Лекция 3. РАЗВИТИЕ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ
В результате изучения данной главы студент должен:
знать
– основные новообразования раннего возраста и оптимальные условия их формирования;
– особенности психосоциального развития в раннем возрасте;
– особенности познавательного развития в раннем возрасте;
уметь
– определять трудности в развитии детей раннего возраста;
– выявлять условия оптимального развития в раннем возрасте;
– определять способы и механизмы поддержки ребенка в раннем возрасте;
владеть
– способами применения полученных знаний в практической работе с семьей ребенка раннего возраста;
– навыками анализа основных закономерностей развития в раннем возрасте.
Основные новообразования раннего возраста и оптимальные условия их формирования
Формирование самостоятельности
Если в младенчестве ребенок учится доверять людям, входить с ними в близкий эмоциональный контакт, то основная задача раннего возраста – формирование способности выходить из непосредственного контакта, сохраняя при этом отношения, основанные на любви и заботе, т.е. формирование самостоятельности.
Начиная с первых месяцев второго года жизни у ребенка постепенно появляется желание не только ходить с мамой за ручку, находиться в непосредственной близости к ней, но и самостоятельно изучать окружающее пространство.
Дети исследуют содержимое шкафов, холодильников и ящиков для белья. Пытаются залезть везде, куда сумеют, а на прогулке периодически убегают от родителей, даже не повернув головы в их сторону, будучи уверены, что их все равно поймают и вернут обратно.
Лена, 1 год и 6 месяцев
Когда мы отдыхали летом на даче, дочка развлекалась необычным образом. Иногда она пряталась за высокие кусты пионов и тихонько стояла, в то время как я бегала по участку и искала се, звала, думала, что она потерялась. Рано или поздно мы се находили, она была очень довольна собой.
Дети уже понимают многое из того, что можно делать и чего нельзя. Однако почему-то стараются сделать именно то, что не следует. При этом они наблюдают за реакцией родителей и радуются, когда те шутливо сердятся на них.
Олег, 1 год и 6 месяцев
Сын стал очень непослушным. Все делает наоборот. Тащит с пола все в рот. Скажешь: "Не бери!", так он нарочно тащит и смотрит, как мы отреагируем. Бабушка его за это ругает, а он делает ей "ПФФФ". Говорю ему: "Не вставай на стул", так он хохочет и специально встает. Ругаю, а он хохочет.
Гаяна, 1 год и 5 месяцев
Дочка сидит на горшке, "читает" книжку. Встает, начинает толкать книжку в горшок. Книгу отнимаю. Тогда она снова садится на горшок, внимательно смотрит на меня и начинает подпихивать книжку под попу, чтобы все равно впихнуть ее в горшок.
Это происходит оттого, что ребенок начинает приобретать очень важную способность – любить человека, не находясь с ним непосредственно рядом, не получая от него постоянной эмоциональной подпитки. Но для этого нужно сделать первый шаг – отделиться от матери. На самом деле этот шаг очень труден и страшен. Ребенок испытывает глубокий внутренний конфликт. Что сильнее в нем: стремление к автономии или страх перед разлукой с матерью, перед неизвестным, перед опасностью оказаться вне ее любви? Тем более что и сама мать в глазах ребенка в это время меняется. Она как бы раскалывается на две половинки: остается та, прежняя, любящая, ласкающая, и появляется новая, наказывающая, дисциплинирующая, в любви которой ребенок совсем не уверен. Этим и объясняется то обстоятельство, что дети в данный период иногда столь отчаянно борются за, казалось бы, пустяковое удовлетворение своих желаний. Это так называемая фаза сопротивления. Здесь дети пытаются доказать самим себе, что мама все еще остается хорошей, или путем ожесточенной борьбы со "злой" матерью вызвать к жизни "добрую" маму.
Гаяна, 1 год и 3 месяца
Гуляли. Ганя два раза в виде протеста на запрещение копать землю ложилась на асфальт. Спокойно методично ляжет и затихнет. И кто их этому учит?
Марина, 1 год и 7 месяцев
Дочка иногда ложится "протестовать" на пол. Я оборачиваю в шутку, например, предлагаю подстелить матрасик.
А если чего-либо не хочет, начинает вопить милицейской машиной – настоящая сирена. Непонятно, откуда это пришло.
Действительно любопытно, почему протестные реакции нередко сопровождаются громкими криками или укладыванием на землю. Можно предположить, что это неосознанный возврат в младенчество, когда ребенок криком сообщал о своих потребностях и не умел ходить.
Помимо настаивания на своих желаниях, у многих детей обостряется реакция на длительный уход матери. Они уже заранее понимают, что она собирается сделать, когда одевается; кричат, не пускают, когда она подходит к двери. В этом тоже проявление внутреннего конфликта: хочу отделиться и боюсь сделать это, чтобы не потерять ее любовь.
Второй год жизни облекает внутренний конфликт в речевую форму. Если прежде у детей наблюдались только протестные реакции, то теперь ребенок начинает дополнять их словами.
Гаяна, 1 год и 10 месяцев
Дочка ночью во сне повторяет "неть, неть, неть". И утро начинается с "неть", хотя еще не ясно, что "неть".
