Развитие и формирование как основные педагогические категории
Под формированием понимается процесс становления человека под воздействием всех без исключения факторов – экологических, социальных, экономических, педагогических и т.д. Воспитание – один из важнейших, но не единственный фактор формирования личности. Сформированность подразумевает уровень, достигнутый человеком, некую законченность, завершенность, достижение уровня зрелости. "Формирование" – не до конца установившаяся педагогическая категория, несмотря на довольно широкое ее использование. Смысл ее то чрезмерно сужается, то расширяется до безграничных пределов. В педагогической литературе прежних лет понятие формирования нередко употреблялось для обозначения неуправляемых, случайных воздействий на личность.
Не определены границы применения в педагогике и такого важного общенаучного понятия, как развитие. Синтезируя наиболее устоявшиеся определения, можно прийти к выводу, что развитие – это процесс и результат количественных и качественных изменений человека. Оно связано с постоянными, непрекращающимися изменениями, переходами из одного состояния в другое, восхождением от простого к сложному, от низшего к высшему. В человеческом развитии проявляется действие универсального философского закона взаимоперехода количественных изменений в качественные и наоборот (табл. 1.1).
Развитие личности – сложнейший процесс объективной действительности. Для углубленного его изучения современная наука пошла по пути дифференцирования составных компонентов развития, выделяя в нем интеллектуальный, моральный, физический, духовный, социальный и другие аспекты. Педагогика преимущественно изучает проблемы интеллектуального и морального развития личности во взаимосвязи со всеми другими компонентами.
Таблица 1.1
Основные характеристики развития
Процесс |
Движение от простого к сложному, от несовершенного к более совершенному, от старого качественного состояния к новому, от простых форм отражения действительности к духовному совершенству |
Источник |
Борьба противоречий |
Условия |
Внутренние и внешние, взятые в единстве |
Факторы |
Наследственность, среда, воспитание |
Диалектика |
Переход количества в качество и наоборот |
К числу основных педагогических категорий некоторые исследователи предлагают отнести и такие достаточно общие понятия, как "самовоспитание", "педагогический процесс", "педагогическое взаимодействие", "продукты педагогической деятельности", "педагогические технологии", "инновации" и др. Признавая выделенные понятия важными элементами педагогической теории, будем рассматривать их смысл в контексте изучения специальных вопросов.