Развитие психологического знания.

Развитие психологического знания и психологии как науки определялось, но словам Л. С. Выготского, связями психологии "1 — с общей социально-культурной подпочвой эпохи; 2 — с общими условиями и законами научного познания; 3 — с теми объективными требованиями, которые предъявляет к научному познанию природа изучаемых явлений на данной стадии их исследования" [1].

Отечественный историк психологии Антонина Николаевна Ждан (р. 1934) выделяет два этана развития психологии:

1) развитие психологии в рамках философии (или донаучный этап);

2) развитие психологии как самостоятельной науки [2].

Донаучный этап развития психологии. Построение основ психологического знания изначально происходит в русле философии, как и основ многих других наук. В рамках донаучного (философского) этапа развития психологического знания А. Н. Ждан выделяет четыре этапа: VI в. до н.э. — V в. н.э; V—XIII вв.; XIV—XVI вв.; XVII - середина XIX в.

VI в. до н.э. — V в. н.э. Предмет психологии на этом этапе — душа. В этот период в рамках античной философии формируются два направления, объясняющие происхождение и проявления души: материалистическое и идеалистическое. Формируются первые эмпирические знания об основных психических процессах и явлениях (ощущениях и восприятии, памяти, воображении, мышлении, аффектах, воле, темпераменте, характере, особых состояниях — сон, экстаз). Обсуждаются проблемы души и тела, врожденного и приобретенного, аффекта и интеллекта.

Первичные материалистические учения о душе находились в русле поиска античными философами материальных первоначал (атомов) всего сущего — в рамках натурфилософии. В учениях философов VI-V вв. до н. э. стихии определялись как лежащие в основе всего сущего: Фалес (вода), Анаксимен (воздух), Гераклит (огонь). И душа есть часть этих стихий. Так, согласно Гераклиту, душа — есть часть божественного огня.

В учениях Левкиппа (ок. 500-440 до н.э.), его ученика Демокрита (ок. 460 до н.э. — ок. 370 до н.э.), а в дальнейшем учении Эпикура (ок. 341 — 270 до н.э.) и эпикурейцев (Лукреция и др.) происходит смешение предмета познания с природы на человека. Но при этом учение о душе развивалось в рамках атомистического материализма, согласно которому под атомом понималась мельчайшая, неделимая субстанция, которая недоступная чувствам, но различается по форме, величине и подвижности. Душа понималась как материальная причина движения тела. При этом чувственные качества осмысливались как продукт соединения атомов, возникающие в человеческом восприятии: "|Лишь| в общем мнении существует цвет, в мнении — сладкое, в мнении — горькое, в действительности же [существуют только] атомы и пустота" [3]. Согласно Демокриту душа и ум — одно и то же, оно состоит из первичных и неделимых тел и подвижно в силу малости своих частиц и их формы. Он говорит, что из всех форм самая подвижная — шарообразная. Таковы же — ум и огонь [4]. При этом "ничто не происходит случайно", т.е. все происходящее в мире подчинено необходимости.

Демокрит также выдвинул идею, что боги — необходимый вымысел, необходимый народу как форма создания и удержания обычаев и социальных норм. А также идею о роли подражания природе в развитии человеческой культуры: "От животных, — говорит Демокрит, — мы путем подражания научились важнейшим делам: [а именно мы — ученики] паука в ткацком и портняжном ремеслах, [ученики] ласточки в построении жилищ и [ученики] певчих птиц, лебедя и соловья, в пении" [5].

Эпикур, как последователь Демокрита, развил теорию познания, которую именовал "каноникой", так как в ее основе лежало учение о критериях или канонах истины. Он считал первичным критерием истины — ощущения, в которых дается нам жизнь. Разум же считан полностью зависимым от ощущений. Заблуждения, по его мнению, — ошибки суждений об ощущениях, но не сами ощущения.

В канонике Эпикура выделяют также вторичные критерии истины: "предвосхищение" (пролепсис) — "памятование того, что часто являлось нам извне", "оттиск, предварением которого были ощущения" и чувственные восприятия; "претерпевание" (патхэ) — основа для моральных оценок в соответствии с этическими принципами и "образный бросок мысли" (интуиция) — "истинно только то, что доступно наблюдению или уловляется броском мысли", а "главным признаком совершенного и полного знания является умение быстро пользоваться бросками мысли". При этом процесс познания — вершинная цель. Познание природы, согласно Эпикуру, освобождает человека от страха суеверий и от боязни смерти.

Идеалистическая линия развития учений о душе, имеющая начала в учениях пифагорейцев и софистов, развивается в учениях Сократа (470- 399 до н.э.) и Платона (427-347 до н.э.). Во многом можно считать, что первоначала обращения психологического учения в русло самосознания человека как обретения способа и ресурса собственного развития лежат в известном изречении "Познай самого себя". Данное изречение было высечено на храме в Дельфах, к которому приходили люди из разных городов-полисов для того, чтобы узнать у оракула судьбу. При этом судьба понималась фатально — все предначертано. Сократ же, по преданию, сидел перед храмом и в своей критической манере обернул смысл этой фразы к самому человеку. "Познай самого себя" в устах Сократа уже звучало не как задача обращения к оракулу для познания своей судьбы, а как путь и инструмент самопознания.

Идеализм учения Сократа базировался на постулатах, гласящих, что божественный разум является причиной всех явлений, а основанием нравственного поступка является знание блага. И знание, которое хранится в тайниках душе каждого человека, обладает активной силой. Средством извлечения потаенного истинного знания является диалог или, как позднее было названо, сократическая беседа. Беседа, в которой посредством вопрошания собеседника, углубляется самопознание, происходит проверка собственных взглядов, опровергаются социальные стереотипы и заблуждения. В учении о душе Сократа происходит разграничение между телом и душой. Душа, в противопоставлении телу, невидима, разумна, бессмертна.

Центральная проблема философии Платона — учение об идеях. Платон говорил о существовании двух миров: мира идей (эйдосов) и мира вещей.

Любая вещь является лишь отражением своей идеи, может стремиться к ней, но никогда не достигнет ее. В диалоге "Тимей" Платон признает наличие трех родов сущего — вечные идеи, изменяющие конкретные вещи и пространства, в котором существуют вещи. Платон, вслед за Сократом, противопоставлял душу и тело как две разнородные сущности. В диалоге "Государство" говорится, что в отличие от тела, которое можно погубить, душе ничто не может помешать существовать вечно. В диалоге "Федр" Платон дает образ колесницы души, где возница изображает разум, добрый конь — волевую часть души, а дурной конь — страстную или эмоциональную часть души. Платон, таким образом, выделяет три начала души:

1) разумное начало, обращенное на познание и сознательную деятельность;

2) яростное начало, стремящееся к порядку и преодолению трудностей;

3) страстное начало, выражающееся в бесчисленных вожделениях человека.

Индивидуальная душа человека, при этом, образ и истечение универсальной мировой души. В социальных учениях Платона происхождение государства объясняется разделением труда, которое приводит к обмену между людьми, а обмен удобен, если жить вместе.

Фундаментальной, основополагающей работой для психологии считается трактат "О душе" [6] Аристотеля (384-322 до н.э.), ученика Платона. Данный трактат Аристотеля, включающий как исторический обзор и критический анализ воззрений о душе, предшествующих Аристотелю, так и собственное учение о душе — первое систематизированное учение о душе. Душа, согласно Аристотелю, обладает целостностью и неотделима от тела как его организующий принцип, источник и способ регуляции организма, его объективно наблюдаемого поведения. Душа — это энтелехия тела, то, благодаря чему мы живем, ощущаем и размышляем.

