Лекция 5. РАЗВИТИЕ КОНФЛИКТА
Социальному работнику необходимо уметь анализировать процесс конфликта для определения стадий развития конфликта и, соответственно, способов его разрешения. Существует множество различных подходов к методам изучения и описания конфликта.
Обращаясь к схемам описания конфликта, представленным в литературе, можно обнаружить определенное сходство в представлениях специалистов. Так, в результате анализа психологической литературы А.Я. Анцупов и А.И. Шипилов установили, что при описании конфликта могут использоваться следующие понятия: "сущность конфликта", "генезис конфликта", "эволюция конфликта", "классификация конфликта", "структура конфликта", "динамика конфликта", "функции конфликта", "личность в конфликте", "предупреждение конфликта", "разрешение конфликта", "методы изучения конфликта".
Л.А. Петровская, предложившая первую в отечественной литературе понятийную схему социально-психологического анализа конфликтов, включает в нее четыре основные категориальные группы: структура конфликта, динамика конфликта, функции конфликта, типология конфликта.
А.Я. Анцупов и А.И. Шипилов при описании процесса конфликта останавливаются на стадиях процесса возникновения и развития конфликта (включая конфликтное взаимодействие и разрешение конфликта). Л.А. Петровская представляет динамику конфликта как процесс, описание которого включает различные стадии развития конфликта - от возникновения конфликтной ситуации до ее разрешения.
А. Рапопорт на базе динамики развития конфликтов выделял такие типы конфликтов, как борьба, игры и дебаты. Он описывает типы конфликтов на основе различия их характеристик, используя при этом разные подходы. "Борьба", по мнению А. Рапопорта, лучше описывается с помощью психологических концепций агрессии, "игры" - на основе теории игр и других математических моделей, а "дебаты" должны изучаться с помощью теорий И.П. Павлова и 3. Фрейда.
Возможны три модели развития конфликта, которые являются обобщением представлений о возникновении конфликтов и конфликтном взаимодействии. Конфликтное взаимодействие развивается на фоне определенного ситуационного контекста, включающего общий кооперативный или конкурентный характер взаимодействия сторон, условия протекания конфликта, наличие "третьих сил", способствующих усилению или ослаблению конфликта, и др., а также прежний опыт взаимодействия сторон.
Важнейшим фактором, определяющим установку человека на тот или иной тип взаимодействия с партнером в конфликте, является прежний опыт отношений между ними, который актуализируется в следующих типах их установок относительно новой ситуации разногласий:
1) позитивная установка на достижение договоренности;
2) неопределенная установка, связанная с отсутствием уверенности в возможности договоренности;
3) нежелание договариваться, актуализация негативных эмоций.
Типам конфликтного взаимодействия соответствуют и определенные средства воздействия, используемые участниками конфликта по отношению друг к другу. Поскольку участники первого конфликта сохраняют в общении позитивные неформальные компоненты, то и при воздействии друг на друга они применяют позитивные неформальные способы - аргументацию, убеждение, объяснение, просьбу. Если стороны превращают общение в формально-ролевое взаимодействие, они вынуждены опираться при выборе способов преодоления возникших разногласий на формальные возможности. В деловом конфликте это как апелляция к официально принятым способам решения проблем.
Характеристики каждой из моделей развития конфликта связаны некоторой внутренней логикой, которая позволяет отнести их к определенному типу конфликтного взаимодействия. Основанием для типологии являются типы взаимодействия в конфликтных ситуациях, различающиеся по параметру "цели - средства".
Сотрудничество представляет собой такой тип взаимодействия в конфликтной ситуации, при котором его участники стремятся к разрешению возникших между ними противоречий, ориентируясь при этом на сохранение позитивных отношений и опираясь на них в процессе взаимодействия.
Кооперация с ее преимущественной ориентацией на решение проблемы, т. е. не на то, чтобы "договориться", а на то, чтобы, опираясь на формальные установления, прийти к компромиссному решению, развивается на основе опыта прежних разногласий, которые не были успешно преодолены и закрепились у участников ситуации в виде опыта "недоговоренности". Стратегия, направленная, скорее, на достижение формальных решений и оставляющая нерешенными проблемы отношений сторон, может быть обозначена как уход.
Конкуренция - это такой тип взаимодействия в конфликтной ситуации, при котором участники не стремятся к разрешению существующих между ними противоречий. Целью их взаимодействия становится "победа" над противостоящей стороной, для чего применяются разнообразные средства, используемые при "борьбе с противником".
Таким образом, модель развития конфликта представляет собой процесс, основанный на прежнем опыте участников взаимодействия, формирующий их отношение к новой ситуации противоречия, что, в свою очередь, задает сценарий их нового взаимодействия.