Развитие городской системы помощи и поддержки в Европе

Развитие городской системы помощи и поддержки в Европе также имело общие для центральных европейских государств черты.

Средневековый город представлял собой самоорганизованную хозяйственно-общественную систему. Движение городов за свои права позволило им освободиться из-под власти светских и церковных сеньоров, развить свою систему юрисдикции. Форма административной организации представляла собой территориальные братства, торгово-ремесленные корпорации. Можно наблюдать, что в городах были различные слои населения, однако и те, кто состоял в цехах, и те, кто не был в них, бедные и нищие, проявляли тенденции к интеграции. Это можно наблюдать на примере цеховых подмастерьев и групп социальных низов. Так, в 1349 г. в Англии был образован статут рабочих. Целью его была поддержка членов своего профессионального цеха, а также контроль за своими нищими. Аналогичные формы взаимоподдержки можно наблюдать и у групп социальных низов. В 1480 г. во Франкфурте существовало братство хромых и слепых, в Страсбурге с 1411 г. – объединение нищих.

И все же новый виток организованной помощи и поддержки в условиях города был связан с проблемами бедности и нищенства, которые постепенно теряют ореол религиозной святости и начинают восприниматься как социальная болезнь.

Так, в Германии начиная с XIII в. в городах уже прослеживаются запреты на нищенство и первые тенденции к формированию налоговой системы в пользу бедности. Рейнский союз городов в 1256 г. требовал, чтобы жители ежегодно сдавали по 5 марок в пользу бедных. В XV в. возникают городские попечения о бедных, которые разбираются с причинами нищеты того или иного горожанина. Такие попечения существовали во Франкфурте-на-Майне в 1438 г. В 1442 г. Венский устав предусматривал особую должность (Sterczermeister) для назначения наказания за нищенство. Однако в городах средневековой Германии церковь имела еще большое влияние на организацию благотворительных учреждений. Совместно с гражданскими общинами открывались госпитали, где осуществлялось попечение над низшими социальными слоями общества. Помимо нищих и проституток там находили приют больные и их дети. Такие госпитали существовали в 1189 г. в Ульме, в 1228 г. – в Галле, в 1256 г. – в Любеке.

Монастыри и церковные общины в городах также распространяли свою деятельность на сирот, бездомных, "падших девушек". В этом отношении известна деятельность Ордена ев. Марии Магдалины, "Братства Двенадцати Апостолов".

Одновременно в Европе отмечаются попытки регламентировать помощь нуждающимся. Так, например, в 1458 г. в Антверпене была учреждена Палата бедняков. В Нюрнберге в XV в. были введены юридические переписи местных нищих (дважды в год), непостоянные нищие ("чужаки") должны были пребывать в городе не более трех дней. В Аугсбурге в 1475 г. нищие фиксировались в переписных листах как профессиональная группа. Они обязаны были платить те же налоги, что и работающие.

Эпидемии чумы положили начало становлению санитарного законодательства и городской санитарии. В 1348 г. в Венеции был организован санитарный совет. В ряде итальянских портов появились особые надзиратели – "попечители здоровья". В 1374 г. власти Милана создали за пределами города "чумной дом" для изоляции больных и подозрительных. В Модене, Венеции, Генуе, Рагузе, Марселе путешественники и купцы подвергались изоляции и наблюдению (карантину) в течение 40 дней "на воздухе и под солнечным светом".

В начале XV в. в ряде крупных европейских городов (Париж, Лондон, Нюрнберг и др.) были учреждены должности "городских физиков" (врачей), выполнявших противоэпидемиологические функции, выработаны правила (регламенты), имевшие целью предотвратить занесение и распространение заразных болезней. В связи с задачей предупреждения эпидемий проводились некоторые общесанитарные мероприятия – удаление падали и нечистот, обеспечение городов доброкачественной водой.

Постепенно оформляется группа социальных изгоев. К ним относятся бродяги, евреи, люди, имевшие от рождения физические недостатки, жонглеры и бродячие артисты.

Запрет католической церкви допускать к священству физически неполноценных нашел свое отражение и в светской жизни: в 1346 г. при основании коллежа Девы Марии в Париже Жан де Юбан исключил из числа стипендиатов "юношей с телесными повреждениями". Отверженным в средневековом обществе оказывался и чужестранец как носитель неизвестности и беспокойства.

