Развитие малого и среднего предпринимательства как базы инновационной экосистемы
В рыночной экономике малое и среднее предпринимательство является локомотивом роста и важнейшим источником формирования среднего класса. По данным ООН, в мировой хозяйственной системе малые и средние предприятия являются работодателями для 50% трудового населения, при этом их доля в ВВП составляет от 33 до 70%, а доля в общем количестве хозяйствующих субъектов не опускается ниже 92,5%. Малым и средним предприятиям (МСП) отводится особая роль "подстегивания" конкуренции. В современной экономической литературе по отношению к малому и среднему бизнесу часто применяют термин "кипящая экономика" (boiling economy). Действительно, гибкость, способность адаптироваться к изменениям во внешней среде, инновативность и нестандартность маркетинговых решений – это те черты, которые превращают МСП в источник повышенной температуры конкурентной среды.
Малые и средние предприятия составляют основу экономики развитых стран. Так, в Европейском союзе на долю МСП приходится более 60% общего объема промышленного производства, в них занято две трети активного трудоспособного населения. Количество МСП составляет 95% от общего числа компаний.
В Японии малый бизнес (общее понятие МСП) обеспечивает 55% ВВП и рабочие места для 80% всех заняты в хозяйстве страны. В обрабатывающей промышленности доля МСП составляет 50%, а в строительстве на МСП занято более 95% работающих в отрасли, в оптовой и розничной торговле – 90%.
В США на долю МСП приходится около 52% ВВП, они обеспечивают рабочие места 54% активного трудоспособного населения. В отдельных отраслях малый бизнес имеет доминирующее положение: в оптовой торговле на долю МСП приходится 86% валового продукта частного сектора, в сфере обслуживания – 81, строительстве – 80, финансовой сфере – 60%.
Основной сферой деятельности МСП в Европе и США является сфера услуг. Большинство МСП заняты в розничной торговле, общественном питании, сервисных услугах, образовании, консалтинговой деятельности, строительстве, сфере посреднических услуг, а также в "свободных" профессиях. В Европе среди МСП традиционно много предпринимателей, занятых в ремесленном производстве и сельском хозяйстве.
Если говорить о сфере промышленного производства, то МСП выступают в основном в роли контрагентов крупного бизнеса. Это поставщики деталей, запчастей, сырья, полуфабрикатов и т.д.
Особую роль выполняют венчурные и инновационные МСП, сфокусированные на прикладных исследованиях и генерирующие новые технологии для крупного бизнеса.
В России задача развития МСП напрямую связана с формированием активного экономически значимого среднего класса. В настоящее время говорить о существовании среднего класса, соответствующего по психографическим, экономическим и социально-демографическим критериям западным стандартам, можно применительно только к крупнейшим мегаполисам, таким как Москва и Санкт-Петербург. Названные города, так же как и крупнейшие мировые столицы, вряд ли отражают общую ситуацию по России. При этом необходимо отметить, что даже в Москве средний класс составляет не более 20% москвичей.
Статистика МСП в России неоднозначна. С одной стороны, в малом и среднем бизнесе занято менее 20% активного населения, и его доля в ВВП составляет 14%. С другой стороны, к 2007 г. число малых предприятий в России достигло 1 млн. В сфере торговли и общественного питания работают более 40% всех МСП, в сфере промышленности – 14%. Также доля МСП в общем числе российских фирм колеблется в пределах 94–98%.
Одним из важных показателей развития малого бизнеса является количество МСП на 1 тыс. жителей. В США этот показатель составляет 74,2 фирмы, Италии – 68, Великобритании – 46, Германии – 37, Японии – 49,6. Совокупный показатель по России в 2002 г. составляли 5,56 фирм, при этом к 2006 г. Москва приблизилась к среднеевропейскому уровню в 20 МСП на 1 тыс. жителей. В 2006 г. в Москве была сосредоточена четверть всех МСП России, с общей занятостью в 2 млн человек и совокупным оборотом в 8,1 трлн руб. Однако регионы продолжают существенно отставать.
