Развитие личности
Эмоциональное развитие подростка. Подростковый возраст считается периодом бурных внутренних переживаний и эмоциональных трудностей. Эмоциональная лабильность, суицидальные мысли являются характерными особенностями подростков. В эмоциональном развитии подростков выделяются две фазы: позитивная фаза возраста (11–13 лет) и негативная фаза (14–15) лет, в которой обостряется нестабильность эмоциональной сферы, ее депрессивная составляющая.
Типичные школьные фобии, которые исчезли в 10- 13 лет, теперь снова появляются в слегка измененной форме. Преобладают социальные фобии. Подростки становятся застенчивыми и придают большое значение недостаткам своей внешности и поведения, что приводит к нежеланию встречаться с некоторыми людьми. Иногда тревожность парализует социальную жизнь подростка настолько, что он отказывается от большинства форм групповой активности. Появляются страхи открытых и закрытых пространств.
Образ физического "Я". В подростковом возрасте резко повышается интерес к своей внешности. Формируется новый образ физического "Я". Подростку нужно привыкнуть к своему меняющемуся телу, определить его возможности и границы. Этот процесс формирования образа физического "Я" происходит в занятии физкультурой, во время танца, в отношении к телу как к конструируемой форме (особенно ярко эго проявляется в моде на пирсинг и татуировки).
Из-за гипертрофированной значимости меняющегося образа тела подростком остро переживаются все действи- тельные и мнимые изъяны внешности. Непропорциональность частей тела, неловкость движений, неправильность черт лица, кожа, теряющая детскую чистоту, излишний вес или худоба – все расстраивает, а иног да приводит к чувству неполноценности, замкнутости, даже неврозу. Для самосознания подростка характерны такие феномены, как подростковая дисформофобия и дисформомания – страх уродства или уверенность в собственном уродстве.
На образ физического "Я" и самосознание в целом оказывает влияние темп полового созревания. Дети с поздним созреванием оказываются в наименее выгодном положении; акселерация создает более благоприятные возможности личностного развития.
Становление гендерной идентичности. Эмоциональную нестабильность усиливает сексуальное возбуждение, сопровождающее процесс полового созревания. Большинство мальчиков все в большей мере осознает истоки этого возбуждения. У девочек больше индивидуальных различий: часть из них испытывает такие же сильные сексуальные ощущения, но большинство – более неопределенные, связанные с удовлетворением других потребностей (в привязанности, любви, поддержке, самоуважении).
Чувство взрослости у подростков проявляется в романтических отношениях со сверстниками другого пола. Здесь имеет место не столько факт симпатии, сколько форма отношений, усвоенная от взрослых (свидания, развлечения). Независимо от содержания этих отношений копируется "взрослая" форма: свидания, записки, поездки за город, дискотеки и т.п. Подростки относятся к отношениям с противоположным иолом как к доказательству своей принадлежности к миру взрослых мужчин и женщин.
Нормы поведения "настоящего" мужчины и "настоящей" женщины являются предметом живого интереса и активного обсуждения в подростковом сообществе. Что значит быть красивым, какое поведение является предпочтительным для противоположного пола, какие реакции достойны уважения противоположного пола, а какие нет – все эти вопросы оказываются темами для размышлений. В подростковом возрасте появляются первые влюбленности: они вызывают чувства смущения, неловкости и часто приводят к смещенным противоречивым реакциям в поведении. Подростки еще не умеют выражать чувства к противоположному полу, вместо выражения симпатии появляются агрессивные реакции.
Становление гендерной идентичности проявляется в подростковой моде. Девочки начинают подражать взрослым женщинам: пользоваться косметикой, делать макияж, надевать туфли на высоком каблуке, носить короткие юбки. Мальчики начинают вести себя в подчеркнуто грубой манере, всячески противопоставляя себя девочкам; подчеркивая свои "мужские" занятия и общение. Для самоутверждения себя в мужском качестве происходят и первые пробы курения и принятия крепкого алкоголя.
Становление социальной идентичности. В конце подросткового возраста, на границе с ранней юностью, представления о себе стабилизируются и образуют целостную систему – Я-концепцию. Я-концепция – система внутренне согласованных представлений о себе, образов "Я". У части детей Я-концепция может формироваться позже, в старшем школьном возрасте. Но в любом случае это – важнейший этап в развитии самосознания. В ходе подросткового возраста происходит постепенный переход от оценки, заимствованной у взрослых и сверстников, к самооценке, возникает стремление к самовыражению, самоутверждению, самореализации, самовоспитанию.
