Развитие отдельных отраслей права
В Уложении 1903 г. говорилось о равенстве субъектов права перед законом и судом, независимо от их сословной принадлежности. Преступление определялось как "деяние, воспрещенное во время его учинения законом под страхом наказания". Уложение исключило применение аналогии в уголовном праве (которая еще применялась в Уложении 1845 г.). Более четко разработаны понятия вины, умысла, обстоятельств, отягчающих и смягчающих вину. Составителям Уложения удалось преодолеть казуальный характер изложения правового материала, характерный для Уложения 1845 г., что позволило существенно сократить число статей (до 654 против 1700 в Уложении 1845 г. в редакции 1885 г.).
Упрощена была и система наказаний: исключены телесные наказания, в том числе розги для бродяг, плети для ссыльных, розги по приговорам военных судов и волостных судов для крестьян. Смертная казнь сохранилась, но только за посягательство на жизнь царя, членов императорской фамилии, государственную измену. Характерно, что посягательство на особу императора и членов его семьи рассматривались как более тяжкие преступления, чем государственная измена и шпионаж. По-прежнему наказывалось даже недоносительство по всем видам государственных преступлений. Любое критическое замечание в адрес власти можно было подвести под уголовно наказуемое деяние. Суровые наказания ждали и тех, кто участвовал "в публичном скопище". Под понятие скопища подпадали демонстрации, митинги, забастовки. Указ 2 декабря 1905 г. усилил репрессии за участие в забастовках на предприятиях, имеющих общественное и государственное значение. Вводилось наказание в виде тюремного заключения па срок от восьми месяцев до полутора лет. Веспой 1906 г. действие этого указа распространилось на сельских рабочих. Стали применяться и некоторые главы нового Уголовного уложения, подготовленного в 1903 г., в том числе об ответственности за бунт против царской власти и членов императорского дома, о государственной измене и др. Все основные формы революционной борьбы того времени и все меры ответственности за них нашли свое отображение в законе. В то же время предпринимались шаги и в сторону демократизации судопроизводства для законопослушных граждан. В 1912 г. были восстановлены мировые суды с прежним порядком выборов и освобождены от опеки земских начальников волостные крестьянские суды. Во время войны уголовные санкции ужесточались.
Наказания подразделялись на основные, заменяющие и дополнительные. Так, смертная казнь могла заменяться бессрочной каторгой. В качестве дополнительного наказания могло применяться лишение особенных прав, т.е. лишение офицерского звания или классного чина по гражданской службе, служебных прав и т.д. Применялось и денежное взыскание, хотя конфискацию имущества как направленную фактически против семьи осужденного Уложение отвергло. Поразительным возвращением к феодальным порядкам стало изданное в порядке ст. 87 Основных законов постановление от 8 октября 1916 г. "Об отобрании имуществ у государственных изменников". Сохранилась зависимость наказаний от сословной принадлежности наказуемого. Неопределенность некоторых наказаний не устраняла возможности судебного произвола в определении меры наказания.
В период войны происходит ужесточение уголовных наказаний, расширяется круг уголовно наказуемых деяний за счет криминализации некоторых действий (антивоенная агитация, призыв к дезертирству).
Гражданское право
В области гражданского права в качестве основного источника права по-прежнему действовал т. X Свода законов Российской империи. По закону от 14 марта 1914 г. замужние женщины обрели право на получение от полиции постоянного вида на жительство для раздельного от мужа проживания без его согласия, если будет установлена невозможность совместного проживания. В целом же гражданское право еще сохраняло привилегии и ограничения правоспособности и дееспособности физических лиц по сословному, национально-религиозным признакам, а также по признаку пола. Существенные ограничения сохранялись для католиков (они по-нрежне- му не могли покупать землю в пределах бывщего Царства Польского), а также для лиц иудейского вероисповедания. Последние могли владеть недвижимостью только в пределах черты оседлости, где им было разрешено проживание. Потребности развития экономики требовали отмены этих ограничений.
Развивалось законодательство об акционерных обществах. Правительство пыталось сохранять разрешительный порядок учреждения акционерных обществ с санкции Совета министров, однако время требовало упрощения этой процедуры. В 1906 г. стало возможно создавать акционерные общества без испрошения на то согласия правительственной власти. Однако порядок регистрации был жестким и предусматривал, что перед регистрацией нотариально заверенный проект устава должен представляться на утверждение губернатору или градоначальнику. Регистрацию осуществляли губернские или городские присутствия по делам об обществах.
