Лекция 7. Развитие и формирование человека
В результате изучения данной главы обучающийся должен:
– знать сущность, условия и факторы формирования человека; влияние наследственности, среды и воспитания; гендерные и возрастные различия; закономерности формирования человека духовного; сензитивные периоды развития;
– уметь комплексно характеризовать процесс развития; прогнозировать результаты развития; рассчитывать стратегию развития человека; учитывать действие энергоинформационных сил;
– владеть методами экспертизы развития человека; навыками организации развивающей деятельности; способами решения конфликтов развития.
Диагностические индексы:
Минимально необходимое время (в минутах) изучения материала темы – 158.
Трудность (в условных единицах от 1.00) изучаемого материала – 0,74.
Время (в минутах), необходимое для полноценного усвоения знаний, – 274.
Сущность, условия и факторы
О развитии и формировании человека педагоги пишут неохотно. Предпочитают говорить лишь о том, что является бесспорным и к чему трудно придраться. Все заканчивается, как правило, констатацией общих мест еще и потому, что развитие и формирование выхолят за пределы традиционной педагогики, которую многие продолжают понимать как науку о воспитании детей.
Рассмотрим сначала традиционно-педагогические представления. Развитие определяется как процесс и результат количественных и качественных изменений человека. Результат развития – становление человека как биологического вида и как социального существа. Биологическое в человеке характеризуется физическим развитием, включающим в себя морфологические, биохимические, физиологические изменения. Социальное развитие находит выражение в психическом, духовном, интеллектуальном росте.
Если человек достигает уровня развития, который позволяет считать его носителем сознания и самосознания, способным на самостоятельную преобразующую деятельность, то такого человека называют личностью. Человек не рождается личностью, а становится ею в процессе развития. Понятие "личность" в отличие от понятия "человек" – социальная характеристика, указывающая на те качества, которые формируются под влиянием общественных отношений, общения с другими людьми. Как личность человек формируется в социальной системе путем целенаправленного и продуманного воспитания. Личность определяется мерой присвоения общественного опыта, с одной стороны, и мерой отдачи обществу, посильного вклада в сокровищницу материальных и духовных ценностей – с другой. Чтобы стать личностью, человек должен в деятельности, на практике проявить, раскрыть свои внутренние свойства, заложенные природой и сформированные в нем жизнью и воспитанием.
Развитие человека – очень сложный, длительный и противоречивый процесс. Изменения в нашем организме происходят на протяжении всей жизни, но особенно интенсивно меняются физические данные и духовный мир человека в детском и юношеском возрасте. Развитие не сводится к простому накоплению количественных изменений и прямолинейному поступательному движению от низшего к высшему. Характерная особенность этого процесса – диалектический переход количественных изменений в качественные преобразования физических, психических и духовных характеристик личности.
Движущая сила развития – борьба противоречий. Последние уподобляются тому "вечному двигателю", который даст неисчерпаемую энергию для постоянных преобразований и обновлений. Противоречия – это столкнувшиеся в конфликте противоположные начала. Человеку не приходится ни искать, ни придумывать противоречия, они возникают на каждом шагу как диалектическое следствие изменения потребностей, порождаемых развитием. Человек "соткан" из противоречий.
Различают внутренние и внешние противоречия, противоречия общие (универсальные), движущие развитием человеческих масс, и индивидуальные – характерные для отдельно взятого человека. Универсальный характер имеют противоречия между возникающими под влиянием объективных факторов потребностями человека, начиная от простых материальных и кончая высшими духовными, и возможностями их удовлетворения. Такой же характер имеют и противоречия, проявляющиеся в нарушении равновесия между организмом и средой, что приводит к изменению поведения, новому приспособлению организма. Внутренние противоречия возникают на почве "несогласия с собой" и выражаются в индивидуальных побуждениях человека, а внешние – стимулируются силами извне, отношениями человека с другими людьми, обществом, природой. Одно из основных внутренних противоречий – расхождение между возникающими новыми потребностями и возможностями их удовлетворения. "Хочу – могу", "знаю – не знаю", "можно – нельзя", "есть – нет" – это типичные пары, емко выражающие наши постоянные противоречия.
