Развитие и формирование

Категории развития и формирования общенаучные. Философы, социологи, политики употребляют их для объяснения общественных процессов и их последствий. Педагогика также прибегает к использованию данных категорий, хотя и не так часто и не в таком объеме, как они заслуживают. Обычно педагогика довольствуется и завершается своим предметом – "воспитанием". Но зачем нужно воспитание, как не для развития и формирования человека в соответствии с намеченными целями? В этой связи, вне сомнения, педагогика должна смелее включать "формирование" в сферу своего непосредственного предмета.

Формирование – процесс становления человека под воздействием всех без исключения факторов – экологических, социальных, экономических, педагогических и т.д. Воспитание – один из важнейших, но не единственный фактор формирования личности. Сформированность подразумевает уровень, достигнутый человеком, некую законченность, завершенность, достижение уровня зрелости.

"Формирование" – еще не установившаяся педагогическая категория, несмотря на уже довольно широкое ее использование. Смысл формирования то чрезмерно сужается, то расширяется до безграничных пределов. В педагогической литературе прежних лет понятие формирования нередко употреблялось для обозначения неуправляемых, случайных воздействий на личность. Например, известный автор пособий по педагогике П. Н. Груздев предлагал называть формированием только стихийное воспитание – "воздействие различных условий на людей независимо от сознательной деятельности".

Неопределенны границы применения в педагогике еще одного общенаучного понятия – "развитие". Синтезируя наиболее устоявшиеся определения, приходим к выводу, что развитие – это процесс и результат количественных и качественных изменений человека. Оно связано с постоянными, непрекращающимися изменениями, переходами из одного состояния в другое, восхождением от простого к сложному, от низшего к высшему. В человеческом развитии проявляется действие универсального философского закона взаимоперехода количественных изменений в качественные и наоборот.

Развитие личности – сложнейший процесс объективной действительности. Для углубленного изучения этого процесса современная наука пошла по пути дифференцирования составных компонентов развития, выделяя в нем интеллектуальное, моральное, физическое, духовное, социальное и другие стороны. Педагогика преимущественно изучает проблемы интеллектуального и морального развития личности во взаимосвязи со всеми другими компонентами.

Развитие человека представлено в табл. 1.

Таблица 1

Развитие человека

Процесс

Движение: от простого к сложному: от несовершенного к более совершенному: от старого качественного состояния к новому; от простых форм отражения действительности к духовному совершенству

Источник

Борьба противоречий

Условия

Внутренние и внешние, взятые в единстве

Факторы

Наследственность, среда, воспитание

Диалектика

Переход количества в качество и наоборот

К числу основных педагогических категорий некоторые исследователи предлагают отнести и такие достаточно общие понятия, как "самовоспитание", "педагогический процесс", "педагогическое взаимодействие", "продукты педагогической деятельности", "педагогические технологии", "инновации" и др. Признавая выделенные понятия важными компонентами педагогической теории, будем рассматривать их смысл в контексте изучения специальных вопросов.

Соотношение между выделенными педагогическими категориями представлено в виде условной схемы (рис. 1). Конечно, в живом педагогическом процессе взаимосвязи между ними намного сложнее, чем в теоретически очищенных построениях.

Рис. 1. Соотношение между педагогическими категориями

К слову сказать, отчаявшись построить адекватные реальной действительности модели, отдельные педагоги призывают не признавать различия между воспитанием, образованием и обучением, предлагают отказаться даже от педагогических понятий, чтобы сплошь и рядом не употреблять одни вместо других. Несостоятельность такого подхода еще в 1862 г. раскритиковал Л. Н. Толстой: "Есть много слов, не имеющих точного определения, смешиваемых одно с другим, но вместе с тем необходимых для передачи мыслей, – таковы слова: воспитание, образование и даже обучение".

Педагогика уже способна поставить вопрос о создании более совершенных научных дефиниций, использование которых приведет к более отчетливой дифференциации педагогических явлений, процессов и факторов, а значит, и к улучшению управления процессами обучения, образования, воспитания, развития и формирования.

Пересмотр и уточнение педагогических категорий

От того, как именно педагогика определит свой предмет, прямо и непосредственно зависит, что будет реализовано на практике и какой продукт получим "на выходе". Установим, что главное направление – воспитание, и практика будет сориентирована на приоритетное обеспечение воспитания. Определим, что задача школы – образование, и учительство будет озабочено решением образовательных проблем. А если установим, что главное – развить человека, его лучшие качества и природные задатки, воспитание и образование окажутся на втором плане.