Познание себя, своих различных качеств приводит к формированию когнитивного компонента Я-концепции. Оценочный компонент связан с тем, что для ребенка важно нс только знать, какой он есть на самом деле, но и насколько значимы его индивидуальные особенности. Оценка своих качеств зависит от системы ценностей, сложившейся главным образом благодаря влиянию семьи и сверстников. Разные дети поэтому по-разному переживают отсутствие красоты, блестящего интеллекта или физической силы. Кроме того, представлениям о себе должен соответствовать определенный стиль поведения. Девочка, считающая себя очаровательной, держится совсем иначе, чем ее сверстница, которая находит себя некрасивой, но очень умной.
Помимо реального "Я", Я-концепция включает в себя "Я" идеальное. При высоком уровне притязаний и недостаточном осознании своих возможностей идеальное "Я" может сильно отличаться от реального. Тогда переживаемый подростком разрыв между идеальным образом и действительным своим положением приводит к неуверенности в себе, что внешне может выражаться в обидчивости, упрямстве, агрессивности. Когда идеальный образ представляется достижимым, он побуждает к самовоспитанию. Подростки не только мечтают о том, какими они будут в ближайшем будущем, но и стремятся развить в себе желательные качества. Если мальчик хочет стать сильным и ловким, он записывается в спортивную секцию, если хочет быть эрудированным – начинает читать художественную и научную литературу.
Наиболее ярко становящаяся социальная идентичность подростка проявляется в подростковой моде и манере поведения. Можно выделить несколько этапов во внешнем облике и манере поведения подростков.
Первый этап характерен для младшего подросткового возраста – мода как точное копирование заданного эталона. Здесь важны внешние признаки идентификации с референтной социальной группой сверстников. Самоидентификация идет по принципу – быть таким же как все. Становясь подобным сверстникам, подросток получает возможность увидеть себя со стороны. В этот период, для которого также характерно переживание чувства взрослости, поведение становится манерным: еще совсем недавно свободно, легко двигавшийся мальчик начинает ходить вразвалку, опустив руки глубоко в карманы и сплевывая через плечо. У него могут появиться сигареты и обязательно – новые выражения. Одежда подбирается по принципу "такая же как у..." вне отнесения к собственным особенностям телосложения. Девочка начинает ревностно сравнивать свою одежду и прическу с образцами, которые она видит на улице и обложках журналов.
Отметим, что внешний вид подростка часто становится источником постоянных недоразумений и даже конфликтов в семье. Родителей не устраивают ни молодежная мода, ни цены на вещи, так нужные их ребенку. А подросток, считая себя уникальной личностью, в то же время стремится внешне ничем не отличаться от сверстников. Он может переживать отсутствие куртки – такой же, как у всех в его компании, – как трагедию.
Второй этап становления социальной идентичности подростков наступает в старшем подростковом возрасте и связан с появлением специфической групповой идентификации. Подросток идентифицирует себя не со всеми сверстниками, а с особой, наиболее значимой группой – чаще всего молодежной субкультурой. Его внешний облик начинает выражать особые ценности референтной группы и выступает проявлением своеобразной "групповой индивидуальности".
Общая логика развития всех волевых качеств может быть выражена следующим образом: от умения управлять собой, концентрировать усилия, выдерживать и выносить большие нагрузки до способности управлять деятельностью, добиваться в ней высоких результатов. Соответственно этой логике совершенствуются приемы развития волевых качеств. Вначале подросток просто восхищается ими у других людей, по-хорошему завидует тем, кто обладает этими качествами (10–11 лег). Затем подросток заявляет о желании иметь такие качества у себя (11–12 лет) и, наконец, приступает к их самовоспитанию (12–13 лет). Наиболее активным периодом волевого самовоспитания у подростков считается возраст от 13 до 14 лет. В подростковом возрасте происходит формирование системы личностных ценностей, которые определяют ОГЛАВЛЕНИЕ деятельности подростка, сферу его общения, избирательность отношения к людям, оценки этих людей и самооценку.
Таким образом, для подростка в развитии личности характерны следующие особенности.
1. Развитие самосознания (формирование Я-концепции – системы внутренне согласованных представлений о себе, образов "Я"),
2. Критичность мышления, склонность к рефлексии, формирование самоанализа.
3. Трудности роста, половое созревание, сексуальные переживания, интерес к противоположному полу.
4. Повышенная возбудимость, частая смена настроений, неуравновешенность.
5. Заметное развитие волевых качеств.
6. Потребность в самоутверждении, в деятельности, имеющий личностный смысл.