Развитие лизинговых операций коммерческих банков Российской Федерации

Предлагаемый банками лизинг как финансовая услуга постоянно адаптируется к изменяющимся экономическим условиям, стремясь быть более востребованным.

В стране, где формируется международный финансовый центр, есть резервы и для развития международного лизинга. Данный вид лизинга пока в России достаточного применения не получил, однако темпы его роста среди европейских стран впечатляют в 2011 г. они оказались в восемь раз выше темпов прироста общеевропейского рынка. По данным Leaseurope, прирост новых сделок в Европе составил в 2011 г. 7,7% (но данным 28 стран, без учета изменений курсов валют), объем нового бизнеса достиг 256,6 млрд евро (в 2010 г. – 237,5 млрд)[1] Российский лизинговый рынок занял 5-е место в 2011 г. по объему новых сделок (табл. 8.5), доля России в общеевропейских контрактах увеличилась на 2,4 процентных пункта и составила около 7,1%.

Таблица 8.5

Место России по объему лизинга среди стран Европы в 2010-2011 гг.

Страна

2011 год, млн евро

2010 год, млн евро

Измен

Германия

47 636

43 800

8,76%

Франция

39 623

36 415

8,81%

Соединенное Королевство

38 143

35 933

6,15%

Италия

27 409

29 801

-8,03%

Россия

18 124

11 177

62,16%

Швеция

10 266

9711

5,71%

Испания

8797

10 996

-20,00%

Нидерланды

8499

7130

19,2%

Швейцария

8361

7126

17,32%

Польша

7558

6832

10,62%

Анализ международной практики позволяет классифицировать сделки международного лизинга, выделяя лизинг с условной продажей (с рассрочкой платежа), истинный лизинг, направленный на оптимизацию налоговых платежей (прямой, сублизинг, хеджированный), лизинг с опционом. Срок аренды обычно составляет 75% от предлагаемого срока службы имущества[2].

Участвующие в лизинговых сделках страны (например, Западной Европы) в юридическом отношении имеют разночтения, а их проведение сопровождается значительными рисками возникновения дополнительных налоговых выплат, кредитными, политическими рисками, рисками связанными с нарушением поставок сырья и материалов, с реализацией продукции, валютными рисками и т.д.

Развивая лизинг, выходящий за пределы страны, следует иметь в виду, что в настоящее время существует несколько способов снижения рисков при осуществлении международных лизинговых операций. Банки развитых стран применяют системы распределения риска между участниками проекта; диверсификацию рисков; их лимитирование и хеджирование от возможных убытков; создание резервного фонда.

В России эти процессы имеют свою специфику. Основной целью деятельности иностранных лизинговых компаний в нашей стране является финансирование продаж оборудования зарубежных поставщиков для российских предприятий и иностранных фирм, работающих в России. Западные банки вынуждены воздерживаться от значительных инвестиций в российский лизинг из-за высоких резервных требований по российским кредитам, предусмотренных в их странах. Международные лизинговые сделки в России были организованы крупными лизинговыми компаниями при содействии ведущих банков РФ: Мосбизнесбанк – "Лизингбизнес", Межрегиональный банк – "Меликон", "Промстройбанк" – "Балтиз" (Санкт-Петербург). В 1994 г. была создана Российская ассоциация лизинговых компаний "Рослизинг", объединяющая в настоящее время более 50 лизинговых компаний[3], для которых экономическая нестабильность и несовершенство российской законодательной базы не являются значительным препятствием.

Объем международного лизинга в России достаточно велик, особенно при аренде телекоммуникационного оборудования и автотрейлеров. Несколько крупных европейских лизинговых компаний оформляют лицензии на организацию международного финансирования лизинга в России.

В свою очередь, российский рынок лизинга развивается за рубежом. Новые сделки в сегментах оборудования и автотранспортных средств продемонстрировали рост на 22,6 и 17,5% соответственно. При этом сделки в сегменте недвижимости сократились на 18,5% (в 2010 г. сокращение составило 13%). На российском рынке сегмент лизинга недвижимости вырос за 2011 г. на 50%, сегменты легкового и грузового транспорта увеличились в сумме на 82%[1].