Какое определение дать педагогике и ее главным категориям, чтобы правильно направить усилия практиков? Вопрос до сих пор принадлежит к числу остро дискуссионных. Издавна известно, что когда названия ("имена") входят в противоречие с реалиями, начинается процесс неопределенности, блуждания в темноте, в конечном итоге – разрушение практики. Хорошо выразила мнение Вергилия по этому поводу Олита Аугустовска:

Когда не исправляют имена.

Перестают уместными быть речи;

Когда перестают уместными быть речи,

Не совершаются дела.

Деятельность педагога-практика зависит от того, какое определение основных категорий он принял в свою душу. То определение, на котором в свое время сознательно или несознательно было сконцентрировано внимание педагога, он переносит в практическую плоскость и акцентирует свою деятельность именно на присутствующих в определении моментах. Нет сомнения, что те педагоги, утверждающие, что они не занимаются воспитанием и школа не должна им заниматься, изучали педагогику, которая была определена как наука об образовании.

Эдукация и робурсации

Традиционные педагогические категории страдают неопределенностью. Как бы мы ни уточняли их, выделяя то в широком, то в узком смысле, мы не устраним главного недостатка: категории науки отождествляются с понятиями обиходного языка. Воспитание остается для каждого из нас понятием, знакомым с детства, и как бы мы ни старались отделить его от научного определения, в нашем сознании сохраняется его первоначальная идентичность.

Отождествление категорий педагогики с обиходными словами служит едва ли не главным препятствием па пути совершенствования науки. Опираясь на интуитивно понятные каждому определения, трудно разрабатывать эффективную теорию, где была бы заметна зависимость воспитания от определенных условий и факторов, его движение к цели и результаты этого движения. Еще труднее привести убедительные доказательства изменения воспитания-обучения под воздействием тех или иных педагогических действий. В связи с этим особого прогресса ни в теории, ни в практике люди не замечают. Продолжается критика – воспитание топчется на месте, воспитание отстает от жизни, воспитание закостенело. Хотя оно во многом изменилось благодаря технологическому прогрессу.

Представители более развитых наук с недоумением смотрят на педагогику с ее обиходным научным аппаратом и не могут понять – где речь идет о житейских делах, а где о научной системе воспитания и обучения. Правильно было замечено еще в давние времена: если наука не может выйти за пределы обыденной лексики и не создает своего понятийного аппарата, ей трудно выделиться в науку.

Воспитание, обучение, развитие происходят в каждом человеке, причем всегда и везде. Даже во сне. Хочет он или не хочет, ходит в школу или обходится без нее – жизненно необходимые процессы обучения, развития, воспитания идут и приводят к определенным результатам. Воспитанием увеличиваются, умножаются силы человека, необходимые для улучшения жизни. Только в этом случае мы говорим об окказиальном, т.е. стихийном, неуправляемом обучении, воспитании, развитии. Такой процесс характеризуется очень низкой результативностью.

Для ускорения процесса еще в давние времена были придуманы школы, где в специально созданных условиях течение процесса ускорялось, а его результаты многократно возрастали. Это управляемый процесс воспитания, который отличается от естественного многими важными характеристиками, прежде всего созданием специальных условий и управлением.

Сравнение с атомной физикой напрашивается само собой. В природе постоянно происходит процесс распада и превращения элементов. Это так называемый природный фон, который никогда не приводит к ядерной реакции. Физики о нем хорошо осведомлены, но предметом изучения ядерной физики он не является. Последняя занимается тем, что изучает и создает специальные условия для ускорения процесса распада элементов, управления им и получения очень нужной энергии. Созданы атомные реакторы, в которых процессы распада ядер проходят во много раз интенсивнее и приводят к высвобождению огромных энергий.

Точно так же и в воспитании. Естественный фон воспитания всегда существовал, существует и будет существовать, но к значительному прогрессу привести не может. Нужны специальные целенаправленные действия, чтобы умножить силу воспитания. Нужен реактор, чтобы процессами можно было управлять. Понадобились школы, в которых процессы воспитания становятся мощными и управляемыми.

Много бы преуспели физики, если бы не научились отличать естественный фон от управляемого распада? Потребовалось прежде всего различать эти процессы, для чего был создан специальный научный аппарат для обозначения каждого процесса, каждого действия и элемента. Теперь физики отчетливо понимают, что есть что.

