Развитие права

Советское право в целом не претерпело серьезных изменений. Оно, как и государство, оказалось вполне пригодным и в военных условиях. Тем не менее произошли некоторые изменения, носившие двоякий характер. Одни из них были вызваны непосредственно войной и отпали с ее окончанием, другие же сохранились и в последующие годы, некоторые на длительный срок (например, в финансовом, семейном праве). Законов в это время издается мало, поскольку Верховный Совет СССР, как уже отмечалось, собирался всего три раза. Больше нормативных материалов принимают Президиум Верховного Совета, а также правительство, следует отметить и постановления ГКО. Важное значение имеет деятельность Верховного Суда СССР, анализировавшего и обобщавшего судебную практику. Как и до войны, издавались совместные акты государственных и партийных органов - постановления СНК СССР и ПК ВКП(б), но в небольшом количестве.

Особо необходимо сказать о действии права на временно оккупированной территории. Исходя из международных норм и принципов, из конвенций о законах и обычаях войны, советская правовая система должна была бы действовать и на оккупированной территории. Однако оккупанты и в этом вопросе пренебрегли общепризнанными нормами. Они совершенно не считались с советским правом, более того, всячески боролись с ним. Наоборот, наше государство исходило из действия общепринятых цивилизованных норм. Оно считало советское право действующим в полном объеме и на оккупированной территории со всеми вытекающими отсюда последствиями. В силу этого, например, преступления, совершенные советскими гражданами на оккупированной территории, подлежали наказанию по советским законам. Наиболее жесткие меры применялись к лицам, изменявшим своему государству и помогавшим оккупантам. Когда это было практически возможным, наказывались и военнослужащие германской армии за совершенные ими преступления против нашего народа. В гражданском праве считались недействительными все сделки и иные действия, совершенные вразрез с советскими законами, соответствующими кодексами и иным законодательством.

Целиком под влиянием военных условий развивалось финансовое право. Война потребовала колоссальных, причем непроизводительных с хозяйственной точки зрения затрат. Только прямые расходы на оборону составили астрономическую сумму - 551 млрд руб. Естественно, что понадобились дополнительные источники доходов, чтобы покрыть их. Одним из таких источников явилось сокращение расходов на мирные цели, т.е. экономия.

Другим источником средств стали новые налоги. В ноябре 1941 г. обложили налогом холостяков, одиноких и бездетных, что было вполне справедливо. Поступления от этого пошли на пособия для многодетных, а потом и "одиноких" матерей. В декабре того же года установили особый военный налог, которым облагались взрослые штатские граждане, за некоторыми исключениями.

Особым источником государственных доходов стала денежно-вещевая 'лотерея. Она была достаточно популярной, поскольку можно было выиграть вещи, необходимые в быту, порой недорогие, но дефицитные в условиях военного времени.

Получила широкое распространение добровольная помощь граждан деньгами государству. Был создан так называемый Фонд обороны, в который сдавались деньги и ценности. Стала популярной такая символическая форма, как сбор денег на приобретение конкретных самолетов и танков трудовыми коллективами, иными организациями. Приобретенные таким способом машины, которым присваивали особые наименования, персонально вручались лучшим летчикам или танкистам.

В сфере гражданского права следует отметить изменения, связанные с войной, касающиеся жилищных и наследственных правоотношений. Необходимо было оградить интересы военнослужащих, а также регламентировать правоспособность эвакуированных граждан в жилищных вопросах. Государство стремилось проявлять максимальную заботу об охране прав защитников родины, предоставляло им различные льготы. Так, уже 23 июня 1941 г. Верховный Суд СССР дал судам указание о приостановлении производства всех незаконченных дел о выселении военнослужащих, а также их семей. В августе того же года СНК СССР установил, что на время войны за всеми лицами, состоящими на военной службе, сохраняется их жилая площадь, причем без оплаты. Временные жильцы, поселившиеся на площади военнослужащего, обязывались немедленно ее освободить по возвращении хозяина.