Энтелехия (греч. ттсХ&ца — осуществленность, от єутєА.г£ — законченный и έχω имею) — внутренняя сила, потенциально заключающая в себе цель и окончательный результат.

Согласно учению Аристотеля, можно выделить три ступени жизни (уровня души):

1) растительную (обладает свойствами питания, роста и заката);

2) животную (обладает свойствами ощущения и движения в пространстве;

3) человеческую (обладает свойством разума).

Аристотель дал анализ различных частей души: памяти, эмоций, перехода от ощущений к общему восприятию, а от него — к обобщенному представлению; от мнения — через понятие — к знаниям, а от непосредственно ощущаемого желания — к разумной воле. Смерть тела освобождает душу для вечной жизни: душа вечна и бессмертна.

В человеке, согласно учению Аристотеля, есть два начала: биологическое и общественное. С момента рождения человек не остается наедине с самим собой, приобщаясь к свершениям прошлого и настоящего, к мыслям и чувствам человечества. Для Аристотеля человек — общественное существо ("политическое животное"), одаренное речью и способное к осознанию таких понятий, как добро и зло, справедливость и несправедливость, т.е. обладающее нравственностью. Аристотель выделяет одиннадцать этических добродетелей:

1) мужество;

2) умеренность;

3) щедрость;

4) величавость;

5) великодушие;

6) честолюбие;

7) ровность;

8) правдивость;

9) любезность;

10) дружелюбие;

11) справедливость.

Последняя — самая необходимая для совместной жизни. При этом добродетели Аристотель делит на разумные (добродетели ума), развивающиеся в человеке благодаря обучению (мудрость, сообразительность, рассудительность) и нравственные (добродетели характера), появляющиеся в процессе формирования привычек-нравов (жизненный опыт, навыки, характер). Врожденное неравенство способностей — причина объединения людей в группы, отсюда же различие функций и места людей в обществе.

В учении Аристотеля также выделяется много значимых для дальнейшего развития психологии понятий. Среди них:

— учение о действительности и возможности (акт — энергия, деятельное, действительное осуществление чего-либо; потенция — сила, способная к такому осуществлению, возможность);

- учение о причинах и первоначалах всего сущего (1 — материя — "то, из чего"; 2 — форма — "то, что"; действующая, или производящая причина — "то, откуда"; цель, или конечная причина — "то, ради чего");

— учение о познании (познание имеет своим предметом бытие; основа опыта лежит в ощущениях, памяти и привычках; разум усматривает общее в единичном);

- учение о логике (теория о мышлении и сто формах — понятиях, суждениях, умозаключения);

— учение о конфликтах (каждая ситуация выбора сопряжена с конфликтом и решением ситуации нравственного затруднения; знать, как решать ситуацию выбора, можно в двух значения: обладать знанием и применять знание на практике);

- учение о чувствах и аффекте (чувства удовольствия или неудовольствия как показатели процветания или задержки в функциях душевных и телесных — удовольствие как беспрепятственное протекание функций, а неудовольствие — их нарушение; аффекты — страдательное состояние, вызванное каким-то воздействием, возникающее без намерения и обдумывания, но под влиянием аффекта меняются прежние решения. К аффектам относятся влечения, гнев, страх, отвага, злоба, радость, любовь, ненависть, тоска, зависть и др.);

— учение о воле (действия человека делятся на непроизвольные и произвольные, в зависимости от участия разумного стремления — намерения в достижении цели);

- учение о характере (характер — сущность человека, выраженная в душевных качествах — нравах — в соответствии с возрастом, социальным положением и родом занятий, которые складываются в результате жизненного опыта).

Среди античных учений, повлиявших на становление психологического знания, выделяется также учение Гиппократа (460-377 до н.э.) о темпераментах, которые, согласно его воззрениям, определяются преобладанием той или иной жидкости в теле человека (слизи, крови, желтой желчи и черной желчи).

Развитие античных представлений о душе, психических свойствах и явлениях, развивалось и в поздней Античности. Наиболее известно неоплатоническое учение Плотина (205-270) о происхождении индивидуальной души от мировой в процессе эманации (истечения, исхождения) и проявляемой в особом своем свойстве — знание о самой себе.

В поздней Античности, с усилением теологического учения Христианства, проблема души обсуждается в первую очередь в контексте покаяния, аскезы, в противопоставлении телесным страстям.

V—XIII вв. Происходит развитие учения о душе в рамках христианской теологии. Со становлением христианства психологическое знание во многом было подчинено теологическому и развивалось в рамках учений отцов церкви. В Средние века господствовало идеалистическое понятие о душе, а сознание рассматривалось как способность души познавать свои состояния, независимо от органов чувств. Психологические воззрения имеют, скорее, мистико-символический характер. Изучение психических явлений подчиняется законам и канонам богословия.

Наиболее известные работы в области психологии относятся к началу Средневековья и к его завершению. Так, в учении Аврелия Августина Блаженного (354-430) вводится тезис о достоверности нашего существования в нашем мышлении о себе, а также отводится особое внимание воле в регуляции психической жизни (различая плотскую и духовную волю).

В позднем Средневековьи выделяется проблема самосознания и самопознания, внимание которой уделяется в поздних схоластических учениях.

Схоластика (греч. ахоА.ааикб<; — ученый, школьный) — систематическая средневековая философия, сконцентрированная вокруг первых средневековых университетов, представляющая собой синтез христианского богословия и логики Аристотеля.

В позднем Средневековьи постепенно выстраивается учение о душе и познании, которое шло в русле номинализма. Утверждалось, что никакой "идеи" человека отдельно от всех человеческих личностей нет.

Номинализм (лат. nominalis — относящийся к именам, именной, от nоmеn — имя) — философское учение, согласно которому названия таких понятий — это не собственные имена цельных сущностей, а общие имена (универсалии), своего рода переменные, вместо которых можно подставлять имена конкретные.

В противовес номинализму развивался реализм (лат. realis — действительный) — учение, которое утверждало, что общие понятия (универсалии) существуют самостоятельно как отдельные предметы. Реальным бытием обладают вечные идеи, а не переходящие и изменчивые чувственные вещи.

Спор номинализма и реализма во многом был спором о природе познания. Средневековые философы познание каждой вещи сводили к ответу на четыре вопроса:

1. Есть ли вещь?

2. Что она такое?

3. Какова она?

4. Почему (для чего) она есть?

При этом в основе ответа на эти вопросы, как и в основе всего мироздания, лежала идея Бога. Философия базировалась на двух основных идеях: творения и откровения. И чем ближе к Творению (т.е. древнее), тем истиннее, а чем ближе к изначальному тексту Откровения (Библии), тем правильнее. Номиналисты в этом контексте придерживались идеи примата воли над разумом, а реалисты — примата разума над чувствами.

В XII веке Пьер Абеляр (1079—1142) фактически задает новую линию философско-теологических текстов, которые построены на глубоком анализе жизни конкретного человека. В текстах П. Абеляра раскрывается внутренний мир личности человека и его надличностные свойства.

Самый известный схоласт — Фома Аквинский (1226—1274), в учении которого индивидуальность человека понимается как личностное единство души и тела. Душа — животворящая сила человеческого организма. Душа — нематериальная субстанция, обретающая свою полноту лишь в единстве с телом. Благодаря душе телесность обретает значимость, становясь собственно человеком. В единстве души и тела рождаются мысли, чувства и целеполагания. Душа человека бессмертна. При этом сила разумения душе (степень познания ею Бога) определяет красоту телесную. Сущностное отличие человека в ряду телесных созданий — разум и свободная воля. Свободная воля дает ответственность за свои поступки. А основа свободы лежит в разуме. В паре воли и интеллекта — примат перед интеллектом, так как воля следует за ним.

