Развитие философской мысли в России XVIII в.
XVIII столетие в истории России, как век Просвещения имело знаковые характеристики. Бурно шли процессы политического единения страны, образования русской нации, приобщения её к мировой культуре, укреплялись феодальные отношения. Изменения затронули практически все сферы общественной жизни, в осуществлении которых особую роль играл российский Император Пётр Алексеевич Романов — Пётр I. Преобразования, которые он осуществлял в стране и внешнеполитическая деятельность были бы невозможны без создания им регулярной армии и военно-морского флота, развития экономики, торговли, науки и искусства. В ходе Азовского и Персидского походов Россия закрепилась на побережье Азовского моря и землях по побережью Каспийского моря; победа в Северной войне (1700—1721 гг.) открыла России выход к Балтийскому морю. По инициативе Императора Петра I были проведены реформы в области государственного устройства: губернская реформа (1708—1715 гг.), создание коллегий, учреждение вместо Боярской думы Сената, органов высшего контроля. На первый план выдвигалось служилое дворянство, ликвидировалось патриаршество и церковная политическая самостоятельность. Повсеместно открывались военные, медицинские и иные образовательные учреждения (школы), были основаны Академия наук (по уставу 1747 г. Императорская Академия наук и художеств; общепринятое название Петербургская АН до 1917 г.), Академический университет (работал до 1766 г.) и Академическая гимназия (до 1805 г.), принята гражданская азбука, напечатана первая газета, изданы учебники. Значительно расширилось проблемное поле науки. Дух просвещения усилил внимание к человеку, его разуму, внутреннему миру, а также условиям его земных радостей и бытия. На смену теологическому представлению сущности человека, как вневременной и абсолютной, приходил анализ обстоятельств, определяющих существование и ценность человеческой личности. Эти и последующие за ними общественные процессы настойчиво требовали глубокого социально-философского осмысления и в немалой степени обусловили особенности русской научной и философской культуры.
Главной особенностью было то, что XVIII в. вывел русскую науку из-под опеки религиозных форм мышления, ориентируя её на философию и практику. Создавалась естественнонаучная картина мира на основе теории механистического атомизма. Предметной особенностью самой русской философии этого времени была могучая вера в познавательную силу человеческого разума, что сближало её с рационалистическими традициями Европы предыдущего столетия. Первыми русскими просветителями XVIII в. были петровские сподвижники во главе с Феофаном Прокоповичем — основателем "учёной дружины" Императора Петра I, занимавшиеся государственной деятельностью, наукой, философией, литературой: граф, генерал-фельдмаршал Яков Вилимович Брюс (1670—1735 гг.); основатель Екатеринбурга, учёный, государственный деятель Василий Никитич Татищев (1686—1750 гг.); епископ, член Синода, протектор всех школ и типографий Гавриил Бужинский (1680—1731 гг.); граф, учёный, писатель, господарь Дмитрий Константинович Кантемир; астраханский и казанский губернатор, государственный деятель Артемий Петрович Волынский (1689—1740 гг.) и другие.
Российскими сподвижниками новой мысли этого времени можно по праву считать Михаила Васильевича Ломоносова и Александра Николаевича Радищева, каждый из которых был выразителем собственного социального взгляда на судьбу Отечества.