Что же касается сфер деятельности МСП, то здесь наблюдается аналогичная картина, что и в мировом масштабе.
В мировой практике существует несколько критериев определения МСП:
• численность занятых;
• оборот;
• размеры собственного капитала или совокупных активов.
Так, в ЕС под малым предприятием понимается фирма с количеством занятых до 50 человек, ежегодным оборотом до 7 млн евро и общими активами до 5 млн евро, под средним – соответственно от 50 до 250 занятых, оборотом от 7 до 27 млн евро и общими активами от 5 до 40 млн евро.
В США основными критериями отнесения предприятия к малому бизнесу являются управление независимыми собственниками и недоминирующее положение на рынке. В качестве количественных показателей выделяются численность занятых и годовой оборот. Федеральный закон о малом бизнесе США (1953) определяет малую фирму как "фирму, имеющую одного или более владельцев, с числом занятых не свыше 500 человек, величиной активов не свыше 5 млн долл. США и годовой прибылью нс свыше 2 млн долл.". Все МСП делятся в свою очередь на наименьшие (1–24 занятых), малые (25–99), промежуточные (100–499 занятых). В соответствии со стандартным промышленным классификатором МСП определяются по-разному:
• в промышленности – до 500 человек;
• сельском хозяйстве – с оборотом до 3,5 млн долл. США;
• добыче полезных ископаемых – с числом занятых до 500 человек;
• оптовой торговле – численностью до 100 человек;
• рознице и сфере услуг – с оборотом до 3,5 млн долл. США.
В Японии в соответствии с законом о малых и средних предприятиях (1963) к мелким и средним относятся предприятия:
• в добывающей, обрабатывающей и строительной отраслях – с уставным капиталом до 100 млн иен и численностью занятых до 300 человек;
• розничной торговле и индустрии услуг – с уставным капиталом до 30 млн иен и численностью до 50 человек.
Существует также понятие маломасштабного предприятия с численностью до 20 человек. Интересно, что в зависимости от необходимости стимулирования отдельных отраслей принимаются дополнительные законы, определяющие уточненные критерии МСП. Например, по Закону о модернизации оборудования в фарфорово-фаянсовом производстве и резиновой промышленности под МСП подразумеваются фирмы с численностью до 900 человек.
В классификации Швеции используется ряд других показателей:
• стадия роста (начальная, выживание, экспансия);
• географический сегмент (локальные, региональные, национальные масштабы);
• отрасль;
• специфика собственников (женщины-предприниматели);
• типология проблем (финансирование).
В России до 2007 г. к субъектам малого предпринимательства относились предприятия в промышленности, строительстве и транспорте с числом занятых до 100 человек; сельском хозяйстве и науке – до 60; розничной торговле и бытовом обслуживании – до 30; оптовой торговле – до 50 человек[1]. Понятие среднего предприятия не было представлено. Существовало и ограничение по учредителям: в уставном капитале доля государственной собственности РФ и субъектов Федерации, муниципальной собственности, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25% (при этом суммирование долей по перечисленным выше формам собственности не производится). Доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, также не должна превышать 25% (если учредителями является несколько юридических лиц, их доли суммируются).
В 2007 г. был принят новый Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", который устанавливает следующие группы предприятий в зависимости от числа занятых:
• микропредприятия – до 15 работников;
• малые предприятия – до 100 работников;
• средние предприятия – от 101 до 250 работников.
В новом законе выделяется и критерий размера оборота МСП, который не должен превышать лимиты, устанавливаемые федеральным правительством сроком на пять лет. Например, для средних предприятий устанавливается лимит оборота до 500 млн руб., микропредприятий – до 15 млн руб. Данная норма начала действовать с 2010 г.
Наконец, но правовому положению МСП могут выступать в форме:
• открытых и закрытых акционерных обществ;
• обществ с ограниченной и дополнительной ответственностью;
• полных и коммандитных товариществ;
• государственных муниципальных предприятий;
• совместных предприятий (СП);
• предпринимателей без образования юридического лица (ПБОЮЛ).