Педагогике предстоит сделать то же самое, и первое – отделить естественный фон воспитания от управляемого. Так же, как физики, которые изобрели специальную терминологию для управляемых ядерных реакций, педагоги должны отделить естественно протекаемые педагогические процессы от процессов, протекающих в педагогических реакторах – школах, вузах, исправительных учреждениях.

Подойдем к вопросу с другой стороны. Педагогическая теория плохо стыкуется с практикой. Наука бесконечно разводит, разъединяет и уточняет понятия "воспитание" и "обучение", а на практике они неразделимы. Воспитание и обучение в практике слиты в едином процессе. Зайдите в класс и посмотрите, чем занимаются дети. Скажите, что сейчас происходит – обучение или воспитание? Мама наставляет своего малыша – она его воспитывает или обучает? Последние известия по телевизору или из газеты – они нас обучают или воспитывают? Учебник педагогики, который вы сейчас читаете, – воспитывает или обучает? На все эти вопросы ответ будет один – и воспитывает, и обучает.

Обучение немыслимо без воспитания, а воспитание не может существовать без обучения. Воспитывая – обучаем, обучаявоспитываем. Обучение служит средством воспитания (так и говорят – воспитание через обучение), а воспитание прокладывает путь обучению (есть выражение – воспитывающее обучение). Всегда и везде обучение слито с воспитанием и представляет собой единый, органически неделимый процесс. Так зачем же разводить эти понятия?

Разделять обучение и воспитание – то же самое, что разводить еду и питье. Хлеб мы обычно едим, а воду пьем. А если хлеб жидкий, а вода твердая? Это не означает, что нельзя отдельно и глубоко изучать пищу или напитки. Для того чтобы глубже разобраться в обучении и воспитании, их можно условно обособить в изолированные системы и изучать каждую. Но при этом нельзя забывать, что они составляют органическое единство.

К сожалению, педагоги об этом забыли и пошли по неправильному пути. Наметилось жесткое обособление воспитания от обучения. Автору этой книги тоже не удалось избежать отделения воспитания от обучения. В учебниках прошлых лет в угоду традиции проводилось и закреплялось подобное разделение. Теория обучения (дидактика) и теория воспитания (воспитатика) расходятся все дальше. Специалисты отказываются понимать друг друга. Только в практике все как было, так и остается. Зачем же нужна теория, которая не согласуется с практикой?

Не будем касаться истории развития понятийного аппарата педагогики. В давние времена понятия "обучение" и "воспитание" не разводились. Все, что к этому относилось, обычно называлось одним словом. В большинстве современных языков нет слова "воспитание". Например, в английском смысл выражается словом "education", и при переводе текстов весьма сложно определиться, где употребить слово "воспитание", а где "обучение". К слову сказать, американцы много потрудились над очищением своего понятийного аппарата, вследствие чего их педагогика стала практичной, рациональной и деловой.

В нашей педагогике 1930-х гг. заметили эту проблему и даже пытались ее решить. Однако дальше робкого предложения заменить два слова "обучение" и "воспитание" одним понятием "эдукация" не пошли. В энциклопедиях слова "эдукация" нет, но нетрудно сообразить, что оно было образовано от латинского корня. Латинское слово educare везде и всегда означает "обучение, воспитание". Educandum переводится как "образованный". Как объясняется в "Словопедии", эдукация (от лат. educatio) "обучение, воспитание".

Дело в том, что коммунистическое воспитание молодежи, на которое переносился главный акцент советской педагогики, никак не совмещалось с "эдукацией" (в смысле обучение-воспитание), в которой без труда угадывался "буржуазный" подтекст. Что еще за "эдукация"? На понятие и термин был наложен запрет. С тех пор в педагогике прижились понятия с практически одним и тем же ОГЛАВЛЕНИЕм – "трудовое обучение" и "трудовое воспитание", "умственное воспитание", "умственное образование", "умственное формирование", "умственное развитие" и т.п. Их неразборчивое применение размывает и без того нечеткую педагогическую теорию.

Педагогика оказалась перед необходимостью уточнения своего понятийного аппарата, потому что на прежних нечетких формулировках невозможно выстраивать более совершенную теорию и технологии.