Фома Аквинский считал, что универсалии (т.е. понятия вещей) существуют трояко: "до вещей" — в божественном интеллекте как вечные идеальные прообразы вещей; "в вещах" или субстанциях, как их сущность; "после вещей" — в мышлении человека в результате операций абстрагирования и обобщения. При этом отрицал врожденные идеи и понятия. Интеллект до начала познания подобен tabula rasa ("чистая доска"). Вместе с тем полагал, что людям свойственны обобщенные способы познания, "запускающиеся" в момент столкновения с чувственным материалом. Эти способы выражаются в пассивном интеллекте (интеллекте, в который попадает чувственно воспринимаемый образ) и активном интеллекте (абстрагирование от чувств, обобщение; возникновение понятия). В этом контексте истина - "соответствие интеллекта и вещи". Форма Аквинский различат внешние (на основе которых создаются первоначальные познавательные образы) и внутренние чувства (общее чувство — главная функция, цель которого собирать воедино все ощущения; пассивная память — хранилище впечатлений и образов, созданных общим чувством; активная намять — извлечение сохраненных образов и представлений; интеллект — наивысшая чувственная способность). Выделял три умственно-познавательных операции:

— создание понятия и задержка внимания на его содержании (созерцание);

— суждение (позитивное, негативное, экзистенциональное) или сопоставление понятий;

— умозаключение — связывание суждений друг с другом.

А также три вида познания:

— ум — вся сфера духовных способностей;

— интеллект — способность умственного познания;

— разум — способность к рассуждению.

Роджер Бэкон (1214- 1292) в спорах со схоластами заложил основы нового этапа развития психологического учения, который возвращался к ценности эмпирического опыта и наблюдения в процессе познания. Однако в продолжение видения дихотомического отношения тела и души он говорил о возможности эмпирического познания тела, но не души. Познание души не может быть совершено средствами чувственного восприятия. В учении Р. Бэкона закладываются исследования в области психофизиологии зрительного восприятия. Работы Ф. Бэкона во многом предваряли развитие научных идей эпохи Возрождения.

XIV—XVI вв. Развитие учения о душе в русле развития гуманистических воззрений эпохи Возрождения. В конце Средневековья и в эпоху Возрождения начинают появляться различные трактаты и учения, в которых основное внимание уделяется психологическим проблемам — души, воли, страстей и др., которые во многом еще пересекались с классическими проблемами богословия. Величайшие умы и творцы эпохи Возрождения в различных формах (литература, изобразительное искусство, скульптура, философия, театр) возводят человека в центр мировоззрения. Среди них А. Данте (1265— 1321), Ф. Петрарка (1304 1374), Д. Боккаччо (1313—1375), Леонардо да Винчи (1452—1519), Микеланджело (1475—1564), Рафаэль (1483—1520), Эразм Роттердамский (1469—1536), Н. Макиавелли (1487—1527), М. Монтень (1533—1592) и многие другие. В центре внимания этих мыслителей и художников стоял человек как вершина творения. Формируется понятие человечности как свойства человека в его достоинстве и влечению к познанию. Творцы эпохи Возрождения продолжают мыслить в рамках христианского мировоззрения, но обращают свое пристальное внимание к лучшим образцам наследия Античности, открывая их, во многом, заново. Ключевые проблемы, которые обсуждались гуманистами,— свобода воли и личная

ответственность, благородство и доблесть, творчество. Формируется ценность самопознания. Начинает активно обсуждаться проблема поступков индивидуального человека и социальной морали.

Своеобразным символом, аккумулирующим ключевые идее эпохи Возрождения, становится рисунок Витрувианского человека Леонардо да Винчи — тот образ, где человек изображен в центре идеальных фигур и становится мерой всему (рис. 1.3). При этом сама идея использовать пропорции человека как единицы измерения, сформулирована Витрувием — древнеримским архитектором 1 в. до н.э.

Рис. 1.3. "Витрувнанский человек" Леонардо да Винчи

К XIV—XV вв., с развитием светской философии, начинают развиваться и психологические учения. В них на первый план выходили проблемы изучения сознания и мышления.

Николай Кузанский (1401 — 1464) рассматривал процесс познания как бесконечное совершенствование человеческих знаний, который имеет следующие ступени: чувственное познание, рассудочное познание, синтетическое познание интеллекта — разума, интуитивное (мистическое) познание.

Рубежным можно назвать учение Френсиса Бэкона (1561 — 1626), которое закладывает новую линию исследования души, призывая перейти от исследования общих философских проблем к эмпирическому изучению различных проявлений души — ее способностей. Ф. Бэкон разделил науки соответственно трем способностям человеческого разума: памяти соответствует история, воображению — поэзия, рассудку — философия, включающая в себя учение о Боге, природе и человеке. При этом учение о человеке должно состоять из "философии человека" (наука, изучающая человека как такового — его тело и душу) и "гражданской философии" (наука, изучающая человека в контексте общества). Ф. Бэкон в качестве критерия ценности знания провозгласил его силу: "Мы столько можем, сколько знаем". Им был выдвинут значимый принцип педагогической психологии, согласно которому важно не накопление возможно большей суммы знаний, а умение пользоваться методами их приобретения.

В своем учении о душе Ф. Бэкон говорил о существовании двух видов души: чувственной и разумной (мыслящей). Чувственная душа — невидимая жидкость, разжиженная теплотой, движется по трубкам нервам и воздействует на все члены организма. К функциям души (способностям) относятся: способность ощущения и выбора (для чувственной души), разум (интеллект), рассудок, воображение, память, желание (влечение), воля (для рациональной, разумной души). Ощущения, представления и понятия есть результат воздействия внешних предметов на наши чувства. Образы явлений, входя посредством чувств в сознание, не исчезают бесследно: они сохраняются душой. Душа собирает их в памяти, подражает им в воображении или перерабатывает их в понятия с помощью рассудка.

XVIIсередина XIX в. Предметом психологии в период становления научного знания остается душа, но вычленяется внутренний опыт как данные самонаблюдению явления сознания. В XVII в. существенно изменяется понимание психики и поведения человека. Так, Рене Декарт (1596—1660) полагал, что можно вполне объективно объяснить все движения человека, включая душевные, на основе механистического понимания не только поведения животных, но и человека. По мнению Р. Декарта, мышление — это процесс познания истины, который происходит внутри нас и который непосредственно воспринимается нами. Эти идеи Р. Декарта явились основой для появления в философии и психологии нового направления, которое получило название интроспекционизма (от лат. "внутрь" и "смотреть"). Р. Декарт заложил основы учения о сознании как предмете психологии. Психика стала пониматься как внутренний мир человека, который доступен самонаблюдению (интроспекции). Сознание Р. Декарт описывает через противопоставление телу через свойства мышления.

Интроспекция (лат. introspecto — смотрю внутрь) — метод, позволяющий иметь представления о своей сущности: структуре, организации и т.н. Суть метода заключается в специально организованном произвольном наблюдении за собственными психическими процессами.

Р. Декарт вводит в психологию понятие о рефлексе и принцип рефлекторной деятельности. Р. Декарт представил модель организма как работающий механизм: живое тело не требует вмешательства души; функции "машины тела", к которым относятся "восприятие, запечатление идей, удержание идей в памяти, внутренние стремления... совершаются в этой машине как движения часов". Р. Декарт обсуждал также проблему аффектов (страстей) как телесных состояний, являющихся регуляторами психической жизни.

