Развитие православия на Руси
Год всенародного крещения стал переломным для русского общества: оно "вступило" в эпоху нового, духовного, бытия. Из Киева христианская вера распространилась во все города и селения Руси. Прежде всего христианство восторжествовало в ближайших к Киеву городах – Переславле, Чернигове, Белгороде, Владимире Волынском, позже – в Новгороде, в Суздальских и Ростовских землях.
Разрозненные до этого восточно-славянские племена, обретя общую веру, сделали исторически заметный шаг к созданию нации.
Уже после крещения Руси христианство приняли (но – силой, принудительно) в Венгрии. Карл Великий "крестил оружием" саксонцев.
Сразу за крещением по инициативе Владимира началось строительство храмов в Киеве и других русских городах и больших селах.
Сын Владимира – Ярослав Мудрый продолжил миссию отца по распространению христианской православной веры в русских землях. Ярослав посылал в провинции проповедников, строил церкви, снабжал храмы богослужебными книгами, открывал школы для обучения русских детей церковной службе. При Ярославе были собраны и написаны первые русские законы, более известные как "Русская Правда". В конце XI в. на юге России (в Чернигове, Переславле, Белгороде, Владимире-Волынском, Тмутаракани) уже было несколько епископий, четыре епископства были на Северо-Западе и Севере (в Полоцке, Турове, Новгороде, Ростове). Но Восток страны еще недостаточно был знаком с христианством, а Северо-Восток и вовсе продолжал оставаться языческим.
С расширением географии христианства для управления Русской церковью из Византии в Киев прибыл митрополит. С согласия князей митрополит назначал епископов для разных русских земель, судил их, созывал на крупные мероприятия, издавал распоряжения общецерковного масштаба. В гражданские дела митрополит поначалу не вмешивался.
Следует подчеркнуть, что на Руси христианство было введено государственной властью, а первое массовое крещение населения было организовано непосредственно великим князем. Никакой паствы, добровольно соглашавшейся содержать высшую церковную иерархию, на первых порах в стране не было. Поэтому заботу о материальном содержании церковной иерархии изначально должно было взять государство, ибо именно оно инициировало крещение населения. И государство эту заботу возложило на свои плечи.
В Древней Руси основной статьей доходов духовенства была церковная привилегия на десятую долю (десятину) от княжеских доходов (своеобразная статья расходов в бюджете страны). На Западе в этот период десятина бралась со всего населения. На Руси в первый период формирования государственности народ еще не был крещен, поэтому десятина носила исключительно государственный характер, была "казенной".
В 1137 г. князь Святослав Олегович (новгородский удельный князь) издал грамоту с разъяснениями, что его дедами и прадедами традиционно назначалась епископам десятая часть "от даний, и от вир, и продаж, что входит в княж двор всего", т.е. буквально от всех статей княжеских доходов. Дани – это прямые налоги на доходы, виры – судебные штрафы и пошлины, продажи – торговые прибыли (наценки). Обычное обеспечение приходского духовенства (т.е. духовенства низшего уровня, наиболее близкого к народу) слагалось из нескольких статей:
– добровольных приношений прихожан;
– сборов, производимых самим духовенством с прихожан;
– платы за требы (требы – церковные обряды: крещения, отпевания, причащения и т.п.), совершаемые по просьбе верующих, иногда у них на дому;
– доходов от недвижимого имущества.
Период до азиатского нашествия в политическом отношении был временем удельных распрей с непрерывными междуусобными войнами и правонарушениями. К этому времени русская церковная иерархия уже успела приобрести в народе авторитет высшей нравственной силы. Известны случаи активного участия церковных лидеров в междуусобных спорах и случаи, когда церковные иерархи вели себя как мирские представители и этим предотвращали княжеские ссоры. Часто духовные лица выполняли по просьбе князей функции послов: их посылали не только в другие княжества Руси, но и в зарубежные страны.
Влияние гражданской власти на церковную жизнь в разные периоды принимало различные формы, в том числе и экономического характера.
Например, в первое время почин князя Владимира о десятине в пользу церкви был воспринят всеми положительно. Но позже удельные князья, по мере обособления от киевского престола, становились независимее в принимавшихся ими стратегических решениях и самостоятельно вносили изменения (ограничения) в размеры епископской десятины. В своей грамоте 1150 г. Ростислав Мстиславович (удельный смоленский князь) указывал, что из содержания епископства (т.е. из десятины) должны изыматься "полюдье", а также торговые и судебные доли. Таким образом церковная десятина (к примеру, упоминаемая в указе Святослава Олеговича) этим указом была уменьшена на одну десятую.