Кроме того, следует иметь в виду, что на внутреннем рынке страны лизинг как способ продажи банковских кредитов через лизинговые компании теряет свою эффективность, так как сложившаяся схема не прибавляет добавленной стоимости и сервисных услуг, а, неся в себе серьезный риск потерь при дефолте конечных клиентов, позволяет, по сути, только перепродавать кредит. Не имея отработанных механизмов работы с конкретным перераспределением основных средств, при возникновении у первичного лизингополучателя проблем с текущими лизинговыми платежами лизинговые компании не могут застраховаться от потерь. Усугубляется ситуация тем и лишением лизинговых компаний налоговых льгот. Наиболее привлекательным становится прямое финансирование клиентов под приобретение основных средств или использование лизинга в линейке кредитования крупных банков, когда кредитный инспектор банка предлагая клиенту кредиты одним из вариантов обозначает лизинг. При такой схеме решения о выдаче лизинга принимаются в банке, а лизинговая компания их только исполняет. При этом продажа, принятие решения и риски остаются в банке, а лизинговая оболочка может реализоваться из единого центра. Тем самым отпадает потребность развивать отдельную лизинговую компанию с присущей ей сетью, тем более, что отсутствие конкурентных преимуществ лидеров рынка приведет нового игрока к демпингу по ставкам и поставит под вопрос целесообразность такого бизнеса.

Такой подход, однако, не исключает развитие альтернативного банку лизинга через формирование лизинговых компаний с четким профессиональным уклоном. Такая специализация позволяет предоставлять клиентам дополнительный сервис, и серьезно снизить кредитные риски. Подобная схема используется лидерами рынка лизинга легкового транспорта Европланом, Каркадэ, розничным подразделением ВЭБ Лизинга, Уралсибом и подразумевает работу с оперативным лизингом и арендой, в который уходят изъятые единицы профильного оборудования.

В современных условиях возрастает интерес к развитию, как финансового так и оперативного лизинга. При этом, развитие системы оперативного лизинга позволяет запускать в повторный оборот изъятое оборудование из дефолтных сделок финансового лизинга.

Перспективным можно считать развитие апробированного в мировой практике (до 40% в отдельных европейских странах) лизинга недвижимости. Данный сегмент в первую очередь интересен с точки зрения снижения рисков, так как в России права собственности защищены лучше прав аренды. В лизинге недвижимости требуются длинные ресурсы (от 7 лет), а стоимость лизинга должна быть нс выше рентабельности использования объектов недвижимости. Вместе с тем, реализация дефолтного предмета лизинга не требует серьезных навыков. Опыт реализации подобных сделок в Уралсибе и Сбербанке показывает, что при правильной оценке выход из дефолтных сделок происходит без потерь для лизинговой компании. Как показывает практика банков, развивать лизинговую сеть на рынке коммерческой недвижимости нет смысла, так как такие сделки можно реализовывать из единого центра, но лизинг вполне приемлем как вариант для купли-продажи жилой недвижимости. Подсчитано, что доходность по данным операциям не превышает 1-2% годовых, однако, банк может заработать за счет дополнительных услуг и за счет комиссий строителей и продавцов недвижимости.

По прогнозам аналитиков рейтингового агентства "Эксперт РА" невысокие темпы прироста рынка лизинга сохранятся и в 2013 г. – этому способствуют высокая база роста и нестабильность в европейской экономике, основном потребителе продукции крупнейших российских корпораций. Банкам следует ориентироваться на сохранение тенденции к замедлению рыночной динамики. Это будет вызвано предполагаемым увеличением ставок (на 1–2 процентных пункта) по кредитам, что объясняется снижением ставок аренды и ден на вагоны в железнодорожной отрасли, которая является ключевой для лизингового рынка. Не стоит ожидать и скорого увеличения доли розницы в новом бизнесе, несмотря на интерес к этому сегменту и ожидания сокращения доли крупных сделок с железнодорожной техникой (доля сделок стоимостью до 5 млн руб. в этом году может вырасти менее чем на 3 процентных пункта)[5].

Отсюда вытекают ключевые проблемы и задачи, на решение которых должны направить свои усилия лизингодатели для поддержки развития рынка:

– главным вызовом в 2013 г. станет снижение спроса;

– усложнится поиск новых источников ресурсов для лизинга;

– возрастет проблема платежной дисциплины клиентов;

– снизится кредитное качество лизинга;

– сохранятся проблемы развития бизнеса и работы с существующим портфелем обеспечения прав лизингодателя при изъятии имущества.

Следует отметить, что в развитии лизинга обнаружилось новое препятствие: отмена налога на новое движимое имущество уменьшает привлекательность лизинга по сравнению с кредитом. В связи с этим предполагается его незначительное сокращение (меньше 5%). При планировании перспектив развития нужно иметь в виду, что ближе к 2014 г. российский лизинговый рынок может упереться в локальный потолок на уровне в 2,5–3% ВВП[6], для преодоления которого потребуются масштабные структурные изменения. Это и улучшение законодательной базы и правоприменительной практики, и рост объема инвестиций в отраслях, которые не занимались обновлением оборудования в 2000-х гг. (ЖКХ, речной транспорт и т.д.), и изменения в самих лизинговых компаниях (в части риск-менеджмента, автоматизации и практик корпоративного управления). В сложившихся условиях есть перспективы и целесообразность незначительного расширения филиальных сетей лизинговых компаний, хотя лизинговые услуги и так достаточно широко представлены в регионах.