Развитие интеграционного экономического валютно-финансового сотрудничества в ЕврАзЭС

ЕврАзЭС в составе Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана и Узбекистана[1] учреждено 10 октября 2000 г., а 6 мая 2003 г. Договор об учреждении Сообщества был зарегистрирован в ООН. Статус международной организации и отлаженная организационная структура в составе Секретариата, расположенного в Москве и Алматы, и постоянно действующих при нем комиссий, советов и экспертных групп позволяют ЕврАзЭС в целом успешно решать задачи по широкому спектру направлений интеграционного сотрудничества.

ЕврАзЭС объединяет государства, наиболее заинтересованные в развитии интеграционного сотрудничества, в том числе валютно-финансового. Его деятельность на протяжении всего периода функционирования в целом полезна и результативна. Этому способствует весомый экономический потенциал объединения. Общий объем ВВП стран ЕврАзЭС, выраженный в евро по паритету покупательной способности, составляет более 15% от размера ВВП в наиболее развитых государств ЕС, а размер ВВП на душу населения в этих странах — примерно 1/3 от его среднего уровня.

В ЕврАзЭС, хотя и в меньшей степени, чем в СНГ, сохраняются диспропорции в структурах и уровнях развития, главным образом, между двумя группами государств — Белоруссии, Казахстана и России, с одной стороны, и Киргизии и Таджикистана — с другой. Существенны расхождения между странами по объему ВВП на душу населения и среднемесячной номинальной заработной плате. В 2011 г. более чем в 2 раза увеличились темпы инфляции в Киргизии и Таджикистане. В Белоруссии под влиянием локального валютного кризиса и трехкратной девальвации курса национальной валюты потребительские цены выросли в 5 раз в 2011 г. В сфере внешнеторговых отношений степень открытости экономик Белоруссии, Киргизии и Таджикистана по отношению к странам ЕврАзЭС (приблизительно 50%) выше по сравнению с Казахстаном (18%) и Россией (14%)" (табл. 10.21).

Экономическая и структурная разнородность и различная степень зависимости национальных экономик от конъюнктуры внешних рынков привели к тому, что на пике кризиса и в посткризисный период нарастали расхождения в динамике курсов валют стран ЕврАзЭС к доллару США и как следствие — по отношению друг к другу. В конце 2008 — начале 2009 г. страны провели либо плавные, либо разовые девальвации национальных валют на 20—30%. К концу 2010 г. произошла относительная стабилизация валютных курсов к доллару, но на различных уровнях в двух группах стран Сообщества к доллару в меньшей степени обесценились национальные валюты России, Казахстана и Киргизии и в большей степени — денежные единицы Белоруссии и Таджикистана. Под влиянием обострения проблем платежного баланса Белоруссии, дефицита официальных валютных резервов и валютных средств у коммерческих банков произошла трехкратная девальвация белорусского рубля в 2011 г.

Таблица 10.21. Основные макроэкономические показатели государств — членов ЕврАзЭС

Тем не менее, несмотря на трудность функционирования ЕврАзЭС, региональное экономическое и валютно-финансовое сотрудничество активно развивается. Это происходит, с одной стороны, по линии формирования нормативно-правовой базы, регулирующей интеграционные процессы, а с другой — по инициативе хозяйствующих субъектов — участников внешнеэкономической деятельности и государств — членов ЕврАзЭС.

В последние годы юридические и физические лица стран Сообщества все шире используют национальные валюты (прежде всего российский рубль) для взаимных расчетов и денежных переводов. Важную роль в развитии интеграции в ЕврАзЭС играют созданные в последние годы и эффективно функционирующие региональные финансовые институты — Евразийский банк развития и Антикризисный фонд ЕврАзЭС. Рассмотрим эти направления регионального интеграционного сотрудничества в валютно-финансовой сфере.

Формирование нормативно-правовой базы валютно-финансового сотрудничества стран ЕврАзЭС. По аналогии с СНГ основным программным документом, определяющим методологические подходы, основные положения и этапы интеграционного валютно-финансового сотрудничества в рамках ЕврАзЭС, является Концепция сотрудничества государств — членов ЕврАзЭС в валютной сфере, утвержденная на заседании Межгоссовета (на уровне глав государств) 22 июня 2005 г. в Москве.