Не будем искать новый термин. Слитое воедино обучение с воспитанием назовем эдукацией. Процесс воспитания-обучения назовем эдукационным. Это организованный, протекающий в специально для этого созданных условиях процесс воспитания и обучения, управляемый педагогами и приводящий к заранее запланированному результату.

Что дает соединение двух понятий? Во-первых, отражает истинное положение вещей. Если обучение и воспитание нельзя развести на практике, то зачем их разводить в теории? Во-вторых, существенно упрощает теорию, где больше нет необходимости выводить и рассматривать отдельные законы для воспитания или обучения, которые в своей сущности совпадают. Сегодня мы их разделяем больше искусственно и субъективно, полагая по собственному усмотрению, что в одних случаях больше воспитания, а в других – обучения. В-третьих, выделяются решающие условия ускорения процесса – создание специальных условий и управление. В-четвертых, открываются пути для модернизации способов и средств воспитания.

Практикам тоже облегчение. Единый, органически неделимый учебно-воспитательный процесс не делится больше на обучение и воспитание, и нет необходимости выделять в нем обучающие (дидактические) и воспитательные цели, что было характерно для социалистической школы, где воспитание коммунистической идеологии всегда ставилось на первое место и прописывалось отдельной строкой. Например, если дидактическая цель урока определялась как решение квадратных уравнений, то к ней всегда планировалась воспитательная цель, например формирование коммунистического мировоззрения. Мы так к этому привыкли, что до сих пор не замечаем нелепостей и не можем отказаться от устоявшегося подхода. Но времена-то изменились.

Обратимся теперь к категориям образования, развития, формирования. Был проведен опрос учителей. Их спросили: "Что означают понятия “развитие" и “формирование” в педагогике и как часто вы их употребляете?". Если понятие "развитие" большинство педагогов объясняет правильно, то "формирование" имеет расплывчатый смысл и неопределенную сферу применения. Мы просто для красоты слога говорим "формирование культуры поведения", хотя на самом деле речь идет о воспитании культурных привычек или еще проще – обучении чистить зубы. То же самое мы видим и в большинстве других случаев. В зарубежной педагогике и психологии понятие "развитие" используют широко, но избегают говорить о формировании, справедливо полагая, что оно не очень приспособлено для передачи смысла педагогических действий.

Названные категории трудно использовать для построения эффективной теории. Понятия "образование", "развитие", "формирование" тоже нуждаются в уточнении, прежде всего в том смысле, какое место им отводится в иерархии движения эдукации к своей цели. Образование, развитие, сформированность логично рассматривать как следствия, результаты, продукты эдукацонного процесса. Эдукационный процесс и затевается для того, чтобы подрастающие поколения приобрели энергию, силу жизни, стали обученными и воспитанными. В учебно-воспитательных заведениях детей, образно говоря, как частички в коллайдере, "разгоняют" до нужного уровня и ускорения. Силы обученности, воспитанности, образованности, развития и сформированности обеспечивают человеку возможность эффективно приспосабливаться к требованиям жизни.

Образование, развитие, формирование выделим в общий процесс и определим как общее понятие, которое назовем робурсация (от лат. Roburs – силы). Нетрудно заметить и в этом термине латинский корень и русское окончание. В таком представлении образование, развитие и сформированность выражают различные уровни совершенствования человека. Первый (низший) уровень робурсации – образование, более высокий (средний) – развитие, наивысший – сформированность. Ступени робурсации как восхождения человека к совершенству можно определить так: образован, развит, сформирован. Человек, набравшийся сил. В воспитании наша сила. Educacia – robur nostrum est.

Что же у нас получилось? Два ключевых понятия, две главные категории – эдукация и робурсации. Эдукация – слитое в едином процессе воспитание и обучение, которые осуществляются в специально созданных условиях (учебно-воспитательных заведениях) по специально разработанным программам управления, в соответствии с поставленной целью и приводят к заранее запланированному продукту. Робурсации – уровни продуктивности эдукации. Условная схема основных категорий педагогики в новой интерпретации представлена на рис. 2.

В свете новых дефиниций педагогику определим как науку об эдукации и робурсации.

Пройдет некоторое время, пока новые понятия заменят устаревшие, а педагоги оценят их благоприятное и защитное влияние. Уже в следующих главах мы убедимся, что применение указанных дефиниций делает теорию компактной, логичной и доказательной.

Рис. 2. Новая интерпретация педагогических категорий