Что же нас не удовлетворяет в традиционном педагогическом понимании развития? О том, что воспитание является лишь средством для достижения глобальных целей жизни человека – его развития и оформления в нечто целостное (формирование) – известно давно. Древняя философия говорит о развитии как процессе и формировании как цели, подразумевая под этим смысл человеческой жизни. Понять это нам трудно, потому что такие "пустяки", как цель человеческой жизни, предназначение и путь человека нас давно уже не занимают. Смотрим поверхностно и отвечаем не задумываясь: да, процессы такие идут, существуют условия и факторы, от которых они зависят, но какой смысл заложен в этих процессах, представляем себе весьма смутно. На первый взгляд, все просто. Человек растет, изменяются пропорции его тела, обретают новые свойства его психические процессы – это и есть развитие. Со временем появляются более-менее законченные представления, возникает картина мира, человек приобретает устойчивые взгляды и привычки – мы полагаем, что он сформировался.
В этом ли весь смысл? Старинная философия, к которой многие питают гораздо большее доверие, отвечает, нет, все не так, и не так все просто. Названные моменты важны и необходимы, но это всего лишь произвольным образом выделенные вехи на пути жизни.
Развитие человека предполагает прежде всего его духовное совершенствование. Смысл развития – в духовном возвеличивании.
Развитие и его результат – сформированность – присущи только человеку. У растений и животных развития нет, к ним следует применять слово "рост". Этим же словом можно обозначить и физическое развитие человека, под которым понимается рост, увеличение его тела и всех органов. Если ребенка кормить молоком и хлебом, его тело будет расти согласно законам природы. Достигнув пределов, обусловленных генетическими программами, рост прекратится, человека можно считать сформированным физически. Но разовьется ли в этом теле духовное начало, каких пределов достигнет духовный рост и на какой отметке сформированности он остановится – вопрос вопросов.
Процесс физического развития человека проходит известные фазы. Рождается человек, достигает зрелости, вершины физического развития, затем уходит в лучший мир. Процессы физического и духовного развития не совпадают по времени. Духовность – поздний плод, но выращивать его начинают с детства.
Низшие организмы растут по своим генетическим программам, и если мы применяем к ним слово "развитие", то это совсем не то, что подразумевается в человеке. Перед березой или крысой природа не ставит задачу понимания мира и всего в нем происходящего, осознания себя и своего места в этом мире. Всевышний лишь людям даровал такую возможность, которая внедрена в их жизненную программу в виде врожденных идей с той целью, чтобы человек, непрестанно развиваясь, работая на собой, возвышался, становился богоподобным. Возможность непрерывного и бесконечного развития, дающего все новые витки формирования, высвобождение все более высоких потенций – смысл и вершина человеческого в человеке.
Опираясь на такие представления, будем постепенно уходить от нынешнего упрощенного понимания развития и формирования, схематического и часто неверного описания высокого смысла этих процессов, где педагогам фактически отводится роль пассивных созерцателей. Если развитие – не простое накопление количественных и качественных изменений в организме человека под влиянием многочисленных факторов, а прежде всего, и важнее всего – духовное возвеличивание человека, педагогика должна искать пути активного влияния па этот процесс. В былые времена духовное развитие общества направлялось и контролировалось мудрецами, позже – церковью. Школа занималась низшими элементами развития – формированием памяти и ума. Душу школьные учителя старались не тревожить. Сегодня картина иная. Что делать с духовностью и кто ответственен за нее, никто не знает. Духовенство не может забрать ту власть, которую оно имело прежде, школа не считает духовность своей задачей, а так называемое "искусство" уничтожает ее последние ростки.
Из глубин ведической философии идет утверждение, что бездуховный человек мало чем отличается от животного. Его тело может достичь крупных и даже совершенных форм, но назвать это создание человеком можно только поняв, что творится в его душе. Долг каждого человека – осознать свое изначальное положение по отношению к Богу и действовать соответственно ему. Человеческая форма жизни дана нам не для того, чтобы тяжело трудиться, а чтобы достичь высшего совершенства жизни. Если мы не стремимся к этому совершенству, то, подгоняемые законами природы, вынуждены будем трудиться в ноте лица. В последние дни Кали-юги (нынешнего века) люди, словно вьючные ослы, должны будут надрываться на работе только за кусок хлеба. Этот процесс уже начался, и с каждым годом работать будет все тяжелее, а плата за труд будет все меньше. Человек создан не для тяжелой работы, как животное, и если ему не удастся исполнить свой долг человека, законы природы заставят его переселиться в более низкие формы жизни.