Сложнее решался вопрос о жилплощади эвакуированных граждан. В принципе, предусматривалось, что жилплощадь за ними сохраняется, но для этого требовалось соблюсти некоторые условия, определенные Пленумом Верховного Суда СССР, а именно: эвакуация должна быть оформлена, а квартплата - регулярно вноситься. Только тогда возвратившийся мог требовать в судебном порядке освобождения его жилья, занятого кем-либо. Если же квартира была предоставлена лицу, переселенному из разрушенного здания, возвратившийся мог просить жилищные органы о выделении ему какой-либо иной жилплощади. Не сохранялось жилье за одной категорией эвакуированных - теми, кто уехал вместе со своим предприятием, перевезенным на восток. Они получали жилье на новом месте, а их прежняя жилплощадь поступала в распоряжение местных Советов, и предоставлялась в первую очередь рабочим оборонных предприятий, остававшимся в данном городе.

В отличие от вещного и обязательственного права существенные изменения произошли в правонаследственном.

Огромные людские потери, понесенные страной, привели к тому, что часто у наследодателя не оставалось близких родственников. Поэтому круг возможных наследников был значительно расширен. В соответствии с Указом Президента Верховного Совета СССР, принятым в марте 1945 г., ими стали трудоспособные родители, братья и сестры. Была введена очередность призвания к наследству, в силу которой отсутствие наследников первой очереди требовало призвания наследников второй, а при их отсутствии - третьей. Первыми наследовали дети, в том числе усыновленные, супруг, нетрудоспособные родители и другие нетрудоспособные лица, находившиеся на иждивении покойного. Во вторую очередь наследовали трудоспособные родители, в третью - братья и сестры, было введено право представления, которое возникает в случае, если наследник умирал раньше открытия наследства. При этом наследство переходит к определенным наследникам такого наследника. Наследодателю было предоставлено право завешать при отсутствии наследников по закону имущество любому лицу. Общая идея реформы состояла в том, чтобы уменьшить массу выморочного имущества, сохранить его за гражданами, что в условиях военного разорения было весьма существенно.

Военная обстановка обусловила перелив гражданско-правовых отношений в сферу хозяйственно-правовых. Административные формы были удобнее договорных в чрезвычайных условиях. Поэтому, например, договор поставки заменялся простым административным распоряжением. Ломались прежние подрядные связи и т.п.

В годы войны в семейное право были внесены изменения, коренным образом реформировавшие отрасль. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 г. "Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении почетного звания "Мать-героиня" и учреждении ордена "Материнская слава" и медали "Медаль материнства" было установлено, что только зарегистрированный брак порождает права и обязанности супругов. При этом фактические супруги могли узаконить свои отношения с указанием срока фактической совместной жизни. Многие подобные отношения не могли быть зарегистрированы, поскольку один из супругов погиб или пропал без вести на фронте. Чтобы переживший фактический супруг именно в этих случаях не лишался наследственных и других прав, Указ Президиума Верховного Совета СССР от 10 ноября 1944 г. сохранил для него возможность в подобной ситуации установить брачные отношения в судебном порядке.

По Указу от 8 июля 1944 г. значительно усложнялась процедура развода. Вводился исключительно судебный порядок, сопровождаемый большими расходами для заинтересованного лица и умышленной затяжкой дела. Заявитель за свой счет был обязан опубликовать в местном органе печати информацию о дате бракоразводного процесса. Судебное слушание, которое начиналось в народном суде, было демонстративно гласным. При этом народный суд не имел права выносить окончательное решение по делу, его задачей было примирить супругов, при недостижении чего дело по заявлению стороны направлялось в вышестоящий суд (областной, краевой, окружной), где решение выносилось уже по существу. При регистрации развода в органе записи актов гражданского состояния на основании судебного решения бывшие супруги уплачивали значительную сумму (от 500 до 2 тыс. руб.). Максимальное усложнение бракоразводного процесса имело целью сохранение семьи, законодатель стремился к тому, чтобы супруги имели время и возможность одуматься. В условиях войны это было весьма актуально.

Состояние граждан в браке определяло их права и обязанности по отношению к детям. Отсутствие у матери брачного свидетельства лишало ее ребенка прав и обязанностей по отношению к отцу.