В отличие от Концепции Содружества Концепция ЕврАзЭС имеет более взвешенный прагматичный характер и нацелена на своевременную реализацию конкретных мероприятий под контролем органов интеграции и правительств государств — членов ЕврАзЭС.

Концепция Сообщества реализуется в соответствии с поэтапными планами, утверждаемыми Советом руководителей центральных (национальных) банков государств — участников ЕврАзЭС. Задачи первых двух этапов (2005—2007 и 2007—2010 гг.) в целом выполнены. Третий этап, начавшийся в 2011 г., не имеет конкретного срока завершения, так как в этот период предполагается решать сложные задачи валютной интеграции, оценить возможности выпуска коллективной валюты и в случае принятия такого решения согласовать условия и периоды ее введения.

К документам, принятым в целях реализации Концепции сотрудничества государств — членов ЕврАзЭС в валютной сфере, относятся следующие.

1. Порядок согласования основных макроэкономических показателей развития экономик государств — членов ЕврАзЭС утвержден Советом глав государств ЕврАзЭС 22 нюня 2005 г. В нем определены алгоритм, критерии и ключевые экономические параметры сближения национальных экономик стран ЕврАзЭС, на основе которых предполагается в перспективе перейти к согласованной денежно-кредитной и валютной политике.

За основу условий сближения макроэкономических показателей государств — членов Сообщества взяты критерии конвергенции, изложенные в Маастрихтском договоре 1992 г. о создании европейского Экономического и валютного союза, а именно: устойчивость государственных финансов; стабильность цен; устойчивость национальных валют; условия функционирования финансовых рынков (обеспечение свободного движения капиталов между странами).

В документе содержится рекомендация странам Сообщества соблюдать согласованные базовые макроэкономические показатели, характеризующие критерии сближения экономического развития стран — членов ЕврАзЭС: дефицит бюджета — 4% к ВВП; государственный (внешний и внутренний) долг — 80% к ВВП; уровень инфляции не должен превышать более чем на 5% показатель для трех стран Сообщества с наименьшим ростом цен; средневзвешенная ставка по долгосрочным кредитам экономике — не выше чем на 3% среднего годового показателя трех стран с наименьшим ростом цен.

2. Соглашение о сотрудничестве по созданию интегрированного валютного рынка в ЕврАзЭС утверждено Межгосударственным советом ЕврАзЭС 2.3 января 2006 г. С" этой целью предусмотрено формирование ликвидного рынка национальных валют в регионе ЕврАзЭС путем взаимного допуска банков, имеющих валютную лицензию государств Сообщества, на их валютные рынки для осуществления межбанковских конверсионных операций на условиях правового режима, не менее благоприятного, чем тот, который предоставлен коммерческим банкам — резидентам соответствующего государства.

В развитие данного соглашения Банк России заключил двусторонние соглашения об информационном обеспечении участников интегрированного валютного рынка: с Национальным банком Киргизской Республики (2 апреля 2010 г.); Национальным банком Республики Беларусь (25 мая 2010 г.); Национальным банком Республики Таджикистан (13 октября 2010 г.); Национальным Банком Республики Казахстан (26 марта 2012 г.). Двусторонние документы конкретизируют формы и порядок обмена информацией, в том числе по вопросам надзора и лицензирования кредитных организаций и банков в целях сближения условий их участия на национальных валютных рынках.

3. Соглашение об основополагающих принципах валютной политики государств — членов ЕврАзЭС по регулированию и контролю операций, связанных с межстрановым движением капитала, утверждено Межгосударственным советом ЕврАзЭС 11 декабря

2009 г. Цель соглашения состоит в создании условий для углубления валютно-финансового и инвестиционного сотрудничества путем отмены ряда валютных ограничений и обеспечения свободной миграции капитала в регионе Содружества.

4. Соглашение о гармонизации принципов и механизмов проведения государствами — членами ЕврАзЭС денежно-кредитной и валютной политики. Проект документа одобрен в сентябре 2011 г. Советом руководителей центральных (национальных) банков этих стран. В качестве цели его реализации определено создание условий для формирования Единого экономического пространства в ЕврАзЭС и в перспективе — введение единой валюты Сообщества.

Практическая значимость формируемой нормативно-правовой базы ЕврАзЭС в валютно-финансовой сфере состоит в обеспечении благоприятных условий для развития экономического сотрудничества хозяйствующих субъектов, в том числе путем расширения сферы и масштабов использования национальных валют стран ЕврАзЭС для обслуживания взаимных внешнеэкономических связей.