Удивительные и необычные для нас слова. Давно в педагогике развитие не связывалось с духовным началом. Однако, поразмыслив, мы придем к выводу, что только это и имеет значение. Без духовного движения и человек, и его цивилизация останавливаются в своем развитии. "Забота об удобствах для материального тела ценой забвения первейшей жизненной потребности – возрождения своего утраченного духовного “Я” – не принесет нам высшего блага. Ладья человеческого тела построена таким образом, что должна продвигаться к духовной цели... Мы – живые существа, склонные к падению, и потому наше существование проходит через две фазы. Одна называется материальным существованием, исполненным страданий рождения, смерти, старости и болезней, а другая – духовным существованием, вечной духовной жизнью, исполненной блаженства и знания".
Разумеется, никому нельзя навязывать ту или иную философию. Свобода воли дарована человеку именно для того, чтобы он путем самостоятельных размышлений приходил к истинному заключению. Но связь между развитием человека и уровнями его духовного становления очевидна. В дальнейшем будем исходить из того, что достичь высокого уровня развития, сформироваться – означает, прежде всего, состояться как духовная личность.
Еще в Средние века подобная мысль доминировала. "Что толку в богатствах, если приобретая их, губишь душу", – вопрошали теологи. Мыслители того времени исходили из древних учений, что в каждом человеке Творцом заложена определенная, спонтанно развертывающаяся программа. Развитие человека связывалось с его божественным предназначением. Судьба человека – итог достигнутого им уровня духовного развития. Аксиоматичный характер имело утверждение о том, что достижение совершенства возможно только на пути приобщения к Богу. Человек еще до своего рождения располагает необходимыми знаниями и принципами, запечатленными в его душе. Дальнейшая его земная жизнь должна быть направлена на развитие заложенных природой высоких стремлений. Подавлять их в себе считалось грехом.
Однако далеко не все люди достигают духовных вершин. Многие и многие прозябают на задворках существования, даже не пытаясь понять, что и почему с ними происходит. Назначение воспитания в том и состоит, чтобы указать человеку путь к себе, мобилизовать его силы для духовного роста и самосовершенствования.
В эпоху Возрождения все еще пытались возродить основы древней мудрости, утверждая, что каждый человек самоценен и неповторим. В философско-педагогической мысли в обновленном виде появился идеал духовно и физически развитой личности, которая обращала свои надежды и к Богу, и к себе самой. Выдающиеся мыслители эпохи Возрождения Франсуа Рабле (1494-1553), Мишель Монтень (1533-1592) рассматривали человека как наивысшую ценность и предложили новые подходы к его развитию. В этот период провозглашался принцип "самости" человека, несущего личную ответственность перед Богом.
Философия Нового времени ушла в прагматизм. Воинствующий материализм вкупе с атеизмом отодвинул духовность на задворки как ненужную химеру на пути прогресса. Прогресс же представлялся бесконечным продвижением в науке, технологии, накоплении материальных благ и богатств. С неизбежностью железного катка он растаптывал представления о человеке, смысле его жизни. Человек все больше скудеет духовно. Даже лучшие представители рода человеческого не придумали ничего лучшего, как истолковать в материальном плане суть старинного изречения о смысле жизни: "Смыл жизни в наслаждении". Они сориентировали прогресс в ложном направлении. Вместо того, чтобы наслаждаться, нынешний человек вынужден страдать. Везде идет борьба за существование. Все борются, но какое наслаждение в конце концов люди получают? Они попросту страдают и умирают. Поэтому, несмотря на то что жизнь предполагает наслаждение, сейчас она для нас не является наслаждением. Однако, построив свою жизнь на настоящей духовной основе, вы сможете насладиться.
Новейшая философия, отражая духовное оскудение современников, и вовсе упростила проблемы развития. Представители различных философских течений по-разному объясняют этот во многом еще не познанный процесс. Развитие человека есть процесс стихийный, неуправляемый, спонтанный; оно происходит независимо от условий жизни и детерминировано лишь "врожденной потенцией"; фаталистически обусловлено его судьбой, в которой никто и ничего изменить не может, – это лишь небольшая часть мнений представителей различных философских учений. Материалистическая философия трактует развитие как свойство живой материи, присущее ей изначально благодаря свойственному материи движению и самодвижению. В развитии уничтожается старое и созидается новое. В отличие от животных, пассивно приспосабливающихся к жизни, человек создает средства существования своим трудом.