Развитие личности по 3. Зриксону
Можно назвать и другие периодизации человеческой жизни, связанные с психическим развитием человека. Американский психолог Э. Эриксон выделил в развитии идентичности восемь основных этапов, в течение которых ребенок переходит от одной стадии осознания себя к другой. Причем каждая стадия дает возможность для формирования противоположных качеств и черт характера, которые осознает в себе человек и с которыми начинает себя идентифицировать. Основное внимание Эриксон уделяет кризису подростково-юношеского периода, который сопровождается важными биологическими и психологическими изменениями, так как с изменением образа своего тела меняется и образ собственного Я подростка.
Первая стадия – до одного года. В это время развитие детерминируется в основном близкими людьми, родителями, которые формируют у ребенка чувство базового доверия или недоверия, т.е. открытости миру, либо настороженности, закрытости к окружающему.
Вторая стадия – с одного года до трех лет. В это время у детей развивается чувство автономности или чувство зависимости от окружающих, поскольку последние по-разному реагируют на первые попытки ребенка добиться самостоятельности. В какой-то степени описание этой стадии у Эриксона коррелирует с описанием формирования новообразования "Я сам" в отечественной психологии.
Третья стадия – от трех до шести лет. В это время у детей развивается либо чувство инициативы, либо чувство вины. Развитие этих чувств связано с тем, насколько благополучно протекает процесс социализации ребенка, насколько строгие правила поведения ему предлагаются и насколько жестко взрослые контролируют их соблюдение. В этот период ребенок учится соотносить свои желания с нормами, принятыми в обществе, реализовывать собственную активность в заданном обществом русле и нормах.
Четвертая стадия – с шести до 14 лет. В течение этого времени у ребенка развивается трудолюбие либо чувство неполноценности. В этот период школа, учителя и одноклассник играют доминирующую роль в процессе самоидентификации. От того, насколько успешно ребенок начинает учиться, как у него складываются отношения с учителями и как они оценивают его успехи в учебе, и зависит развитие данных качеств личности.
Пятая стадия – с 14 до 20 лет. Данный этап связан с формированием у подростка чувства ролевой идентичности или неопределенности. На этой стадии главным фактором является общение со сверстниками, выбор своей профессии, способ достижения карьеры, т.е. фактически выбор путей построения своей дальнейшей жизни. В это время для человека большое значение имеет адекватное осознание своих способностей и своего предназначения, в русле которых он и строит свои ролевые отношения с окружающими.
Шестая стадия – с 20 до 35 лет. Этот период связан с развитием близких, интимных отношений с окружающими, особенно с людьми противоположного иола. При отсутствии такой связи у человека развивается чувство изоляции, которое отчуждает его от людей.
Седьмая стадия – с 35 до 60–65 лет. Данная стадия является одной из важнейших, по мнению Эриксона, так как она связана либо со стремлением человека к постоянному развитию, творчеству, либо со стремлением к постоянству, покою и стабильности. В этот период большое значение имеет работа, гот интерес, который она вызывает у человека, его удовлетворение своим статусным местом, а также его общение с детьми, воспитывая которых человек может развиваться и сам. Э. Эриксон считает, что желание стабильности, отвержение и боязнь нового останавливают процесс саморазвития и являются гибельными для личности.
Восьмая, последняя стадия наступает после 60–65 лет. В этот период человек пересматривает свою жизнь, подводя определенные итоги прожитым годам. В это время формируется чувство удовлетворения, осознания идентичности, целостности своей жизни, принятие ее в качестве своей. В противном случае человеком овладевает чувство отчаяния, жизнь кажется сотканной из отдельных, не связанных между собой эпизодов и прожитой зря. Естественно, что такое чувство является гибельным для личности и ведет ее к невротизации.