Бенедикт Спиноза (1632-1677) развивал проблему сознания как объекта психологического изучения. Мышление он понимал как атрибут субстанции. И говорил, что в природе существуют разные формы мышления. А степень развития мышления он связывал со способностью тела к действию: "мышление выступает функцией действия тела в мире вещей". Б. Спиноза предложил собственное учение о познании и аффекте. Им было выделено несколько способов познания:

— мнение и воображение в форме образов (понаслышке или другому произвольному признаку; от беспорядочного жизненного опыта);

— разум (путем заключения от общего положения к частному случаю, по следствию — о причине и т.п.);

— интуитивное познание (непосредственное восприятие сущности вещи через познание ее ближайшей причины).

Кроме того, Спиноза выделил три базовых аффекта (желания, удовольствие, неудовольствие). Из этих первичных аффектов, в зависимости уже от специфики объектов, со стороны которых подвергается воздействиям человек, образуются различные страсти либо путем изменения представлений о предмете, либо через сопереживание, либо по принципу ассоциаций.

Развитие эмпирической психологии, вслед за Ф. Бэконом, связано с работами Томаса Гоббса (1588—1679), Джона Локка (1632 1704), Готфрида Вильгельма Лейбница (1646—1716). Внутренний опыт рассматривался как предмет психологического исследования.

Т. Гоббс исходил из идеи, что психика — это тень реальных материальных процессов. Сознание, в его учении, представлено познанием, чувствами и волей. Познание сводилась к отражению внешних образов во внутреннем плане:

1) ощущения — начало всех представлений;

2) воображение — ослабленные ощущения;

3) память — представления, отошедшие в прошлое;

4) понимание — образ, возникающий под влиянием слов;

5) мышление — течение образов, связь представлений по принципу ассоциаций.

Чувства и воля — субъективные знаки благоденствия или разрушения тела.

Дж. Локк утверждал, первичность ощущения перед разумом. Опыт является основой нашего познания. Опыт состоит из единичных восприятий, которые делятся на ощущения (действия предмета на наши органы чувств) и рефлексии. Идеи возникают в уме в результате абстрагирования восприятий. Наиболее известна концепция Дж. Локка принципа построения разума как "tabula rasa" ("чистая доска"), на которой постепенно отражается информация от органов чувств. Исходя из этой идеи Дж. Локком выстраивается и педагогическая концепция.

Теория познания и педагогика Г. В. Лейбница базируются на противоположной идее врожденности способностей. Душу Г. В. Лейбниц понимал как монаду, которая отличается более отчетливым восприятием и памятью. Г. В. Лейбниц вводит в психологию понятия апперцепции и бессознательного. В душе он выделил три области: область ясного знания, смутного и бессознательного знания. Утверждал, что душа постоянно неосознанно воспринимает информацию, благодаря деятельности "малых перцепций". Когда же познавательная деятельность проистекает осознанно, она происходит уже благодаря апперцепции, которая включает такие процессы как память и внимание. Г. В. Лейбниц говорил о субъективизме познания: познавая, человек всегда воспринимает предмет познания по-своему и вносит другие свойства, нс характерные для этого предмета. Представления каждого отдельного человека отличаются друг от друга, но, отражая основные свойства мира, все-таки совпадают.

В XVIII в. английская психология развивалась от эмпиризма к ассоцианизму. Среди наиболее знаковых фигур в ассоцианизме можно выделить Джоржа Беркли (1884—1753). Давида Юма (1711—1776) и Давида Гартли (1705 1757). Ассоцианизм рассматривал мыслительные процессы как действие связей (ассоциаций) одного состояния мышления с другим. Ассоциация идей может возникать в результате подобия (ассоциация предметов, имеющих одинаковые свойства и признаки), близости (ассоциация расположенных рядом предметов или событий, происходящих совместно в одно и тоже время), контраста (ассоциация предметов, характеризующихся как противоположности друг друга).

В XVIII в. активно развивается эмпирическая психология во Франции в работах мыслителей эпохи Просвещения Ж. Ламетри, К. Гельвеция, Д. Дидро, П. Гольбаха, Ф. Вольтера, Э. Кондильяка, Ш. Монтескье и Ж.-Ж. Руссо. Особое внимание в их работах уделялось проблемам активности человеческого сознания и социальной обусловленности его развития и проявлений.

Немецкая классическая философия конца XVIII — начала XIX в. пронизана фундаментальными идеями, значимыми и по сей день для развития психологии как науки. Одними из первых работ, выводящими психологию в научную плоскость, считаются книги немецкого ученого Христиана Вольфа (1679 1754) "Рациональная психология" (1732) и "Эмпирическая психология" (1734). Эмпирическая психология X. Вольфа направлена на изучение фактов жизни души, а рациональная психология — на рассуждения о сущности, месте пребывания, свободе и бессмертии души. Им также была предложена теория способностей, которые понимались как направления деятельности души.

Иммануил Кант (1724—1804) создал фундаментальную теорию познания, представленную в "Критике чистого разума", согласно которой рассудок является активным участником становления самого мира, данного нам в опыте. Опыт — синтез того содержания, материи, который дается миром

(вещей в себе) и той субъективной формы, в которой эта материя (ощущения) постигается сознанием. Знание дается путем синтеза категорий и наблюдений. Наше знание о мире не является пассивным отображением реальности, а есть результат активной творческой деятельности рассудка. Кант выделил категории рассудка:

— категории количества (единство, множество, цельность); категории качества (реальность, отрицание, ограничение);

— категории отношения (субстанция и принадлежность, причина и следствие, взаимодействие); категории модальности (возможность и невозможность, существование и несуществование, необходимость и случайность).

В антропологическом учении И. Канта человек понимается как "самый главный предмет в мире", так как у него есть самосознание. Человек — высшая ценность, личность, индивидуальность. Самосознание человека порождает эгоизм как природное свойство человека. Человек не проявляет эгоизм тогда, когда рассматривает свое "Я" не как весь мир, а только как часть его. Важно суметь обуздывать эгоизм, контролируя его разумом душевные проявления личности. Человек может иметь неосознанные ("темные") представления. Во мраке сознания протекает процесс рождения творческих идей, о которых человек может знать только на уровне ощущений. От сексуального чувства (страсти) мутится разум. Но у человека на чувства и желания накладывается нравственная и культурная норма.

В своем этическом учении И. Кант выделил категорический и гипотетический императив, как регуляторы человеческих поступков. Категорический императив требует соблюдения долга: "Поступай всегда так, чтобы максима (принцип) твоего поведения могла стать всеобщим законом (поступай так, как ты бы мог пожелать, чтобы поступали все)" или "Относись к человечеству в своем лице (так же, как и в лице всякого другого) всегда как к цели и никогда — только как к средству". Гипотетический императив требует, чтобы наши действия были полезны (целесообразны).

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770—1831) утвердил принцип историзма в интерпретации сознания. Он выделил значение деятельности (труда) в становлении сознания. Считал процесс общественного развития объективацией духа. Самосознание — родовое, в не личностное начало, развивающегося отдельной личности. Разум понимал в субъективном (умственная способность) и в объективном (теории, мысли, идеи) смысле. Различал четыре разновидности психологии: житейская, национальная, эмпирическая, истинно философская психология.

Центральной проблемой философии Иоганна Готлиба Фихте (1762— 1814) стала идея об активности субъекта и его "Я". Он выделил три "деятельности" "Я": "Я" полагает себя; "Я" полагает "не-Я"; "Я" противополагает "делимому Я" "делимое не-Я". "Я" для И. Г. Фихте — понятие духа, воли, нравственности, веры. "Не-Я" — понятие природы и материи. Отношение между ними — понятие воли человека, борющейся против косности. Сущность "Я" И. Г. Фихте связывает с деятельностью: "Мы не потому действуем, что познаем, но мы познаем потому, что предназначены действовать". Природа человека и его познания — деятельностная природа субъекта (физического и духовного).