Гаяна, 2 года и 5 месяцев
Дочка играет и рассуждает:
– Ни музыка, ни играет.
Потом обращается ко мне:
– Кази (скажи) "да", а я казю "нет".
Олег, 2 года и 5 месяцев
Перед сном говорю сыну:
– Скажи дяде Жене "спокойной ночи", и пойдем спать.
А он отвечает:
– Ни дяде, ни Жене, ни "спокойной ночи", а будем бегать босиком.
Если поначалу протестные реакции ребенок облекает в слова "нет, не буду!" и т.п., то по мере совершенствования его речевого развития формы усложняются.
Олег, 2 года и 5 месяцев
Сын стал очень хулиганистым. На улице показывает язык взрослым, бьет и детей, и взрослых. Любит говорить не то, что нужно.
Выходит из-за стола. Спрашиваю, что нужно сказать. Имею в виду, что он скажет "спасибо". Он отвечает:
– Хочу булки.
Для благоприятного разрешения внутреннего конфликта ребенка необходимо, чтобы активную роль в этот период взял на себя отец. Ему необходимо больше времени играть с ребенком, ласкать его, стимулировать его познавательную активность. И тогда отец станет для ребенка прообразом внешнего мира – спокойного, доброжелательного, предсказуемого. Можно сказать, что он выступит надежным "островом", к которому можно пристать, отплыв от "материка" матери. Это такая "тройственная структура отношений" – дать ребенку сделать "первые самостоятельные шаги: от одного доверенного лица – в объятия другого" (Г. Фигдор).
В этой тройственной структуре не менее важной, чем линия "ребенок – отец", являются линии "мать – отец" и "мать – ребенок". Действительно, для успешного процесса отделения огромное значение имеет наличие позитивных отношений между родителями, основанных на любви. Когда ребенок видит, как родители заботятся друг о друге, проявляют друг к другу ласку и нежность, это показывает ему пример существования отношений любви у самостоятельных людей, не находящихся в симбиозе.
Но наиболее трудными нередко бывают отношения "мать – ребенок". Многим матерям трудно "отпустить" ребенка, не навязывать свою опеку и присутствие и в тоже время быть доступной для него, удовлетворять его потребность в эмоциональной подпитке. Важно, чтобы ребенок сохранил уверенность: он не потеряет любовь матери, если будет проявлять самостоятельность и отдаляться от нее на некоторое время. Вместе с тем необходимо, чтобы образ матери не "раскололся" до конца на две половинки – "хорошую", любящую, и "злую", наказывающую. Для этого мать не должна быть раздражительной. Она должна проявлять терпение, понимание тех действий ребенка, которые ей самой кажутся неправильными или просто непонятными.
Гаяна, 1 год и 6 месяцев
Собираемся гулять. Надеваю дочке синий спортивный костюм. Она пытается слезть с моих колен, кричит:
– Сека! Сека!
Не понимаю, в чем дело, но с колен спускаю. Она бежит к зеркалу и трясет попой, – дескать, подними и дай полюбоваться собой. Вот тебе и "сека"!
Мы много рассказали о процессе отделения ребенка от матери и условиях его осуществления, однако так ли это необходимо? В чем состоит опасность затянувшегося симбиоза с матерью и избегания самостоятельности для последующего развития ребенка? Прежде всего, ребенок, не отделившийся от матери, не научится отделять свои желания от желаний других людей. Стараясь быть хорошим, стремясь сохранить любовь близких, он будет подавлять свои "хочу", а позже и вовсе станет жить в основном так, чтобы полностью соответствовать ожиданиям взрослых. Какое-то время он будет очень "удобным" для родителей: "Где посадишь, там и возьмешь", – с гордостью рассказывают о своих детях те родители, которые не дорастили их до порога школы. Но именно в школе становятся особенно заметными отсутствие у таких детей личной инициативы, вялость, неумение постоять за себя, повышенная зависимость от оценки учителя. Однако тревогу родители начинают бить только в подростковом возрасте, и здесь возможно два варианта развития событий. Первый – ребенок абсолютно перестанет слушаться родителей и ударится "во все тяжкие" (курение, алкоголь), станет проявлять сексуальную активность. Такой вариант несостоявшегося отделения, приобретения самостоятельности выразится в стремлении ребенка отстаивать ее во что бы то ни стало, даже если это угрожает испортить отношения с близкими. Второй вариант, более частый, – он так и останется инфантильным, безынициативным и послушным.
Оба рассмотренных варианта можно назвать крайними. Вероятнее всего, ребенок выберет для себя место, где будет действовать вопреки правилам, тем самым осуществляя сопротивление родительскому контролю. Например, делать это в детском саду или в гостях у бабушки.
Олег, 2 года и 10 месяцев
В детском саду на мальчика жалуются – моторный, непослушный. Лома за ним этого не замечаем.
Вчера был утренник. Надели ему белые колготки, чешки, белую рубашку. Λ он во время утренника не пел и не хлопал в ладоши. Потом сказал, что сам не знает, почему. Но улучил момент и в присутствии заведующей плюнул на нарядную куклу.