Князю Владимиру нелегко было создать институт духовенства низшего уровня (приходского духовенства). Но как только население осознало, что христианство пришло в страну надолго, число церквей стало расти, увеличивался и спрос на церковную службу. Священниками часто становились дети приходского духовенства. Но их было недостаточно, постепенно карьера низшего духовенства стала привлекать и "простой народ".
Спрос на "священников низшего уровня" в "домонгольскую пору" был значительным. В этот период еще не было норм, ограничивающих количество клира[1] при каждой приходской церкви. Соответственно, численность прихожан каждой церкви была неодинакова, да и авторитет священников не мог быть одинаковым.
Нередко князья реагировали на текущие дела церкви как хозяева. Так, Святополк нс разрешил переносить останки князей Бориса и Глеба (они уже к этому времени считались святыми мучениками) из одной церкви в другую. Совершилось это лишь при его преемнике – Владимире Мономахе. Известно также о нескольких случаях строительства новых церквей вблизи прежних при том, что численность населения не менялась. Причины могли быть разными – это и зависть, и стремление навредить, и конкуренция со стороны "новых" священников по отношению к "старожилам" и т.п. Естественно, что подобное ("новое") строительство не могло начинаться без согласия гражданских властей. Примером объединения интересов гражданских и церковных властей является отношения владельцев приграничных земель (граничных с Великой Русью) на территории Литвы в конце XV в. Тогда, т.е. при Иване III, эта территория считалась спорной: ее считали своей и в Литве, и в России. Из-за давления униатской церкви на православие перед русскими православными владельцами тех земель возник вопрос: остаться под короной латинской или перейти под корону православную, московскую? Усиление московского влияния в этих землях привело к тому, что пограничные князья стали "перебегать к Ивану III", т.е. менять подданство. Конечно это объяснялось не только государственными и политическими, но и экономическими интересами. Первыми перешли к Ивану 111 князья Бельский, Можайский, Шемяка, Трубчевские, Мосальские, Хотетовские. Официальным мотивом была их обеспокоенность засилием униатской церкви и желание исповедовать исконную русскую веру, т.е. православие.
Первый инцидент, связанный с переходом князя Бельского, вызвал негативный резонанс: литовский правитель отправил в Москву посольство с протестом, а затем Литва объявила России войну. Русские войска 14 июля 1500 г. одержали над литовским войском победу. В марте 1503 г. было заключено перемирие (сроком на 6 лет). Этот мир вдохновил православных в Литве. Тем более, что они почувствовали реальную защиту со стороны Московского государства.
Примеров взаимодействия государства и церкви в русской истории немало, но в истоках действий обеих сторон почти всегда можно было обнаружить экономические интересы. В периоды хозяйственной активности в стране деятельность церкви была более заметной, а успехи этой деятельности – более ощутимы. Церковь становилась значимым элементом государственного механизма. Гражданские иерархи получили возможность устами священников доводить до населения приоритеты государственного развития. Необходимо напомнить, что русское население вплоть до XIX в. в основном было неграмотно, поэтому "Слово Божье" в этих условиях было главным информационным источником, официальным канатом информации.
Но не следует думать, что прошедшее после крещения время можно назвать идиллией. В истории церкви были и весьма скорбные времена. "Черной страницей" считается период Смутного времени и его последствия для отношений государства и церкви.
Примечание. "Черной страницей" были и годы раскола, вызванного реформами патриарха Никона, жестокое насилие в борьбе за обрядовое единообразие: как креститься – тремя перстами (пальцами) или двумя?
Во многом вся религиозная культура XVII в. была пропитана духом междоусобной борьбы, по масштабам сравнимой с гражданской войной после Октября 1917 г.
