Развитие личности.
Младший школьный возраст в развитии личности начинается с потери непосредственности в поведении младших школьников.
Начавшаяся дифференциация внешней и внутренней жизни ребенка связана с изменением структуры его поведения. Появляется смысловая ориентировочная основа поступка — звено между желанием что-то сделать и разворачивающимися действиями. Это интеллектуальный момент, позволяющий более или менее адекватно оценить будущий поступок с точки зрения его результатов и более отдаленных последствий. В то же время она исключает импульсивность и непосредственность поведения ребенка. Благодаря этому механизму утрачивается детская непосредственность, ребенок размышляет, прежде чем действовать, начинает скрывать свои переживания и колебания, пытается не показывать другим, что ему плохо. Ребенок внешне уже не такой, как внутренне, хотя на протяжении младшего школьного возраста еще будут в значительной мере сохраняться открытость, стремление выплеснуть все эмоции на детей и близких взрослых, сделать то, что сильно хочется. Проявлением дифференциации внешней и внутренней жизни детей обычно становятся кривляние, манерность, искусственная натянутость поведения.
В развитии самосознания для младшего школьника характерна внешне обусловленная Я-концепция. Младшие школьники хотят отвечать на вопросы психологических опросников не как они думают, а как правильно. Поэтому вербальные опросники оказываются нечувствительными к оценке самоотношения школьников. К тому же личностная рефлексия у младших школьников еще очень слабо развита. Отсюда самоотношение и, в том числе, самооценка ребенка младшего школьного возраста оказываются чрезвычайно сильно связаны с оценками родителей и оценками школьного учителя.
Дети, ориентируясь на оценку учителя, сами считают себя и своих сверстников отличниками, "двоечниками" и "троечниками", хорошими и средними учениками, наделяя представителей каждой группы набором соответствующих качеств. Оценка успеваемости в начале школьного обучения по существу является оценкой личности в целом и определяет социальный статус ребенка.
У отличников и некоторых хорошо успевающих детей складывается завышенная самооценка. У неуспевающих и крайне слабых учеников систематические неудачи и низкие оценки снижают их уверенность в себе, в своих возможностях.
Полноценное развитие личности предполагает формирование чувства компетентности, которое Э. Эриксон считает центральным новообразованием данного возраста. Учебная деятельность — основная для младшего школьника, и если в ней ребенок не чувствует себя компетентным, его личностное развитие искажается. Для развития у детей адекватной самооценки и чувства компетентности необходимо создание в классе атмосферы психологического комфорта и поддержки.
В развитии мотивационной сферы личности младший школьный возраст оказывается сензитивным для развития мотивации достижения успеха. Немалую роль в этом играют содержательные оценки учебной деятельности и чувство компетентности в учебной деятельности и выполнении трудовых поручений в семье. Одно из самых важных "открытий" младшего школьного возраста состоит в том, что успех зависит не только от способностей, но и от приложенных усилий. К сожалению, в культурной традиции воспитания учителя и родители чаще указывают на недостатки сделанной работы, развивая тем самым мотивацию избегания неудачи. Очень важно давать полную оценку с указанием того, что у школьника получилось сделать хорошо — какие достоинства у его работы.
Важным аспектом в семейном воспитании младшего школьника является воспитание у ребенка привычки к трудовому усилию (В. Э. Чудновский). Эта способность справляться с задачами, трудовыми поручениями, бытовыми обязанностями является предпосылкой волевого самовоспитания в подростковом возрасте и основой жизненной успешности.
Также младший школьный возраст является сензитивным периодом для развития психомоторных способностей. Именно к этому возрасту происходит созревание всех психофизиологических характеристик, необходимых для быстрого развития физических показателей — мышечной силы, выносливости, гибкости, скорости образования устойчивых моторных навыков.
В становлении гендерной идентичности младших школьников также происходят изменения. Дети начинают осознавать свой пол и разные способы, нормы поведения в обществе в соответствии со своим полом. У них появляется убеждение, что взаимоотношения со сверстниками противоположного пола отличаются от взаимоотношений со сверстниками другого иола. Эго приводит к тому, что игры, общение девочек и мальчиков становятся все более изолированным друг от друга; появляются специфические игры только для девочек (типа "резиночек", "одень куклу" и пр.) и для мальчиков (чаще это спортивные игры — футбол, баскетбол, "одно касание" и пр.). Как своеобразная психологическая защита появляется демонстрация презрения к детям противоположного пола, их занятиям, играм. Как еще одна новая форма взаимодействия с детьми противоположного пола к концу младшего школьного возраста появляется общение-ухаживание. Это, скорее, игра-имитация отношений взрослых девушек и юношей.
Основным новообразованием по линии развития личности младшего школьника является мотивация достижения успеха.