Средневековый мир был далек от тех чувств милосердия и сострадания к ближнему, какие проповедовались христианской церковью. Идеализация нищенства не предполагала человеколюбия, а отношение к неизлечимо больным граничило с чувством страха и отвращения. Прогресс европейской цивилизации во многом диктовался необходимостью выживания.

Изменение подходов к организации призрения хорошо видно на примере Англии со второй половины XIV до начала XVII в. Здесь с ростом влияния роли государства начинается и более активное вмешательство в сферу социальных отношений, в том числе – в вопросы благотворительности и призрения. В 1349 г. был принят статут рабочих, а в 1390 г. в каждое графство были назначены восемь мировых судей, так называемых "охранителей мира". Они осуществляли контроль за проведением в жизнь статута 1349 г., контролировали цены на продукты питания на рынках и следили за единством мер и весов. В 1427 г. к обязанностям мировых судей прибавилось определение размеров зарплаты рабочих. После завершения к началу XVI в. церковной реформы была создана Высокая комиссия, в состав которой вошли духовные лица и чиновники. Комиссия расследовала дела, связанные с различными социальными нарушениями, в том числе о бродягах. Основной местной управленческой единицей стал церковный приход. Собрание прихожан, плативших налоги, решало в том числе и вопросы локализации профессионального нищенства и поддержки нуждающихся. Был издан ряд законов по поддержке населения (в 1601 г. – об общественных налогах в пользу бедных, что позволяло концентрировать и распределять милостыню непосредственно в церковных приходах). Таким образом, постепенное укрепление позиций власти создавало условия для перехода вопросов социального призрения из-под ведения церкви в сферу государственного управления. Одновременно создавалось новое представление о месте и роли неимущего в обществе.

Намечаются общие для Европы меры по локализации эпидемий различной этимологии. В Европе как следствие открытия Америки Христофором Колумбом распространилась эпидемия сифилиса. В 1494 г. ее моряки завезли в Неаполь. Первоначально заболевших селили в лепрозории. Но скоро пришлось строить новые помещения для них. Новые здания возводились на пустырях вдалеке от основных жилищных комплексов и в пригородах. Поселения их огораживались. Постепенно лечение их стало чисто медицинской проблемой. Парижский архиепископ св. Лендри основал в 600 г. госпиталь Отель-Дье ("Божий дом"). Он стал в период эпидемии лечебным центром для этой категории больных.

В Германии, в Аугсбурге, банкирский род Фуггеров основал две специализированные венерические больницы. Венерических не только изолировали от общества – их пытались лечить главным образом путем использования ртути, потогонных и рвотных средств, промыванием желудка, ваннами. Перед началом лечения их публично пороли на городской площади. К лечению не допускали тех, кто не имел справки о публичной порке. Однако дифференцировали: тот, кто заразился в браке или иным образом, как, например, кормилица через ребенка, а не посредством разврата, публичного наказания избегал. В целом опасность распространения венерических заболеваний привела в XVI в. к ужесточению мер по борьбе с уличной проституцией через организацию публичных домов (борделей). Внутренняя жизнь борделей строго регламентировалась уставами и городскими властями. В Париже проститутки жили на определенных улицах, "работая" с утра до вечера и не имея права отлучаться. Их пользовали лекари, которым выплачивалось жалованье. "Своих" больных проституток брали на свое обеспечение городские власти. Иногородние выпроваживались на все четыре стороны.

Особые строгости по отношению к проституткам были введены во многих городах, где имелись крупные учебные заведения: коллежи и университеты. Так, во французском городе Флеш запрещалось проституткам подходить к городу ближе, чем на 3 лье. Содержатели кабаков и таверн не имели права принимать школяров. В Турноне по правилам 1612 г. школярам было запрещено выходить из домов после 8 ч вечера и ночевать вне стен коллежа.

В отношении сумасшедших первоначально не было предусмотрено мер социальной помощи: их просто изгоняли из города, им запрещалось появляться в церкви. Однако уже в XIII в. появились специальные госпитали: лондонский "Вифлеем", или "Бедлам". К 1678 г. в Вифлеемском госпитале содержалось от 120 до 150 больных. Во Франции в XIV–XV вв. появилась больница Тур-о-Фу ("Башня безумцев") в Канне и больница Шатле в Мелене. В Германии – больницы в Любеке и Гамбурге. В Нюрнберге средства на ОГЛАВЛЕНИЕ безумных выделялись из городского бюджета, но безумных не лечили, а сажали в тюрьму.