В это время выявилось множество нестыковок во внутрицерковной жизни. Наибольший пред приносили неизбежные ошибки и разночтения, накопившиеся за века в богослужебных книгах при многократном переписывании, а также местные отличия в церковном обиходе и обрядах. Одним из первых необходимость в упорядочении религиозной жизни, введении масштабного просвещения, укреплении народной нравственности осознал игумен Троице-Сергеевой Лавры архимандрит Дионисий (Зобниновский). Под его духовным воздействием в 1640-х гг. в Москве возник "Кружок ревнителей благочестия". В нем собирались для обсуждения необходимых внутрицерковных переустройств виднейшие иерархи и миряне. К кружку был близок и царь Алексей Михайлович. Членами кружка являлись также проводник богослужебных реформ патриарх Никон и его главный оппонент, религиозный деятель, лидер старообрядцев протоиерей Аввакум.
Причинами раскола были, конечно же, не только обряды. В середине XVII в. произошло столкновение вторгавшегося на Русь иноземного, иноверного влияния и устоявшихся древнерусских национальных традиций. Процесс раскола усугубился известиями о "порче христианской веры" под воздействием католической экспансии в Европе, вообще, и Константинополе, в частности. Ревнители русской старины предпочитали добровольно погибнуть в "святом пламени", нежели подчиниться решениям Соборов Русской церкви 1660-х гг. об исправлении богослужебных книг.
Раскол и самозамкнутость русского православия преодолевались живым общением с внешним миром. В частности, расширялись связи с греческим, болгарским, сербским духовенством, с многочисленными братствами южнорусских и западнорусских земель. Воспитанники основанной в 1632 г. Киево-Могилянской духовной коллегии[2] были приглашены боярином Ртищевым в специально учрежденный в Москве в 1649 г. Андреевский монастырь. В 1685 г. на его основе была создана Славяно-латинская академия. Она стала крупнейшим центром просвещения в России.
Примечание. Исключительно высокий авторитет в христианском русском обществе имел монах нс самого высокого чина – Сергий Радонежский. В 1337 г. преподобный Сергий в лесах под Москвой[3], возле села Радонеж, основал монастырь – будущую Троице-Сергиеву лавру. Сюда перед важнейшим сражением славянского средневековья – Куликовской битвой – пришел за благословением великий князь московский Дмитрий Донской. Сергий предсказав ему победу и дат в помощь двух иноков: Александра Пересвета и Андрея Ослабя. Пересвет погиб, сразив в поединке перед битвой вражеского богатыря. В ходе сражения погиб и Ослабя. Спустя столетие азиатское Иго было окончательно сброшено, униженное и раздробленное Русское государство довольно быстро (по историческим меркам) стало великой державой.
Под Загорском, в селе Радонеж, 29 мая 1988 г. состоялось торжественное открытие монумента Сергию Радонежскому. Перед скульптурой – камень с надписью "Сергию Радонежскому благодарная Россия". Автор памятника – Вячеслав Клыков.
В июне 1988 г. в СССР отмечалось 1000-летие крещения Руси. Торжества прошли в Москве, Киеве, Владимире и Ленинграде и стали праздником для миллионов граждан. В те дни государство передало в ведение церкви Свято-Данилов монастырь в Москве, исторический памятник "Оптина пустынь" в Калужской области, Толгский монастырь в Ярославской области. Позже церкви были возвращены и другие дорогостоящие объекты недвижимости, без основания изъятые государством еще в 1920–1930-е гг.
Центральным событием тысячелетнего юбилея Русской православной церкви стад Поместный Собор, который проходил в Загорске, в Троице- Сергиевой лавре. Собор в составе 300 членов рассмотрел деяния русской православной церкви за всю ее тысячелетнюю историю, обсудил несколько назревших вопросов. Среди них было утверждение нового Устава, который заменил устаревшее положение об управлении церковью.
Переплетение интересов гражданской власти и Русской церкви наблюдалось повсеместно и постоянно, начиная от массового крещения на реке Почайне и вплоть до 1918 г. (точнее – до опубликования большевистского декрета об отделении церкви от государства), затем с конца XX в. и по настоящее время. Только после распада СССР начался обратный процесс – процесс постепенного примирения двух значимых составляющих общественной системы: государства и церкви. Многие века православие на Руси было фактором развития, и его значение, возможно, сохранится и в будущем. Оснований для такого суждения немало, и одно из них – сохраняющаяся для значительной доли населения притягательная сила церкви, что в последнее десятилетие вызвало рост строительства церквей, увеличение числа информационных передач на радио и ТВ с присутствием на них церковных иерархов в качестве судей, арбитров, экспертов и т.п.