Фридрих Вильгельм Шеллинг (1775 1854), ученик И. Г. Фихте, рассматривал человека как связующее звено между природой и духом. Цель и высшая деятельность "Я" — искусство. В качестве абсолюта определял недифференцированное тождество природы и духа, субъекта и объекта единство противоположностей. Через самораздвоение и саморазвитие абсолюта осуществляется его самопознание. Источник зла — свободное отпадение человека от абсолюта. Метод усмотрения этого единства - интеллектуальная интуиция, присущая философскому и художественному гению. Искусство — высшая форма постижения мира, единство сознательного и бессознательного, теоретической и практической деятельности.

Ключевой проблемой философии Людвига Фейербаха (1804 — 1872) стал человек как субъект мышления. Фейербах говорил о психофизическом единстве человека как субъекте активности. Он отмечал, что действительное отношение мышления к бытию таково: бытие — субъект, мышление — предикат. Мышление исходит из бытия, а не бытие из мышления.

Становление немецкой эмпирической психологии в первой половине XIX в. связано с именем Иоганна Фридриха Гербарта (1776—1841), написавшего такие работы, как "О психологии как науке, вновь опирающейся на опыт, метафизику и математику" (1824—1825) и "Учебник психологии" (1816). Предмет исследований И.Ф. Гербарта — факты и явления сознания, которые могут изучаться опытным путем. Основным элементом душевной жизни он считал представление. Методы интроспекции И. Ф. Гербарт дополнил наблюдением за другими людьми и анализом продуктов деятельности. Однако он отрицал возможность экспериментального метода в психологии. Психология как наука, по И.Ф. Гербарту, складывается из "статики духа" (данные измерений представлений в условиях их равновесия) и "динамики духа" (выяснений условий движения представлений в сознании). По И. Ф. Гербарту, сознание имеет три области: ясность сознания, сознания и бессознательного, между которыми существуют нежесткие границы (пороги). И.Ф. Гербарт также ввел термин "вытеснение" для обозначения перехода представления в область бессознательного. Выделил условия перехода представлений из бессознательного в сознание: сила самого представления и количество связей данного представления с прошлым опытом (процесс "поддержки" представления со стороны прошлого опыта — апперцепция). Считал важным для превращения психологии в подлинную науку применение математики в исследовании статики и динамики сознания.

Ученики И.Ф. Гербарта Теодор Вайтц (основоположник исторической психологии — исследования психологии первобытных культур и историогенеза психического), Мориц Лацарус и Гейман Штейнтал (основоположники этнической психологии) — внесли также значимый вклад в развитие психологии

XIX век в европейской психологии — период расцвета ассоцианизма (Томас Браун, Джеймс Милль, Джон Стюарт Милль, Александр Бэи, Герберт Спенсер и др.). В рамках ассоцианизма психика понимается как сознание в его познавательном аспекте, которое состоит из простых элементов (ощущений, простейших чувствований). Образы ощущений первичны

и имеют чувственный характер, а сложные психические образования (представления, мысли, чувства) — вторичны и возникают как сложение более простых элементов сознания на основе принципа ассоциации. Условие образования ассоциаций — смежность психических процессов. Закрепление ассоциаций обусловлено живостью ассоциируемых элементов и частотой повторения ассоциаций в опыте.

Психологическая мысль в России в XVIII и XIX вв. Значимый вклад в становление психологии в России внес Михаил Васильевич Ломоносов (1711 — 1765). М.В. Ломоносов считал главнейшими составными элементами познания: чувственное восприятие, теоретические обобщения и опытную проверку результатов. Природу человека рассматривал иерархически: "нижняя", чувственная, эгоистическая и "высшая", духовная, патриотическая. В теории воспитания был сторонником принципа природосообразности (воспитатель должен руководствоваться факторами естественного природного развития ребенка).

Александр Николаевич Радищев (1749—1802) руководствовался принципом реальности и материальности (телесности) мира. Считал, что "основанием всего естественного познания является опыт". Чувственный опыт (главный источник познания) находится в единстве с "опытом разумным". Л. Н. Радищев понимал человека как высшее проявление телесности, неразрывно связанного с животным и растительным миром. Принципиальное отличие человека от прочих живых существ — наличие разума и способности к моральным действиям и оценкам.

Александр Галич (1783—1848) — учитель Императорского Царскосельского лицея, профессор кафедры философии Петербургского университета — создал учение о связи психики с деятельностью человека в условиях общественной жизни.

Связь физиологических и психологических процессов обсуждается в работах Александр Ивановича Герцена (1812-1870), в которых отмечалось, что психика — функция мозга. При этом под развитием личности

А.И. Герцен понимал активное становление духовного начала человека, выраженного в свободе воли.

Николай Александрович Добролюбов (1836—1861) развивал идеи о целостности природы человека и внешней детерминации психических процессов.

Николай Гаврилович Чернышевский (1828—1889) говорил о том, что научная психология должна искать причины сознания, а не просто фиксировать факты его проявления. Он отмечал также, что психические процессы (мышление, память, воображения) принадлежат личности и могут рассматриваться только в связи с ее деятельностью, в соответствии с реализациями потребностей человека. Кроме того, Чернышевский различал характер (производный от условий жизни) и темперамент (обусловленный природными причинами).

Развитие психологических взглядов во второй половине XIX в. в России во многом связано с становлением педагогических учений. Николай Иванович Пирогов (1810 1881) в своих педагогических трудах говорил о значении воспитания личности, а также выдвигал ряд важных принципов для психологии образования: надо будить мысль учащихся, прививать навыки самостоятельной работы, привлекать внимание и интерес учащегося к сообщаемому материалу.

Константин Дмитриевич Ушинский (1824 1871) в своем фундаментальном труде "Человек как предмет познания" указывал на принципиальное значение психологического знания в педагогики. К.Д. Ушинский исследовал психофизическую природу развития и обучения, дал анализ психологических механизмов внимания, интереса, памяти, воображения, эмоций, воли, мышления, обосновал необходимость их учета и развития в процессе обучения.

Петр Федорович Каптерев (1849—1922) в своей работе "Педагогическая психология" выводил педагогику на психологические основания. П. Ф. Каптерев рассматривал человека как существо общественное, говоря о том, что его органические и индивидуальные свойства развиваются лишь в связи с обществом и внешней природой. Психическая жизнь человека рассматривалась им как энергетическая система, воплощающая в себе и преломляющая на новом уровне законы природы. Деятельность — детерминанта системы психических процессов, состояний и свойств ребенка в ходе его развития как личности. Человеческое сознание оценивалось как творческое начало, "самобытно созидающееся". В анализе деятельности важную роль отводил понятиям "мотив" и "цель". Психическая жизнь человека рассматривалась как саморегулируемая система в процессе социализации.

Развитие психологии как самостоятельной науки. Становление психологии как самостоятельной науки во многом связано с становлением метода психологии в русле позитивизма — поиск объективного знания о психике. Л. Н. Ждан выделяет пять этапов в развитии психологии как науки: начало XIX в. — 1860-е гг.; 1860-с гг.— конец XIX в.; 1900—1930-с гг.; 1930-1950-е гг.; 1960-2000-е.

Начало XIX в. — 1860-е гг. Основным предметом психологических исследований во многом остается сознание. Однако, как отмечает

А.И. Ждан [7], в процессе становления психологии как науки начинают также специально исследоваться и другие предметы:

— деятельность нервной системы и органов чувств;

— соотношение между физическим и психическим;

— скорость психических процессов;

— рефлекторные механизмы поведения;

— гипнотические явления;

— локализация психических функций в мозгу;

— соотношение между мозгом и душевной жизнью;

— возникновение и развитие психики.