Использование национальных валют во взаимных расчетах по обслуживанию внешнеэкономических связей. В соответствии с национальным законодательством стран — членов Сообщества обеспечены свободное осуществление взаимных расчетов в национальных валютах по внешнеторговым операциям, их использование в валютных торгах на биржевых площадках стран Сообщества, а также в трансграничных денежных переводах физических лиц. Отдельные валюты, в частности российский рубль, включены в состав официальных международных резервов Беларуси и Таджикистана.

Новым явлением стало увеличение объема расчетов в российских рублях по внешней торговле между государствами — членами Сообщества (табл. 10.22).

Таблица 10.22. Динамика расчетов в российских рублях по внешней торговле государств — членов ЕврАзЭС

Годы

2006

2007

2008

2000

2010

Общий рублевый оборот, млрд долл.

Всего

35.5

47,3

56.9

37.1

50,9

Доля взаимной торговли, %

к общему

итогу

Товарооборот

13,4

14,0

12,6

13,2

12,2

Доля рублевых платежей') во взаимной торговле, % к общему итогу

Общий рублевый оборот

48,3

48,7

48,8

47,0

53,5

Доля рублевых платежей в обслуживании общего товарооборота стран ЕврАзЭС, %

Рублевый оборот

6,5

6.8

6,1

6,2

6.5

Источники: данные Межгосударственного банка за 2006—2010 гг. и статистического справочника Евразийского экономического сообщества за 2010 год; Борисов С. М. Российский рубль в международных расчетах: география и статистика//Деньги и кредит. 2011. № 12. С. 17—18.

Объем расчетов в российских рублях во внешней торговле стран ЕврАзЭС увеличился с 35,5 млрд долл. в 2006 г. до 50,9 млрд долл. в 2010 г., а его доля в платежах по взаимной торговле — с 48,3 до 53,5%. Соответственно использование доллара США и евро уменьшилось. Доля валют других стран Сообщества в расчетах остается стабильной — в пределах 1%.

Российский рубль используется также во взаиморасчетах между странами ЕврАзЭС помимо России. Например, в расчетах между Беларусью и Казахстаном доля российского рубля составляет 20%. Доля рублевых платежей в обслуживании общего товарооборота стран ЕврАзЭС за указанный период остается практически неизменной (6,5%) и достаточно скромной, учитывая низкий удельный вес взаимной торговли страны во взаимном товарообороте (на уровне 12—13% их общего товарооборота).

Сдерживающим фактором расширения сферы использования национальных валют во взаимных расчетах является отсутствие инвестиционного спроса на них, в том числе па российский рубль, для осуществления международных операций с финансовыми активами. Этот процесс в регионе СНГ/ЕврАзЭС могли бы стимулировать следующие меры:

• расширение перечня валютных инструментов, используемых на ММВБ в торгах по белорусскому рублю, казахстанскому тенге и украинской гривне на рубли, а также смягчение финансовых требований к банкам, участвующим в валютных торгах, в частности путем перехода к частичному депонированию средств для осуществления сделок;

• устранение правовых коллизий, связанных, в частности, с организацией размещения, учета и обращения ценных бумаг иностранных эмитентов па российском рынке.

Решение этих вопросов важно для активизации интеграционного сотрудничества стран ЕврАзЭС и для создания международного финансового центра в Москве.

Расширение сферы использования национальных валют активно происходит также в обслуживании трансграничных денежных переводов физических лиц из стран ЕврАзЭС. В 2010 г. их общий объем составил 5,5 млрд долл. (5 млрд в 2008 г., 4,4 млрд долл. в 2009 г.). При этом сохранилась тенденция к увеличению доли российского рубля в валютной структуре денежных переводов физических лиц внутри Сообщества (в %): в 2008 г. — 46; в 2009 г. - 51; в 2010 г. - 59.

Формирование нормативно-правовой базы обеспечивает условия для интегрирования валютного рынка и свободного движения капитала между странами ЕврАзЭС, повышения роли национальных валют, прежде всего российского рубля, в обслуживании взаимного торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества; содействует эффективному распределению финансовых и трудовых ресурсов, ускорению темпов экономического роста в государствах — членах Сообщества.