Развитие функционального подхода в 30–40-е гг
На становление функционального подхода оказала влияние не только идеология психоанализа, идеи О. Ранка, но и развитие практики социальной работы со случаем.
В социальной истории клиента начинают все более выделять психологические аспекты социального поведения. Группа практиков, работающих в агентствах, определила развитие различных ее полей – от школьной до медицинской. Подходы, которые складываются в конце 20-х гг., отражали концепции интервенции, вмешательства, построенные не на моделях лечения, а на моделях помощи клиенту, приспособления его к общепринятым стандартам жизнедеятельности. Важнейшими в концепции интервенции являлись следующие процессы, на которых формировался данный метод:
1) использование ресурсов;
2) использование в работе феномена "самопонимания" клиентом;
3) помощь клиенту в разработке программы социальной самопомощи.
В 1930 г. В. Робинсон пишет книгу "Психология изменения в социальной индивидуальной работе", которая становится важнейшим этапом в теории практики социальной работы.
В центре внимания – клиент и его ситуация, важным моментом являются его ценности, индивидуальный опыт, поведение и отношения. Клиент в процессе взаимодействия с социальным работником выбирает из своего прошлого только то, что сам считает важным и необходимым для прояснения ситуации. Исходя из понимания, что клиент лучше знает самого себя, оценка и диагноз имеют в процессе взаимодействия социального работника и клиента не доминирующее значение, как это наблюдалось в концепциях лечения. Большое внимание Робинсон уделяет отношениям, которые устанавливаются между социальным работником и клиентом, видя в этом опыт понимания жизненной ситуации, необходимый для клиента, где клиент и социальный работник – равноправные партнеры. Процесс взаимодействия становится более важным компонентом в данном подходе, чем диагноз и ведущая роль терапевта.
В 40-е гг. с практикой Дж. Тафт функциональный подход получает свое дальнейшее развитие. В связи с тем, что в этот период возникает интерес к таким понятиям, как структура и процесс, Дж. Тафт обосновывает научную базу функционального подхода. Отталкиваясь от базовых потребностей индивидуума, которыми являлись зависимость/независимость клиента, она предлагает выстраивать процесс помощи исходя из данных доминант. Необходимо, с ее точки зрения, выстраивать такие отношения, которые бы позволили в полной мере раскрыться клиенту и осознать им свое индивидуальное Я.
Функциональные подходы в 60–70-е гг
В эти годы после длительных дискуссий о приоритетах диагностического и функционального методов в практике социальной работы функциональный подход стали рассматривать как метод социального обслуживания агентствами клиентов, с которыми выстраивались определенные отношения в целях улучшения их индивидуального и социального благосостояния. Функция агентств состояла в том, чтобы осуществлять процесс индивидуальной работы, предоставив доступный сервис клиенту.
В функциональной индивидуальной работе используют пять базовых принципов.
Первый принцип – вовлечение клиентов в диагностическую ситуацию с целью обнаружения ошибок в социальном функционировании.
Второй принцип – сознание и использование временных периодов (начало, середину и конец работы).
Третий принцип – использование функций агентства для предложений клиентам ролей в решении их проблем.
Четвертый принцип – ясное понимание структуры, формы процесса социальной работы.
Пятый принцип – в процессе социальной работы используются различные связи, чтобы помочь клиенту.