Важное значение в появлении предпосылок становления психологии как самостоятельной науки имеет развитие естествознания в XIX в.

С одной стороны, психология приобрела идею экспериментальных методов исследования, взятую из естественных наук. Ценность эксперимента и поиск объективных методов исследования психология перенимает именно из естественных наук.

С другой стороны, в рамках естественных наук (особенно в медицине, физиологии, биологии, а также физике) были накоплены знания, объясняющие различные психологические явления и факты. Среди них:

— теория ощущений (И. Мюллер, Г. Гельмгольц);

— теория цветового зрения (Г. Гельмгольц, Э. Геринг);

— резонансная теория слуха (Г. Гельмгольц);

— теория восприятия (Г. Гельмгольц);

— исследования проблем ощущений (Э. Мах) и др.

В XIX в. активно развивается анатомия, физиология, проводятся исследования центральной нервной системы. Так, анатомами и физиологами Чарльзом Беллом (1774—1842) и Франсуа Мажади (1783—1855) было открыто и обосновано, что спинной мозг действует по принципу рефлекторной дуги. Ими изучены мышечные чувства, феномены нервного кольца и раздражимости.

Физиолог Иоганнес Мюллер (1801 — 1858) развил учение о физиологии нервной системы, о рефлекторном акте и рефлекторной природе спинного мозга. Им была предложена доктрина специфической энергии органов чувств, согласно которой наши ощущения обусловлены спецификой строения и функций нервной системы.

Физик Томас Юнг (1773-1829) создал теорию цветового зрения, согласно которой сетчатка глаза имеет три рецептора, воспринимающие красный, зеленый и фиолетовый цвета, а белый цвет воспринимается через равномерное возбуждение всех трех рецепторов.

Эрнст Генрих Вебер (1795—1878) внес значительный вклад в исследование проблемы осязания. Он различил три вида кожных ощущений: давление, температура, локализация. Он показал возможность экспериментальных исследований и измерений при изучении ощущений и свойств органов чувств.

Огромный вклад в изучение физиологии и психологии восприятий и ощущений внес ученик И. Мюллера Герман фон Гельмгольц (1821 — 1894), который не только сформулировал закон сохранения энергии, ввел понятия свободной и внутренней энергии и энтропии, но и изучил процессы роста нервных волокон, физиологию зрения и слуха. Им создана концепция "бессознательных умозаключений", согласно которой актуальное восприятие определяется уже имеющимися у индивида "привычными способами", за счет чего сохраняется постоянство видимого мира, при этом существенную роль играют мышечные ощущения и движения. Им также обоснован принцип наименьшего действия.

Австрийский врач и анатом Франц Йозеф Галль (1758—1828) проводил исследования по морфологии мозга и заложил основы френологии.

Французский физиолог Пьер Флуранс (1794—1867) основал экспериментальную физиологию мозга, выявив функциональные свойства мозга, его пластичности и функциональной взаимозаменяемости.

Французский анатом Поль Брок (1824—1880) выявил центры локализации моторных образов слов, а немецкий психиатр Карл Вернике (1848 1905) центр сенсорных образов слов.

Ряд других ученых открывают локализации в мозге различных функций — двигательных центров, центров зрения, слуха, внимания, интеллектуальных функций и др. В итоге английским неврологом Хьюлингсом Джексоном (1835—1911) был сформулирован подход к пониманию локализации психических функций. Впоследствии Александр Романович Лурия в середине XX в. открыл системную динамику локализации высших психических функций человека.

Френология (от греч. phren, родительный падеж phrenos — душа, ум, сердце и логия — учение) — учение о локализации отдельных психических способностей в различных участках мозга, якобы различаемых путем непосредственного ощупывания внешнего рельефа человеческого черепа.

Основы для развития психоанализа и ряда других направлений были также заложены в XIX в. в рамках исследований гипноза (Д. Бред, А. Льебо, Ф. Месмер, И. Бернгейм, Ж. Шарко, II. Жане и др.) как источника информации о бессознательном и способа работы с психически больными.

Важные основы для становления экспериментальной психологии и гештальтпсихологии были заложены в XIX в. в исследованиях в области психофизики и психометрики (Г. Ф. Фехнер, Ф. Бессель, Ф. К. Дондерс, 3. Экснер, Л. Ланге и др.).

Огромное влияние естественных наук на становление психологии оказали идеи эволюционизма Герберта Спенсера (1820—1903) и Чарльза Роберта Дарвина (1809—1882).

Г. Спенсер, соединив с основными положениями позитивизма эволюционный подход, распространил их как на природу и общество, так и на все проявления психической жизни. Придерживаясь идей ассоцианизма, соединяя их с принципом развития, он объяснял развитие как нарастание ассоциативных связей, когда два психических состояния, следуя одно за другим (и в филогенезе, и в онтогенезе), настолько прочно сцепляются, что при воспроизведении первого имеется тенденция к тому, чтобы в поведении и сознании возникло другое. Развитие психики Спенсер рассматривал в рамках общего закона эволюции: от неопределенной несвязной гомогенности к определенной связной гетерогенности. Он утвердил понимание того, что эволюции подвержен не организм сам по себе, а целостная система "организм — среда". И психические процессы (восприятие, память, разум и др.) в этом контексте не могут рассматриваться сами по себе, а только с точки зрения их служебной функции для выживания и приспособления к среде. Г. Спенсер также сформулировал идею, что социальная эволюция является процессом возрастающей "индивидуализации".

Ч.Дарвин в работе "Происхождение видов путем естественного отбора" (1859) открыл законы эволюции: естественный отбор в условиях борьбы за существование на основе принципов наследования и изменчивости.

Его теория заложила фундамент в психологических теориях, рассматривающих как эволюцию психического, так и проявления психики в русле вопросов активных форм приспособления к изменяющимся условиям среды. А в своем известном труде "Происхождение человека и половой отбор" (1871) он исследовал человека в эволюционной цепочке животных. Ч. Дарвин заложил основы сравнительной и эволюционной психологии. Одна из наиболее значимых его работ для психологии "Выражение эмоций у человека и животных" (1872), в которой рассматриваются вопросы происхождения и эволюции выразительных движений, основных эмоций и чувств (страх, агрессия, удивление, радость и др.) в их приспособительных функциях.

1860-е гг. — конец XIX в. В рамках проблемы сознания в фокусе внимания психологии появляется непосредственное ОГЛАВЛЕНИЕ опыта, психические акты и психические функции, адаптивная функция сознания в поведении.

По праву основоположником психологии как науки можно считать Френсиса Гальтона (1822—1911) — кузена Чарльза Дарвина. Ф. Гальтон заложил основы исследования в психологии интеллекта и способностей. В работе "Исследование человеческих способностей и их развитие" положил начало психологическому тестированию. Он также занимался вопросами наследственности и первым применил близнецовый метод исследования, впоследствии активно использующийся в генетике и психологии развития. В своих исследованиях широко применял экспериментальные и статистические методы. Изобрел ряд приборов и экспериментальных процедур (метод анализа образной памяти, ассоциативный метод). Обнаружил, что некоторые человеческие признаки явственно передаются по наследству. Для определения наследуемости способностей он изучил генеалогию выдающихся людей и установил, что среди их родственников процент талантливых людей (со способностями выше среднего) превышал средний процент среди остального населения. Развивал учение о наследственной обусловленности индивидуально-психологических различий между людьми.