В Италии Рим стал центром, куда стекались нищие под видом паломников. Так, в 1650 г. их число составляло 700 тыс. человек. Число населения согласно переписи было равно 50 тыс. Обилие милостыни и множество благотворительных заведений привлекало в Рим толпы нищих. Город стал символом города бродяг, зачастую организованных в преступные шайки и контролировавших "рынок" милостыни, назначая места для сбора подаяния, а также оттачивая технику попрошайничества. Как превентивная мера против профессионального нищенства возникают детские приюты. Так, в 1530-е гг. в Венеции по инициативе дожа Джироламо Миами был устроен сиротский приют. В дальнейшем такие приюты возникли в Вероне, Бреско, Бергамо и Милане. Нищенство было категорически запрещено, а дети были приставлены к обучению ремеслам. Ремесленники могли приобретать сирот, обучать их мастерству и кормить за честную работу. В городах были назначены инспекторы для проведения переписи бедняков и изучения условий их жизни, следствием чего стало запрещение бродяжничества и попрошайничества. Практиковались "охота" на бродяг и репрессии в отношении их в виде физического наказания, изгнания или отправки на галеры.

Политика репрессий сочеталась с усилиями по реорганизации социальной помощи больным и немощным. Так, при папе Пии V все нищие, бродяги и лица без определенных занятий были собраны в одном месте и разделены на категории: больных направили в госпитали, тем, кто был признан трудоспособным, предоставлялась работа.

В дальнейшем Григорий XIII (1572–1585) продолжал политику изоляции нищих, разрешив создание под эгидой Братства Святого Духа госпиталя, игравшего роль как убежища, так и работного дома для здоровых нищих.

В феврале 1581 г. под госпиталь отдали старый дворец Сан-Систо, и в него первоначально было помещено до 850 нищих. Однако вскоре Братство оказалось неспособно содержать госпиталь из-за нехватки средств и недостатка рабочих мест. В итоге госпиталь был закрыт, и нищие вновь разбрелись но улицам.

Тенденция помещать нищих в отдельном месте и запретить уличное нищенство стала доминировать в политике папского Рима. В частности, при Иннокентии XII (1691 – 1700) была проведена перепись бедняков, нищие были препровождены под вооруженным конвоем в приют. Там они получали работу в зависимости от состояния здоровья: ткачество, шитье обуви и одежды или выделка кожи. Подобные приюты при преемниках Иннокентия были устроены для сирот и стариков. Однако реализация проектов постоянно сталкивалась с нехваткой средств и с административными трудностями.

Классическими примерами государственного вмешательства в основы социальной помощи стали эдикты императора Священной Римской империи Карла V (1519–1556). В 1530–1531 гг. в соответствии с эдиктом местные муниципалитеты должны были вести строжайший контроль за своими нищими и бродягами; некоторые послабления допускались лишь в отношении немощных. Дети нищих должны были привлекаться к работе в торговле и местном производстве.

В то же время декларировалось, что все города должны снабжать продовольствием и предоставлять приют своим беднякам, нищенство же за пределами родного города запрещалось. Если в городе оказывалось больше бродяг, чем он мог содержать, последние могли быть направлены в другую местность с рекомендательными письмами. Местные власти получили контроль над монастырскими госпиталями, с тем чтобы помощь в них распределялась между истинно нуждающимися.

Императорский эдикт категорически запрещал просить милостыню на улицах, в парках, на площадях, близ церквей. Нарушения запрета карались тюремным заключением. В то же время милостыня в пользу прокаженных и заключенных разрешалась. По эдикту отмечалась необходимость организации городских фондов для помощи убогим нищим. Фонды размещались в каждом церковном приходе для индивидуальной помощи беднякам. Велся письменный учет бедняков с указанием их профессии, доходов, количества детей и объема оказанной им помощи. Здоровые бедняки должны были направляться на работу, их дети посылались в школы или для работы на местных производствах и в торговле.

Изначально государство держалось вдали от благотворительности. Государи выступали как частные милостынедавцы. Впервые они вынуждены были обратить внимание на благотворение вследствие злоупотреблений милостыней. Дело в том, что из-за неразборчивой ее подачи развивался особый промысел – профессиональное нищенство. Милостыня отвлекала здоровых людей от работы и поддерживала бродяжничество, которое превращалось уже в разбойничество. Правительства вынуждены были запрещать, преследовать, сурово наказывать нищих-промышленников повсеместно, в том числе и в России.

