Лекция 2. РАЗВИТИЕ ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ. ОСНОВНЫЕ ВЕХИ МИРОВОЙ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ
Основные идеи крупнейших представителей западноевропейской философии подробно рассматриваются в различных разделах данного учебника в связи с соответствующими теоретическими вопросами. В этой главе мы лишь бросим беглый взгляд на двух с половиной тысячелетнюю историю европейской философии и приведем общую схему ее основных направлений и идей.
Философия появилась примерно в VI в. до н.э. В это время одновременно на Западе и на Востоке формируется новый тип знаний, который противопоставляется традиционной мифологии. Немецкий философ XX в. Карл Ясперс называет этот момент "осевым временем" и утверждает, что в это время в разных культурах появился новый тип сознания. Новое, возникшее сразу в трех разных культурах, – в Китае, Индии и Греции, заключается в том, что человек начинает осознавать себя отделенным от мира, понимает и остро переживает свою ограниченность и безграничность бытия в целом. Перед ним, как говорит Карл Ясперс, открывается ужас мира и собственная беспомощность. Стоя над пропастью, человек ставит радикальные вопросы, требует освобождения и спасения.
Но философия – это необязательный этап развития знания, она появляется не во всех культурах. Известно множество цивилизаций, которые не создали ничего похожего на философское знание. Это, например, египетская и вавилонская цивилизации, цивилизации майя, ацтеков и инков.
Вопросы жизни и смерти, происхождения человека и мира волновали и представителей этих культур, однако они давали на них другие ответы – мифологические или религиозные, но не философские.
Исторически первой формой мировоззрения считается мифология, ее можно обнаружить в любой культуре. Некоторые философы утверждают, что именно с мифологии и начинается любая культура. Немецкий мыслитель XX в. Ганс Гадамер утверждал, что миф – это первомысли человечества. Миф, таким образом, есть начало культуры, ее исходная форма. Именно в мифологической форме человек дает первые ответы на вопросы об устройстве мироздания, возникновении культуры и самого себя.
Мифология представляет собой комплекс мифов, в которых излагаются представления о происхождении и устройстве мира, о возникновении общества и человека, моделируются основные ситуации, с которыми первобытный человек сталкивается в повседневной жизни.
Для древнего человека миф был реальностью, в которой он жил. Мифы утверждали определенную систему ценностей, разрешали или, наоборот, запрещали какие-то формы поведения. Другими словами, мифы были основанием общественной жизни, гарантировали ее стабильность и упорядоченность и к тому же служили объяснением природы. Миф был тесно связан с обрядами и ритуалами. Большая часть ритуалов, существовавших у древнего человека, или тех, что наблюдают этнографы в примитивных современных сообществах, сопровождается мифологическим рассказом, который объясняет те или иные моменты обряда.
Главное свойство мифа – сиикретичностъ или нерасчлененность, слитность, в нем не различаются вещь и ее название, познание и переживание, человек и природа. Главный принцип мифа – все может быть всем. Древние люди верили, что, зная тайное имя своего врага и произнося определенные заклинания, можно причинить вред самому человеку, потому что имя и его обладатель едины, это одно и то же. Миф совершенно нечувствителен к логическим противоречиям, т.е. любой предмет, явление или человек может быть в то же самое время и чем-то другим. Это происходит потому, что источником мифологических образов и ассоциаций является вовсе не опыт или строгое логическое мышление, а фантазия. Говоря о синкретичности мифа, имеют в виду и еще один смысл. В мифе одновременно сосуществуют объективное знание о мире, зачатки религиозных верований и основы искусства, в ходе развития культуры они постепенно освобождаются от мифа и обретают собственные четкие очертания.