Желая стимулировать рождаемость, государство увеличило размер пособий многодетным матерям (такими теперь считались женщины, родившие уже третьего ребенка), установило специальные награды: "Медаль материнства" - для родивших и воспитавших пять-шесть детей, орден "Материнская слава" - соответственно семь-девять детей, почетное звание "Мать-героиня" - для родивших и воспитавших 10 детей. Отмена института фактического брака привела к появлению категории одиноких матерей, т.е. женщин, родивших вне зарегистрированного брака, которые лишались права подавать иск об установлении отцовства и взыскании алиментов на ОГЛАВЛЕНИЕ ребенка. Государство брало на себя материальное обеспечение таких детей. На одного ребенка было положено 100 руб. в месяц, на двух - 150, на трех и более - 200 руб. Деньги небольшие, но порой женщине было выгодней получать пособие, чем алименты (если, например, ее партнер был красноармейцем, студентом, молодым рабочим или служащим).

Своего рода стимулом к деторождению стал уже упоминавшийся налог на одиноких и семейных граждан, не имевших детей. Указ от 8 июля 1944 г. расширил круг плательщиков этого налога, включив в него еще и граждан, имеющих одного-двух детей (малосемейных).

Еще в 1943 г. было разрешено записывать усыновителей в актовые книги о рождении в качестве родителей, что позволяло надежнее сохранить тайну усыновления как в интересах ребенка, так и его родителей.

Семейное право смотрело вперед, заботясь о будущем нашей страны. Однако в ходе войны нужно было решать неотложные, насущные кадровые проблемы. Они-то и встали перед трудовым правом.

Война породила необходимость мобилизовать в армию рабочих и служащих. К концу 1941 г. почти половина их оказалась на фронте. Конечно, применялось так называемое бронирование, т.е. наиболее нужных и ценных работников оставляли в промышленности, где трудиться порой было не легче, чем воевать. Тем не менее нужно было закрывать оголившиеся места на производстве. Это достигалось различными путями. Прежде всего пришлось прибегнуть к введению обязательных сверхурочных часов на производстве. Указ Президиума Верховного Совета СССР предусматривал их продолжительность от одного до трех часов в день. При этом имелись в виду сверхурочные для оборонных предприятий, но фактически, как уже отмечалось, вся промышленность стала оборонной. Зачастую рабочие трудились и сверх сверхурочных часов, порой даже ночуя в цехе. К этому их обязывало чувство долга, ведь воины на фронте трудились круглые сутки.

На время войны были отменены все очередные отпуска, замененные денежной компенсацией. Саму компенсацию скоро тоже перестали выдавать, зачисляя ее до конца войны на специальные вклады.

Применялась и трудовая мобилизация, т.е. все трудоспособные граждане, не занятые общественно полезным трудом, привлекались для работы и прежде всего на важнейших объектах промышленности и строительства.

В 1942 г. был расширен круг оснований привлечения граждан к трудовой повинности. Во время гражданской войны, как помним, под трудовой повинностью понималась просто всеобщая обязанность трудиться. В мирное время смысл ее изменился, к ней прибегали в случае чрезвычайных событий - наводнений, землетрясений и иных стихийных бедствий. Теперь же, во время Отечественной войны трудовая повинность использовалась для строительства оборонительных сооружений, заготовок топлива, охраны путей сообщения и т.п. В таком порядке в конце войны строился и первый в стране дальний газопровод Саратов - Москва.

Были также расширены возрастные рамки для привлечения к трудовой повинности. Вместо 18-45 для мужчин и 18-40 для женщин был установлен соответственно возраст в 16-55 и 16-45 лет.

В условиях, когда весь рабочий класс героически трудился, обеспечивая победу над врагом, особенно нетерпимы стали нарушения трудовой дисциплины. В связи с этим в 1942 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР была значительно повышена ответственность за самовольный уход с работы рабочих и служащих военной промышленности.

Все эти меры позволили обеспечить выполнение четкой и слаженной работы тыла по обеспечению фронта всем необходимым.

В трудовом праве данного периода отразилась забота Советского государства о тех, кто героически сражался на фронте и пострадал от войны. Были установлены особые льготы для инвалидов Отечественной войны, в частности, право получать пособие по временной нетрудоспособности в размере полного заработка независимо от непрерывного стажа. Как помним, такая зависимость была установлена в 1938 г. для борьбы с "летунами".

Все изменения в трудовом праве были направлены на обеспечение бесперебойной работы тыла в целях достижения победы над врагом.

