Развитие факторинга в России
В России непосредственным предшественником факторинга называют платежный кредит, целью которого являлось обеспечение непрерывности платежей по обязательствам хозорганов начиная с кредитной реформы 1930–1932 гг. до 1 января 1988-го – года введения нового механизма расчетов в народном хозяйстве.
Важной предпосылкой эффективного осуществления факторинга в том виде, в каком он практикуется во всем мире, является распространение коммерческого кредитования. Его широкое использование в СССР в 1920-е гг. стало следствием развития товарно-денежных отношений, перехода государственных предприятий на хозяйственный расчет и расширения частной инициативы, а также стало необходимой предпосылкой и одним из условий успешного проведения денежной реформы 1922–1924 гг., стабилизации рубля и создания устойчивой советской валюты.
С 1 октября 1988 г. эксперимент по внедрению факторинга через специально созданные в своих учреждениях факторинговые отделы проводили Промстройбанк и Жилсоцбанк СССР, а с 1989 г. факторинговые операции стали осуществлять коммерческие банки. В 1992–1995 гг. банки "Менатеп", "Альфа-банк", "Российский кредит", "ММБ" создали в структурах специализированные факторинговые подразделения.
В современных условиях факторинг выступает одним из эффективных инструментов менеджмента – управления, системы текущего и перспективного планирования, прогнозирования, организации производства, реализации продукции, услуг с целью удовлетворения потребностей рынка, увеличения прибыли; профессиональной деятельности руководителей, направленной на обеспечение стабильного финансового положения компании.
Роль менеджмента в условиях неплатежеспособности предприятий, неконкурентоспособности выпускаемой продукции при необходимости оценки инвестиционного потенциала предприятий проявляется в разработке и реализации программ устойчивого развития предприятий, что требует финансирования. Финансовый менеджмент выходит на первый план, так как самофинансирование предполагает гибкую ценовую и затратную политику, жесткую экономию ресурсов, поиск новых направлений производства, убирая все бесперспективное, улучшая управление денежными потоками, используя возможности факторинга.
На уровне закона отношения по договору финансирования под уступку денежного требования в России впервые были урегулированы гл. 43 ГК РФ, которую составляют статьи, закрепляющие понятие договора финансирования под уступку денежного требования, права и обязанности участников данных отношений, понятие финансового агента, вопросы недействительности запрета и последующей уступки денежного требования и др.
Основным стимулом спроса на факторинг послужили общие положительные тенденции в экономике, стабильная экономическая ситуация и рост конкуренции в секторе товаров потребительского рынка, особенно в крупных городах.
Еще в 2001–2002 гг. для финансистов большинства российских компаний факторинг был понятием из экономической теории, далеким от повседневной практики. Сегодня российский рынок факторинга стремительно растет. По оценкам рейтингового агентства "Эксперт РА", объем бизнеса факторов в 2010 г. составил около
500 млрд руб., в 2011 г. – более 880 млрд руб., в первом полугодии 2012 г. – 610 млрд руб.[1]
Быстрый рост популярности факторинга объясняется тем, что в отличие от банковских кредитов этот инструмент – фактически беззалоговый в традиционном понимании – доступен широкому кругу малых и средних компаний.
На активное развитие факторинга большое влияние оказывает формирование и укрепление торговых цепочек между производителями и конечными покупателями. Именно в системе налаженных взаимосвязей всех участников производства и потребления факторинг становится более выгодным и удобным инструментом по сравнению с другими видами кредитования.
Вступление России в ВТО, создавая условия для роста внешнеторгового оборота, способствует расширению потенциала международного факторинга.
В российском факторинге сформировались специфические национальные особенности, существенно расширяющие сферу применения этой услуги. Например, факторинговые операции получили признание в железнодорожной (между железными дорогами и РАО "ЕЭС России") и металлургической (внутри дилерской сети) отраслях. Факторинг широко используется как промышленными предприятиями (например, деревообрабатывающими, энергетическими, агропромышленными), так и оптовыми продавцами. Клиенты могут заниматься оптовой торговлей продовольственными товарами, фармацевтической продукцией, строительными материалами, автозапчастями, алкогольной и полиграфической продукцией, производством химической продукции и упаковочных материалов. Использование факторинга в расчетах между промышленными предприятиями еще больше расширяет потенциальный рынок этой услуги.
