого слова;
• слово составляется из элементов двух других слов.
К старшему дошкольному возрасту словотворчество начинает ослабевать, так как ребенок уже хорошо усваивает грамматические формы и свободно ими оперирует.
Практический пример
К. И. Чуковский в книге "От двух до пяти" приводит примеры детского словотворчества: "У лысого голова – босиком", "Пойдем в этот лес заблуждаться", "Да что ты от меня все ухаживаешь?", "Муж стрекозы – стрекозел", "Дым трубится", "Давайте лопатить снег", "Смотри, как натужил дождь!", "Отскорлупай мне яйцо!", "Я уже начаепился", "Мама сердится, но быстро удобряется".
В дошкольном возрасте интенсивно развивается синтаксическая сторона речи (табл. 9.5). В речевых высказываниях младших дошкольников преобладают простые предложения, в начале предложений они часто используют частицы "а", "и", "вот". Союзные и бессоюзные сложносочиненные предложения употребляются чаще только при дословном пересказе. Используются также элементарные сложноподчиненные предложения, союзная связь в которых часто заменяется интонацией. В среднем дошкольном возрасте в речи также преобладают простые предложения, но более сложные по структуре, встречаются предложения с однородными членами. В сложносочиненных предложениях могут использоваться вводные слова, союз "не". В сложноподчиненных предложениях появляются придаточные предложения причины, сравнительные и реже условные. В среднем дошкольном возрасте дети могут использовать в речи обобщающие слова и однородные дополнения. В речи старших дошкольников увеличивается количество распространенных предложений с однородными членами, обобщающих слов и возрастает объем простых и сложных предложений. В конце дошкольного возраста ребенок использует почти все союзы, однако в речи большинства детей доминируют простые предложения.
Таблица 9.5
Закономерности развития синтаксической стороны речи детей в дошкольном возрасте
Возраст |
Особенности синтаксической стороны речи |
Младший дошкольный |
Преобладание простых предложений, частое употребление в начале предложений частиц "а", "и", "вот", наличие союзных и бессоюзных сложносочиненных предложений только при дословном пересказе, редкое употребление элементарных сложноподчиненных предложений, союзная связь в которых часто заменяется интонацией |
Средний дошкольный |
Преобладание простых предложений более сложных по структуре, появление предложений с однородными членами, вводных слов в сложносочиненных предложениях, союза "не". Использование в сложноподчиненных предложениях придаточных предложений причины, сравнительных и реже условных, употребление в речи обобщающих слов и однородных дополнений |
Старший дошкольный |
Доминирование простых предложений, возрастание количества распространенных предложений с однородными членами, обобщающих слов и объема простых и сложных предложений, овладение почти всеми союзами и правилами их использования |
Продолжается речевое развитие по линии усвоения звуковой системы речи, что включает развитие фонематического восприятия и овладение правильным произношением звуков. В дошкольном возрасте дети начинают осознавать нормы произношения, заботиться о его правильности, у них формируются дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков. В процессе специального обучения дошкольники овладевают действиями звукового анализа. К началу дошкольного возраста большинство детей владеют всеми звуками родного языка.
Планирующая функция речи начинает развиваться примерно в четыре-пять лет. Дети начинают с помощью речи планировать свои действия, сопровождать ею свои действия и обозначать их результаты. Такая речь не выполняет коммуникативную функцию и называется эгоцентрической речью, которую можно представить речевым заместителем реальной совместной деятельности со взрослым. Ребенок при этом никому не адресует свои высказывания. Планирующая функция речи выражается в том, что дети вслух формулируют замысел предстоящей деятельности, в процессе ее выполнения словесно фиксируют полученные результаты, решают возникшие затруднения и т.д. Постепенно осуществляется интериоризация эгоцентрической речи, ее переход в умственный план – во внутреннюю речь.
Совершенствуется также коммуникативная функция речи дошкольника. Речь становится более связной. Ситуативная речь, которая является основной формой речи младшего дошкольника, дополняется контекстной речью, характеризующейся тем, что ее понимание собеседником является возможным на основе одних только языковых средств и не требует опоры на конкретную ситуацию. Контекстная речь предполагает развернутое, полное, логически последовательное изложение, новые грамматические формы. Ребенок пользуется и ситуативной, и контекстной речью, что определяется характером общения и сообщаемого содержания. При пересказывании ситуативность речи снижается, при опоре на наглядность – возрастает. Контекстность речи выше при изложении повествовательной, эмоционально нейтральной информации, ниже – при передаче эмоционально окрашенных событий.
В дошкольном возрасте начинает развиваться объяснительная речь, характеризующаяся определенной последовательностью взаимосвязанных звеньев. Данная речь предполагает определенный объем знаний о предметах и действиях с ними и требует способности изложить эти знания понятно для других слушателей.
В процессе целенаправленного обучения начинается усвоение детьми грамоты – чтения и письма. Основным результатом обучения грамоте в дошкольном возрасте является не достижение плавного чтения, а сформированность умений в работе над звуковой стороной слова, свободная ориентация в словесном составе предложения и звуковом составе слова.
Рис. 9.6. Особенности развития речи детей в дошкольном возрасте
Таким образом, дошкольное детство является периодом интенсивного речевого развития (рис. 9.6). Усложняются коммуникативные формы и функции языковой деятельности, усваиваются практические речевые навыки, начинается осознание речевой действительности. В свою очередь, более развитая речь обеспечивает выполнение более сложных видов деятельности, способствует решению более сложных коммуникативных задач и совершенствованию других психических процессов.