Если трудовое право военного времени обеспечивало надлежащую работу промышленности, то такую же роль играло колхозное право в отношении сельского хозяйства. Причем здесь проблема кадров стояла острее, поскольку в деревне мужчины мобилизовались подчистую и никакой брони практически не существовало. Нехватка рабочей силы усугублялась в деревне также тем, что на фронт были мобилизованы и средства производства: трактора, автомобили, лошади. Между тем города и фронт требовали бесперебойного снабжения продовольствием и сырьем. Тому, что в столь сложных условиях наше сельское хозяйство выполнило поставленные перед ним задачи, мы обязаны, как уже отмечалось, колхозному строю. Но для создания колхозам условий их более или менее нормальной деятельности Советское государство провело специальные мероприятия.

В 1942 г. постановлением СНК и ЦК ВКП(б) в полтора раза был повышен обязательный минимум трудодней. Кроме того, было внесено и еще одно новшество. Раньше минимум мог вырабатываться в любое время года. Теперь же весь год был разбит на периоды, колхозник должен был выработать соответствующую часть минимума в определенные сроки. При сезонном характере сельскохозяйственного производства такой порядок обеспечивал выполнение естественного цикла работ. За невыполнение минимума по периодам была установлена даже уголовная ответственность, правда, практически не применявшаяся. Ввели обязательный минимум трудодней и для подростков от 12 до 16 лет, конечно, уменьшенный (50 трудодней).

В 1942 г. было принято постановление, разрешавшее мобилизовать на сельхозработы в горячую пору трудоспособное население городов и сельских местностей. Мобилизованные работали наравне с колхозниками, подчиняясь общим порядкам, и оплачивались так же. Кроме того, за ними сохранялась половина заработной платы, а за учащимися - вся стипендия. Колхозы были обязаны оплатить проезд мобилизованных в оба конца.

В уголовном праве изменения произошли не столько по линии установления новых составов преступлений (хотя и это тоже имело место), сколько по линии правоприменительной. В условиях военного времени наказания, применяемые судами по известным и ранее преступлениям, были, как правило, строже. Имел место, правда, случай, очевидно, единственный, когда нормативно снизили наказание за одно специфическое преступление. Так получилось, когда 6 июля 1941 г. Президиум Верховного Совета СССР издал Указ "Об ответственности за распространение в военное время ложных слухов, возбуждающих тревогу среди населения", предусматривавший наказание в форме тюремного заключения сроком от двух до пяти лет. До сих пор в подобных случаях применялась ст. 58 УК РСФСР, по которой обычно назначалось лишение свободы сроком на 10 лет.

Советское право не могло не прореагировать на те злодеяния, которые творили немцы на оккупированной ими территории. Президиум Верховного Совета СССР 19 апреля 1943 г. издал указ, по которому за такие дела предусматривалось наказание в виде каторжных работ или смертной казни, причем в позорной ее форме - через повешение. Такая казнь проводилась обычно публично с соблюдением определенного ритуала.

* * *

Великая Отечественная война стала событием, подвергшим жестокой проверке весь общественный и государственный строй нашей страны. Это испытание Советский Союз выдержал с честью.

Внешние функции Советского государства были направлены на непосредственное отражение агрессии, создание антигитлеровской коалиции, организацию помощи народам, борющимся за свое освобождение от фашистской кабалы. Внутренние функции были сосредоточены на экономическом и моральном обеспечении успешного ведения освободительной войны до победного конца.

Советский государственный аппарат проявил способность слаженно работать и в трудных условиях страшной войны. Вместе с тем не удалось уйти от создания чрезвычайных органов власти и управления. В ходе войны совершенствовались и наши вооруженные силы.

В организации государственного единства, с одной стороны, были расширены права союзных республик в очень важных и ответственных сферах, с другой стороны, были совершенно необоснованно ликвидированы некоторые автономии, что нанесло громадный вред развитию национальных отношений.

Советское право не претерпело коренных изменений. Большая часть правовых новелл была вызвана военной обстановкой, и они отмерли после окончания войны. Наибольшие изменения, сохранившиеся и в послевоенный период, касались лишь семейного права и отчасти финансового. Советский Союз, победив в жесточайшей войне, обеспечил свое дальнейшее существование и развитие и принес мир всему человечеству.