Однако не всякая отрасль подходит для факторинговых операций. Например, при поставке сырья или в уникальном машиностроении факторинг почти не применяется. Сырье не является факторинговой отраслью в связи со сложностями отслеживания со стороны факторов расхода, например, газа или нефти, а следовательно, образование и погашение задолженности продавца и покупателя.
Отраслевая специализация факторов по объему уступленных денежных требований[2] показывает, что в основном факторы работают с клиентами из так называемых факторентабельных отраслей, т.е. отраслей, ориентированных в конечном счете на обслуживание потребительских рынков. По данным "РБК. Исследования рынков", доля факторинга в ВВП России по итогам 2011 г. составила 1,55%, в обороте розничной торговли – 4,4%, в обороте оптовой торговли – 2,1%[3].
Развитие факторингового бизнеса в России будет идти по следующим направлениям.
1. Освоение региональных рынков факторами в сегменте малого и среднего бизнеса, а также за счет продвижения регрессного факторинга.
2. Появление модификаций факторинговых операций, а именно:
– реверсивного (закупочного) факторинга, предполагающего концентрацию кредитного риска на дебиторе;
– факторинга без регресса, доля которого от общего объема факторинговых услуг в 2011 г. составила 23% (в мире – около 37%)[4];
– нетрадиционного факторинга, предполагающего в настоящее время симбиоз факторинга и эквайринга[5] (предлагает, например, "БайкалБанк", Сибирский Федеральный округ), а также финансирование поставщиков собственных магазинов (например, компания "Фактор Плюс" создана алтайским торговым холдингом "Анике")[6];
– электронного факторинга, предоставляющего возможность использовать электронный документооборот с применением электронно-цифровой подписи в рамках факторинговых услуг. При этом все этапы факторинговой сделки осуществляются в режиме онлайн.
3. Расширение сферы внутреннего факторинга за счет новых отраслей (например, целлюлозно-бумажной), предоставления более гибкого и полного набора факторинговых услуг на уровне межстрановых отношений и, как следствие, – модификаций вариантов факторингового обслуживания. Однако сдерживают развитие данного направления нормы валютного законодательства Российской Федерации и сложности в схеме уплаты и возврата налога на добавленную стоимость.
4. Диверсификация деятельности факторинговых компаний по таким направлениям, как предоставление гарантий, поручительств; венчурное кредитование; страхование факторинговых рисков; консалтинг; информационно-аналитическое обеспечение торговых операций клиента; аутсорсинг; финансовая логистика; представление в судебных и налоговых органах; проведение рекламных кампаний и др.
Дифференциация клиентского предложения, например, продвижение "гарантии" фактора без предоставления финансирования, экспресс-факторинг для малого и среднего бизнеса.
5. Изменения в составе факторов, а именно: выход на факторинговый рынок новых участников – государственных банков (Сбербанка); сокращение численности банков как основных участников данного рынка вследствие роста небанковских компаний; привлечение страховых компаний в схему оказания услуги факторинга. Пятерка лидеров по объему денежных требований, уступленных факторам в первом полугодии 2012 г., выглядит следующим образом: группа компаний "ВТБ Факторинг", "Промсвязьбанк", "Альфа-банк", "БНП Париба Восток", "Петрокоммерц". При этом первые три банка в рейтинге по объему уступленных требований "Эксперт РА" удерживали долю в 54%, а первые десять – 80% портфеля[7].
6. Проявление интереса к факторингу со стороны дебиторов.
Таким образом, развитие факторинга в России обусловлено ростом потребности в факторинговых услугах среди российских предприятий, формированием практики в использовании подобных услуг.