Развитие педагогики и образования в России

Начиная данный параграф, представим в виде таблицы сведения об основных вехах развития образования в России (табл. 10.2).

Таблица 10.2. Основные вехи развития образования в России

Даты

Вехи развития образования

XI–XVI вв.

Создаются школы при дворцах князей и церквях

1551

Решением Стоглавого собора закреплена система православного просвещения

1687

В Москве создана Славяно-греко-латинская академия

начало XVIII в.

Петр I проводит реформу по образу европейского образования

1724

По указу Петра I создается Академия наук и Академический университет при ней

1755

Открывается Московский университет

1780-е гг.

Екатерина II проводит реформу образования по австрийскому и прусскому образцу

1833

Министр просвещения С. С. Уваров провозглашает лозунг "Православие, самодержавие, народность"

XIX в.

То возрастает, то уменьшается влияние церкви, свидетельствующее о сложности становления в России нововременного идеала образования

1917–1990

Школа объявляется единой, трудовой, бесплатной, обязательной и общедоступной. Советской властью проводится многоплановая работа по обеспечению единообразия содержания образования и методов обучения, сопровождаемая крайней идеологизацией образования и приоритетом коллективистского образования над индивидуальным развитием личности

1992

Принятие Закона РФ 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании", регламентировавшего деятельность учебных заведений в постсоветское время

2012

Принятие Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Φ3 "Об образовании в Российской Федерации", вступающего в силу с 1 сентября 2013 г. В нем учитываются особенности современного положения нашей страны. Устанавливаются следующие уровни общего и профессионального образования. В первом случае это: 1) дошкольное образование; 2) начальное общее образование; 3) основное общее образование; 4) среднее общее образование. Во втором – 1) среднее профессиональное образование; 2) высшее образование – бакалавриат; 3) высшее образование – специалитет, магистратура; 4) высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации

Тревожной характеристикой состояния образования в России стал мониторинг государственных вузов, осуществленный в конце 2012 г. По его итогам неэффективными были признаны более четверти вузов и около половины их филиалов. По общему убеждению состояние негосударственных вузов не лучше, а даже хуже государственных. Немало проблем и в общеобразовательной школе. В рамках Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся PISA представители нашей страны из года в год показывают далеко не самые лучшие результаты.

Безусловно, система образования в современной России, включающая более 50 000 школ и 3000 вузов, причем весьма своеобразных, представляет собой сложнейший общественный комплекс, способный решать сложнейшие задачи. Он складывался долго и непросто. Об этом свидетельствует, в частности, табл. 10.2. Некоторые из указанных в ней вех заслуживают комментария.

В силу появления России на исторической сцене относительно поздно (IX в.), т.е. в эпоху, когда Европа уже не следовала античным образцам, она избежала космоцентрических идеалов в образовании[1]. Относительно быстрыми темпами, особенно после крещения Руси (988), сообщество русских людей стало культивировать теоцентрические идеи в варианте православия. Реформы Петра I и Екатерины II имели в образовательном отношении для России революционное значение. Восемнадцатый век стал в России эпохой перехода к нововременным идеалам образования. Разумеется, установиться в одночасье они не могли. Весь XIX в. продолжалось "перетягивание канатов" между теоцентрическими и нововременными идеалами образования. Последние были ближе западникам (А. И. Герцен, Η. П. Огарев), чем славянофилам (И. В. Киреевский, А. С. Хомяков).

В начале XX в. Россия оказалась в тяжелом финансовом кризисе, империя не могла противостоять буржуазным потрясениям, которые в конечном счете привели к установлению советской власти с ее марксистско-ленинской идеологией. Это привело ко второй образовательной революции в России. Вся система образования стала руководствоваться новыми идеалами.

Некоторые из них, например, положение о всеобщности и бесплатности образования, проводимого на базе наук, оказались в высшей степени плодотворными. Многомиллионная страна быстро избавлялась от неграмотности. Но другая "сторона медали" оказалась не такой яркой: повсюду, причем на долгие годы, вплоть до кончины И. В. Сталина, устанавливался диктат марксистско-ленинской идеологии. Это было исключительно пагубно как для педагогики, так и для философии. Не следует забывать, что между ними сохранялось довольно тесное единство.

Следует отметить, что в первые годы советской власти как философы, так и педагоги стремились развить потенциал предлагавшегося им мировоззрения на творческой основе. Причем в этом отношении педагоги, особенно психологической направленности, в частности Π. П. Блонский и особенно Л. С. Выготский, не уступали философам. Однако их деятельность была пресечена государством с изданием в 1936 г. Постановления ЦК ВКП(б)[2] "О педологических извращениях в системе Наркомпросов". Без всякого преувеличения можно констатировать, что идеологический пресс заглушил педагогическое творчество, яркими представителями которого были сторонники марксистско-ленинской педагогики С. Т. Шацкий, А. С. Макаренко, Π. П. Блонский и Л. С. Выготский, в самом зародыше. Шацкий и Выготский умерли в 1934, Макаренко – в 1938, Блонский – в 1941 г. "Шестидесятники" Э. В. Ильенков и В. В. Давыдов также подверглись гонениям.

Разумеется, советская педагогика не стояла на месте. Она вполне успешно обеспечивала запросы страны на образование и воспитание подрастающего поколения, особенно в областях за пределами философии и общественных наук (например, в области естествознания и техникологии). После полета Ю. А. Гагарина, встревожившего в годы "холодной" войны весь западный мир, советская образовательная система вызвала неподдельный интерес за рубежом. Но в конечном счете она не оказала существенного влияния на западную педагогику, которая обошлась мобилизацией своих внутренних резервов.

В 1980-х на волне Перестройки активизировались представители педагогики сотрудничества (С. К. Соловейчик, Ш. А. Амонашвили, В. Ф. Шаталов, С. Н. Лысенкова), выступившие от имени гуманной педагогики, научное оформление которой всегда оставляло желать лучшего.

В 1990-е гг. крах советской власти вызвал отказ от марксистско-ленинской идеологии. Наступило методологическое безвременье, которое, по сути, продолжается и сейчас. От старого отказались, а новое еще не выработано. Россия, присоединившись к Болонскому процессу, вошла в европейское образовательное пространство, в котором осваивается не без труда.

В данном параграфе мы назвали имена незаурядных педагогов. Их творчество не отменяет положения о том, что наиболее выдающимися фигурами отечественной педагогики являются применительно к XIX в. К. Д. Ушинский и Л. Н. Толстой, а применительно к XX в. – Л. С. Выготский и А. С. Макаренко, а также Л. В. Занков и В. В. Давыдов. Обстоятельный разговор о проблемах российского образования предполагает обращение в первую очередь именно к этим именам (см. параграфы 7.13, 7.14, 7.21, 7.22, 7.28, 7.29).

Выводы

1. Развитие российской системы образования отмечено тремя наиболее глобальными революциями – переходами: а) от теоцентрического образования к нововременному (XVIII в.); б) от нововременного – к марксистско-ленинскому (1920–1930); в) от марксистско-ленинского – к плюралистическому (1990).

2. В условиях марксистско-ленинского образования ослабление идеологического давления на педагогов неизменно приводило к неочевидным новациям.

3. Выдающимися в научном отношении фигурами отечественной педагогики являются К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, А. С. Макаренко, Л. С. Выготский, Л. В. Занков и В. В. Давыдов.