Еще одно важное свойство мифа – символичность. Древний человек "думает" не строгими логическими понятиями и категориями, а символами и образами, которые не имеют однозначных, точных смыслов. К тому же в отличие от абстрактных понятий мифологические символы всегда конкретны. Это значит, что когда в мифе говорится о некоем "древе жизни", для первобытного человека оно обладает вполне конкретными характеристиками и может быть одним из деревьев в ближайшем лесу. Кроме того, "древо жизни" означает космос, мир, развитие и, возможно, самого человека. Свойство символичности проявляется в принципе олицетворения или персонификации. Его суть в том, что природные явления, стихии, культурные достижения, чувства и переживания человека выступают в виде личностей. Например, солнце в греческой мифологии – это бог Гелиос, земля – богиня Гея, время – отец Зевса Хронос, а страх олицетворяется мифологическим персонажем Фобосом.
В мифе устанавливаются особые связи между событиями и вещами, которые не укладываются в модель соотношений причин и следствий. Миф предлагает несколько типов таких связей. Во-первых, это метаморфоза (превращение). Предметы, явления, люди, животные и т.п. превращаются друг в друга, следуя за прихотливой фантазией древнего человека. Во-вторых, это связи по ассоциациям. Мифологическому сознанию ничего не стоит соотнести дыхание и душу или сон и смерть. В-третьих, в мифе все события и явления стремятся к заранее заданной цели, все, что происходит, происходит в силу такой цели. Этот принцип называется телеологичностью. При телеологическом объяснении главной причиной событий становится цель, к которой они стремятся, и таковы многие объяснения в мифе.
Важнейшая черта мифа – коллективность, у мифов нет автора, они создаются всем первобытным обществом на протяжении многих веков. Для каждого конкретного человека миф диктует, как поступать, он не допускает критики и не оставляет возможности для свободного самовыражения. Это значит, что миф авторитарен. Человек может лишь рассказывать миф, передавать его образы и требования, но что-то изменить в мифологической канве он не в состоянии.
Несмотря на то, что с развитием культуры философия, наука, искусство и религия постепенно обретают собственные немифологические формы, даже в современном обществе миф не преодолен полностью. Он проявляет себя в политике, религии, искусстве, рекламе, он пытается проникнуть даже в науку в виде различных паранормальных исследований. Конечно, современный миф изменился, но он сохраняет свое место в культуре, приспосабливается к новым условиям.
Но вернемся к древней мифологии и к происхождению философии. Постепенно из мифа выделяются религия, искусство, философия, а немного позднее появляется наука. Философия заимствует у мифологии все ее вопросы: о происхождении мира и человека, об устройстве общества, о том, как правильно поступать. Но в отличие от мифа философия предлагает другие способы их решения – рациональные, место мифологических образа и символа занимают рациональные понятия и категории. Взгляд философии – это взгляд объективности и достоверности, точка зрения разума. Философия появляется как поиск мудрости, которая означает гармонию высоких теоретических знаний о мире и жизненного опыта людей. В ранней философии причудливо переплетаются начала нового теоретического, объективного знания и мифологические представления, это особенно ярко видно в натурфилософских концепциях древних греков. Даже в классической греческой философии, например в системе Платона, еще сохраняются фрагменты мифологического[1].
При общности тем и проблем философия радикально отличается от мифа. Во-первых, философское сознание не синкретично, в нем противопоставление субъекта и объекта, знания и переживания, человека и природы, индивида и общества четко и однозначно. Во-вторых, философское мышление не терпит противоречий и стремится их исключить. Идеи философов различаются, что может создавать видимость противоречивости, но в одной философской системе логические противоречия недопустимы. В-третьих, философия выстраивает причинно-следственные цепочки для разъяснения происходящего и не приемлет объяснений с помощью превращений или по ассоциации. В-четвертых, философское мышление – это мышление в строгих понятиях и категориях, оно не символично, образы в философии, конечно, присутствуют, но только как средство иллюстрации, как форма подачи материала, но никогда как основное философское ОГЛАВЛЕНИЕ. В-пятых, в противоположность мифологии философия не авторитарна, она критична по своей природе. И, в-шестых, у любой философской системы есть автор, в отличие от мифа философское творчество личностно, а не коллективно. Философия создается конкретными личностями и апеллирует к личности изучающих ее лиц.