Развивается право промышленной собственности, т.е. право на товарный знак, фирму, изобретение. Изобретение оформлялось патентом, который давал изобретателю исключительное право на использование своего изобретения в течение 15 лет. Однако изобретение могло быть отчуждено государством и ранее, с выплатой компенсации. 28 июня 1912 г. законом "О принудительном отчуждении привилегий на изобретения и усовершенствования"[1] была установлена процедура такого отчуждения: по Высочайшим именным указам, с вознаграждением владельца по "справедливой оценке его выгод". По соображениям государственной обороны и безопасности постановлением Совета министров могло производиться принудительное отчуждение привилегии в пользование. Авторское право предоставляло автору исключительное право на использование продукта его интеллектуального творчества (книги, музыка, картины и т.д.), после смерти автора это право переходило к наследникам на 50 лет.
Военное время внесло изменения в некоторые институты гражданского права: широко применяется реквизиция, ограничивается право пользования и распоряжения некоторыми объектами вещных прав – частными промышленными предприятиями, производящими военные заказы, товарами стратегического назначения и пр.
Брак и семья
Законодательные нормы нс успевали следовать за изменяющимися требованиями жизни. Хотя Именным указом императора от 17 апреля 1905 г. старообрядцы и сектанты были уравнены в правах с лицами инославных вероисповеданий в отношении заключения ими браков с православными[2], по-прежнему запрещались браки между православными, католиками и греко-униатами, с одной стороны, и нехристианами, с другой стороны.
К началу XX в. вследствие проходивших социально-экономических процессов общественное положение женщин, в том числе и в семье, изменилось. Изменению статуса женщины, а вместе с тем и взгляду на ее профессиональный труд, в частности, способствовали получение образования и профессиональной подготовки. Однако законодательство сохраняло положение о главенстве мужа (ст. 107 Законов гражданских), повиновении жены воле своего супруга (ст. 108 Законов гражданских).
С новой остротой встал вопрос об облегчении расторжения браков. Положение о том, что в случае невыносимости брачного союза по решению суда возможно раздельное жительство супругов, было внесено в законодательство 12 марта 1914 г., хотя православная церковь была категорически против введения раздельного жительства супругов без расторжения брака. Именно по этой причине законопроект о раздельном жительстве супругов принимался почти четыре года. С его принятием были сняты ограничения прав женщин в экономической сфере. В частности, изменился Вексельный устав, и замужняя женщина, даже если она не вела торговлю от своего имени, получила право давать векселя и принимать на себя ответственность по ним без согласия своего супруга. Разрешение мужа оставалось необходимым при найме жены на работу исключительно при совместной жизни. Свод законов Российской империи был дополнен ст. 1061, в соответствии с которой жена сохраняла право на ОГЛАВЛЕНИЕ, если уклонялась от совместной жизни с мужем, по вине которого совместная жизнь супругов была признана судом невыносимой.
Фабричное (социальное и трудовое) законодательство
В 1905–1906 гг., в момент подъема революционного движения, только что учрежденное Министерство торговли и промышленности разработало программу социального и трудового (или как тогда называли фабрично-заводского) законодательства. Основная идея состояла в том, чтобы установление продолжительности рабочего времени, размера заработной платы, внутреннего распорядка на предприятиях было предоставлено соглашению сторон. Подготавливались также проекты законов о страховании от болезней, несчастных случаев, о врачебной помощи, рабочем времени и найме. Законопроект о профсоюзах был включен в состав Временных правил об обществах и союзах, утвержденных царем 4 марта 1906 г. Вместо явочного устанавливался разрешительный порядок организации профсоюзов, а их деятельность ставилась под контроль полиции и губернаторов.
Из всех социальных законопроектов в 1911 г. был принят лишь закон о страховании от болезней и несчастных случаев. На предприятиях учреждались больничные кассы, капитал которых составлялся из взносов рабочих и предпринимателей. Кассы должны были управляться выборными представителями от рабочих и администрации и действовать под надзором фабричных инспекторов. Больничные кассы объединялись в 12 страховых товариществ. Общее руководство страховым делом возлагалось на Главный страховой совет, включавший в свой состав также представителей рабочих. Больничные кассы должны были оплачивать медицинскую помощь при несчастных случаях, выдавать пособия (25% от заработка) по болезни и несчастному случаю. Однако во время войны действие почти всех этих положений было приостановлено.