Так, в 1350 г. французский король Иоанн издал указ против нищих и всякого рода тунеядцев, в силу которого "здоровые между ними люди, мужчины и женщины, должны были быть заключаемы в тюрьму на четыре дня, при вторичной поимке поставлены к позорному столбу, в третий раз клеймены раскаленным железом и изгнаны".

В 1360 г. английское правительство издало такой же закон. Затем в течение трех веков выходил ряд законов против нищих один суровее другого.

По указу Генриха VIII в Англии в 1536 г. здоровый нищий наказывался плетьми в первый раз, отрезанием правого уха – во второй. В третий раз его заключали в тюрьму, чтобы придать суду как тунеядца и бродягу и в случае осуждения его наказывали и казнили как злодея (felon) и врага общества.

При следующем короле парламент постановил отдавать здорового нищего на даровую работу тому, кто укажет на него судье. За второй побег из такой кабалы определялась смертная казнь.

Суровые меры, однако, не искореняли нищенства, и мало- помалу правительства стали переходить "от отрицательных мер к положительным", от воспрещения неразборчивой милостыни к заботам о той бедноте, которая была принуждена прибегать к нищенству. Первыми по этому пути пошли "вольные", т.е. самостоятельные, города. В городах было и больше средств, и на ограниченном пространстве легче было провести какую-нибудь цельную организацию благотворительности.

Уже в 1438 г. упоминаются попечители о бедных во Франкфурте-на-Майне.

В XVI в. по примеру Аугсбурга (1522) Нюрнберг (1522), Страсбург и Бреславль (1523), Регенсбург и Магдебург (1524) организовали у себя призрение бедных.

В Германии в 1530 г. имперский сейм обнародовал Устав, в котором вменялось в обязанности местным властям наблюдать, чтобы каждый город и каждая община сами кормили и содержали своих бедных.

В 1531 г. император Карл V обнародовал такой же указ для своих наследственных земель в Нидерландах. В 1536 г. соперник Карла V французский король Франциск I издал "Ортоданс", в силу которого немощные бедные, имевшие оседлость, должны были кормиться и содержаться приходами, для чего священникам и церковным старостам приказывалось вести списки для раздачи им на дому "сообразной" (raisonable) милостыни. На это предназначались сборы, которые должны были производиться как по церквам, так и по домам каждого прихода.

В 1566 г. Карл IX перенес обязанность кормить своих нищих на общины.

Генрих VIII в 1836 г. также возложил на приходы обязанность содержать немощных и больных бедных.

Частная милостыня бедным была воспрещена под угрозой десятикратного пени. Здоровых, способных к физической деятельности закон предписывал сажать ежедневно за постоянную работу, через которую каждый из них мог бы своими руками зарабатывать свой хлеб.

В Англии в XVI в. законодательство развивалось по двум направлениям:

– доставление добровольной или обязательной работы;

– усиление средств на поддержание немощных.

В 1562 г. вышел закон, согласно которому местные власти должны отдавать в учение мальчиков и подростков, чтобы приучить их к делу.

Закон 1576 г. обязал приходы иметь запасы шерсти, пеньки и железа, чтобы давать работу людям без дела. Были устроены исправительные дома для людей, не желавших исполнять указанную им работу.

В целях увеличения средств на поддержание нуждающихся были сформированы особые сборщики милостыни и законы, обязавшие мировых судей назначить в каждом приходе официальных надзирателей (overseer) для более правильного собирания и распределения милостыни. Вместе с тем и сама милостыня постепенно утрачивала свой характер: по законам 1551, 1552 и 1563 гг. сборщикам податей вменялось в обязанность сообщать епископу сведения о лицах, которые упрямо отказывались давать свою лепту. Епископ в случае нужды мог вызывать таких людей к мировым судьям, которые должны были уговаривать или убеждать их к добровольному взносу, а в крайности и принудить их к уплате такового по усмотрению судьи. Все эти меры явились хорошей почвой для закона Елизаветы в 1601 г. о призрении бедных.

В целом к концу конфессиональной парадигмы за рубежом церковное влияние в вопросах организации социальной помощи постепенно уменьшается. Государство все более склонно применять репрессивные меры к здоровым нищим, которые стали представлять собой угрозу общественной безопасности. В числе новых помогающих субъектов появляются благотворительные общества и частные благотворители, формируется государственное законодательство в регламентации нищенства, в том числе профессионального.