В истории психологии началом психологии как самостоятельной науки принято считать открытие лаборатории экспериментальной психологии в Лейпцигском университете (1879) Вильгельмом Вундтом (1832 1920), которая впоследствии преобразовалась в Институт экспериментальной психологии. Институт экспериментальной психологии стал международным центром по подготовке психологов, в котором учились также и российские психологи (В. М. Бехтерев, В.Ф. Чиж, Н.Н. Ланге и др.).

В. Вундт начал свои психологические исследования по психологии восприятия на основе экспериментальных методов в университете Гейдельберга. В. Вундт пытался понять человеческий разум, изучая составные части человеческого сознания. При этом В. Вундт также занимался изучением продуктов человеческого духа (из этой линии йотом сформировалась его "Психология народов" — один из основополагающих трудов для этнопсихологии). Тем самым В. Вундт заложил основы одновременно экспериментальной и культурно-исторической линии в психологической науке.

Бундовская традиция исследования сознания и его элементов методом аналитической интроспекции была продолжена Эдвардом Титченером (1867—1927), который заложил основы экспериментальной психологии в США.

Франц Брентано (1838—1917) противопоставлял свое учение подходу

В.Вундта, предлагая использовать субъективный метод самонаблюдения как основной для изучения актов сознания. Предметом психологии он определял психические феномены как акты сознания (видения, слышания, суждения и т.д.). В отличие от физического мира, психический, по мнению Ф. Брентано, обладает свойством целостности душевной жизни. Ф. Брентано в психологии сознании поставил три ключевых вопроса: предметности, активности и единстве сознания. Сознание он уподоблял реке, в которой одна волна следует за другой.

Продолжая линию исследований Ф. Брентано, австрийский психолог Христиан фон Эренфельс (1859—1932) стал изучать феномены целостности восприятия и ввел понятие гештальткачество или качество формы. Эго в дальнейшем стало основой гештальтпсихологии.

Идеи Ф. Брентано также развивалось в учении о функциях Карла Штумпфа (1848—1936) и их процессуальности. Ученики К. Штумпфа К. Коффка, В. Келер, М. Вертгеймер — стали основоположниками гештальтпсихологии.

В американской психологии идеи о психологии акта были развиты в самостоятельное научное направление — функционализм, у истоков которого стоял Уильям Джеймс (1842—1910). Он предложил теорию потока сознания, согласно которой психическая жизнь — постоянная смена качественностей. В сознании нет связок, оно течет непрерывно, но в его непрерывности есть переходные состояния — сознавания отношений между явлениями сознания. При этом сознание отличается селективностью (избирательностью).

Функционализм в дальнейшем активно развивался в американской психологии и повлиял на некоторые идеи бихевиоризма. Так, Джон Дьюи (1859—1952) говорил о том, что стимул и реакция не существуют в отдельности, а находятся внутри координации и соответствуют ее разным стадиям. Психика, по аналогии с рефлексом, должна рассматриваться в связи со своей полезной функцией в поведении.

В России, параллельно с работами В. Вундта, Иван Михайлович Сеченов (1829—1905) разрабатывал программу построения психологии как науки. Им была создана рефлекторная теория произвольных и непроизвольных движений. В 1890-х гг. И.М. Сеченов выступает с циклом работ по проблемам психофизиологии и теории познания ("Впечатления и действительность", 1890; "О предметном мышлении с физиологической точки зрения", 1895), существенно перерабатывает теоретико-познавательный трактат "Элементы мысли". Идеи И.М. Сеченова о мышечной чувствительности стимулировали разработку современного учения о механизме чувственного восприятия. И.М. Сеченов отстаивает рационалистическую трактовку всех нервно-психических проявлений (включая сознание и волю) и подход к организму как целому, который развивается современной физиологией и психологией. Идеи, заложенные И. М. Сеченовым, были продолжены в работах Николая Николаевича Ланге (1858 1921). Ивана Петровича Павлова (1849—1936), Владимира Михайловича Бехтерева (1857—1927), Алексея Алексеевича Ухтомского (1875—1942), выстроивших естественно-научную линию развития отечественной психологии.

Российский историк Константин Дмитриевич Кавелин (1818-1885) в книге "Задачи психологии" (1872) затрагивал проблемы изучения личности в ее взаимоотношениях с обществом. Фактически им была заложена противонаправленная линия развития психологии по отношению к линии И.М. Сеченова. К.Д. Кавелин уделял особое значение слову и речи, художественным произведениям и другим проявлениям психический жизни в социокультурных формах и нормах. Идеи К.Д. Кавелина в дальнейшем развивались в гуманитарной традиции отечественной психологии, которая связана с такими именами как Николай Яковлевич Грот (1852—1899), Лев Михайлович Лопатин (1855—1920). Густав Густавович Шпет (1979— 1937). Николай Онуфриевич Лосский (1870—1965), Семен Людвигович Франк (1877—1950), Георгий Иванович Челпанов (1862—1932) и др.

1900-е — середина 1930-х гг. В данный период происходит открытый кризис в психологии. Предмет психологии распадается. Возникают различные школы психологии:

— бихевиоризм (предмет исследования — поведение; представители — Э. Торндайк, Дж. Уотсон);

— психоанализ (предмет — динамика сознания и бессознательного; представитель — 3. Фрейд);

гештальтпсихология (предмет — целостные психические структуры; представители — М. Вертгеймер, К. Коффка, В. Келер);

— понимающая психология (предмет — смысловая структура душевной жизни; представители — В. Дильтей, Э. Шпрангер);

— французская социологическая школа (предмет — сознание в его общественно-исторической обусловленности; представители — Э. Дюркгейм, Л. Леви-Брюль);

психофизиология, объективная психология и рефлексология (предмет — психофизическая регуляция, поведение, условные и безусловные рефлексы; представители — И.М. Сеченов, И.II. Павлов, А.А. Ухтомский, В. М. Бехтерев);

— культурно-историческая психология (предмет — развитие высших психических функций; представители — Л. С. Выготский, А. Р. Лурия);

— субъектно-деятельностная психология (предмет — единство сознания и деятельности; представитель — С. Л. Рубинштейн);

теория установки (предмет — установка; представитель - Д. Н. Узнадзе)

и др.

Конец 1930-х1950-е гг. Психология развивается в рамках сформировавшихся направлений. Появляются различные ответвления и направления в уже сложившихся школах:

необихевиоризм - идея операнты и когнитивной карты Э. Толмена, социобихевиоризм А. Бандуры;

неофрейдизм — аналитическая психология К. Г. Юнга, индивидуальная психология А. Адлера, социальный психоанализ К. Хорни, межличностный психоанализ Г. Салливана, гуманистический психоанализ

Э.Фромма, эго-психология А. Фрейда, эпигенетическая теория Э. Эриксона, структурный психоанализ Ж. Лакана, и др.

Возникают новые отрасли и направления:

— генетическая психология (предмет — генетическое развитие интеллекта; представители — Ж. Пиаже, Л. Колберг);

— персонализм (предмет — персона; представители — Э. Мунье, Ж. Лакруа);

— экзистенциальная психология (предмет — проблема экзистенции — внутреннего бытия человека; представители — М. Бубер, М. Хайдеггер,

Э.Гуссерль, К. Ясперс, Л. Битсвангер);

— теория деятельности (предмет — деятельность; представители —

А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин и др.) и др.

1960—2000-е гг. Продолжается развитие различных научных школ в психологии, но при постепенных параллельных тенденциях усиления обособления научных направлений в психологии и появления осознанной методологической эклектики. Происходит активное становление:

— гуманистической психологии (предмет — самоактуализация личности; представители — К. Роджерс, А. Маслоу);

— логотерапии (предмет — смысл жизни; представитель — В. Франкл);

— когнитивной психологии (предмет — когнитивные структуры; представители — Дж. Брунер, Г. Саймон, Дж. Миллер и др.);

— нарративной психологии (предмет — личностная история; представители — М. Уайт, Т. Сарбин, Г. Олпорт и др.).

Современная психология активно развивается не столько в научном, сколько в прикладном и практическом направлениях. При этом активно ведется работа в области выработки методологических основ научной психологии. Так, А. В. Петровским и М.Г. Ярошевским [8] на основе исторического и методологического обобщения выделены основные принципы психологии как науки (детерминизма, системности, развития) и основные категории современной психологии (образа, мотива, действия, отношения, личности).

Психология в системах науки и культуры. Становление психологии в XX в. связано с тремя линиями развития, взаимосвязь которых в разных странах происходила неодинаково: психология как наука, психология как практика, прикладная психология. В различных научных школах психология может при этом находиться в различных взаимосвязях со смежными науками гуманитарного (антропология, филология, лингвистика, и др.), общественно-исторического (история, социология, экономика, культурология, педагогика и др.), естественно-научного (биология, физиология, медицина, генетика и др.) и математического направлений.

Научную психологию обычно разделяют на научные направления, которые выделяют свой предмет исследования. Например, бихевиоризм, гештальтпсихология, психоанализ, экзистенциальная психология, когнитивная психология, культурно-историческая психология и др. В иных случаях выделяют более конкретные научные теории, в рамках которых определены основные принципы и методы проведения исследований, заданы теоретические для интерпретации тех или иных психологических феноменов. Обычно такие теории связывают с именами их основоположников. Например, социобихевиоризм А. Бандуры, теория поля К. Левина, аналитическая психология К. Юнга, логотерапия В. Франкла, теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера, деятельностный подход А. Н. Леонтьева и др. В рамках данных направлений, с их развитием, выделяются конкретные научные школы, разрабатывающие отдельные вопросы в рамках общих проблем направления, базирующиеся на общих принципах, но привносящие что-то новое. Так, в рамках деятельностного подхода можно выделить такие научные школы, как: теории поэтапных действий Л. Я. Гальперина, развивающего обучения В. В. Давыдова, дошкольной психологии А. В. Запорожца, нейропсихологии А. Р. Лурии, зоопсихологии К. Э. Фабри, возрастной психологии Д. Б. Эльконина и др.

Организационное становление психологии в России имеет относительно небольшую историю. В 1885 г. основывается Московское психологическое общество (председатель М. М. Троицкий). Первая в России экспериментальная психофизическая лаборатория создана в 1885 г. в Казанском университете В. М. Бехтеревым. Первый психологический институт в России (ныне Психологический институт имени Л. Г. Щукиной РАО) в 1912 г. при Московском университете был организован Г. П. Челнановым, который учился в лаборатории у В. Вундта. Одна из первых кафедр психологии открыта на базе факультета педагогики 2-го МГУ (ныне факультет педагогики и психологии МПГУ) в 1921 г. К. Н. Корниловым. Активное развитие психологии, особенно в практическом направлении, было прервано постановлением ЦК ВКП(б) "О педологических извращениях в системе наркомпросов" в 1936 г. В 1942 г. С. Л. Рубинштейном создана кафедра психологии на философском факультете Московского университета. Первые факультеты психологии открыты в МГУ (декан А. Н. Леонтьев) и ЛГУ (декан Б. Г. Ананьев) в 1966 г. В 1945 г. С. Л. Рубинштейн создал Сектор психологии в Институте философии АН СССР. В 1957 г. учреждено Общество психологов при АПН РСФСР, в 1959 г. прошел первый съезд Общества психологов СССР. В 1971 г. открыт Институт психологии АН СССР (первый директор — Б. Ф. Ломов).

В современной психологии существуют различные подходы к ее делению на направления, отрасли, специализации. Представим здесь только те, которые в настоящее время имеют официально закрепленный статус и на основе которых выстраивается научная, образовательная, прикладная или практическая деятельность в области психологии.

В "Государственном рубрикаторе научно-технической информации" в разделе "Психология" выделяют следующие разделы.

• Общие вопросы психологии.

• Философские вопросы и методология психологии.

• История психологии. Персоналия.

• Современное состояние и перспективы развития психологии.

• Научные общества, съезды, конгрессы, конференции, симпозиумы по психологии.

• Международное сотрудничество в области психологии.

• Организация научно-исследовательской работы в области психологии.

• Информационная деятельность в области психологии.

• Терминология. Справочная литература. Учебная литература.

• Методы исследования и моделирования в области психологии. Математические и кибернетические методы.

• Кадры психологов.

• Общая психология.

• Развитие психики.

• Биологическое и социальное в психике.

• Психика и сознание.

• Психофизиология.

• Психические процессы и состояния.

• Психология деятельности и поведения. Психология мотивации.

• Психология личности.

• Дифференциальная психология.

• Психология пола.

• Особые состояния и явления психики.

• Патопсихология.

• Методы психологического исследования. Математическая психология.

• Психология развития. Возрастная психология.

• Зоопсихология, этиология и сравнительная психология.

• Детская и юношеская психология.

• Психология старения.

• Социальная психология.

• Социальная психология личности. Личность и общество. Психология жизненной сферы.

• Процессы социализации.

• Социальные нормы и ценности.

• Психология классов и крупных социальных общностей.

• Психология общения. Процессы коммуникации.

• Психология межличностных отношений.

• Психология малых групп и коллективов.

• Массовые формы внеколлективного поведения.

• Отклоняющееся поведение.

• Этнопсихология.

• Историческая психология.

• Прикладная психология.

• Педагогическая психология.

• Экономическая психология.

• Психология труда.

• Инженерная психология.

• Психология управления.

• Авиационная и космическая психология.

• Военная психология.

• Психология спорта.

• Психология чтения и библиотечной работы.

• Психология творчества.

• Юридическая психология.

• Медицинская психология.

• Психология семьи и быта.

• Другие виды прикладной психологии.

В Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования есть такие направления, как "Психология" и "Психолого-педагогическое образование", профили и программы подготовки по которым определяются вузами.

Согласно Номенклатуре специальностей научных работников, на которую опирается Высшая аттестационная комиссия, выделяются следующие специальности по психологическим наукам, но которым проходят защиты кандидатских и докторских диссертаций.

• Общая психология, психология личности, история психологии.

• Психофизиология.

• Психология труда, инженерная психология, эргономика.

• Медицинская психология.

• Социальная психология.

• Юридическая психология.

• Педагогическая психология.

• Коррекционная психология.

• Политическая психология.

• Психология развития, акмеология.

С развитием запроса в обществе на психологические знания, практически во всех сферах жизнедеятельности появляется большое число прикладных направлений психологии. Сохраняют свою значимость такие традиционные отрасли прикладной психологии, как педагогическая психология, спортивная психология, космическая психология, инженерная психология, организационная психология и др. Появляются относительно новые направления — психология маркетинга и мерчендайзинг, психология корпоративного управления, психология рекламы, киберпсихология и др.

В современном обществе психология вошла практически во все сферы культуры и жизнедеятельности. Психологическое знание стало неотъемлемой частью гуманитарного знания и общественного сознания. Психологическая практика все больше и больше востребована различными группами населения уже не только в проблемных и кризисных жизненных моментах,

экстремальных ситуациях или в условиях конфликтов, но и в повседневной жизни. Приложение психологического знания начинают требовать практически все сферы науки, техники, экономики. Современная культура становится персоноцентрированной, а это, безусловно, требует максимального привлечения психологии. XXI век, по словам великого ученого и мыслителя XX в. Владимира Ивановича Вернадского (1863—1945), становится психозойной эрой.