Развитие этики в эпоху Античности (II тыс. до н.э. – V в. н.э.)
Под Античностью (восходит к лат. antiquitas – древность) в общем смысле принято понимать "греко-римскую древность", иначе говоря, цивилизации Древней Греции и Древнего Рима во всем многообразии их исторических форм.
Большой вклад в становление и развитие этики как науки, изучение морали внесли такие античные мыслители, как Сократ (470/469–399 до н.э.), Платон (428/427– 348/347 до н.э.), Аристотель (384–322 до н.э.), Эпикур (342/341–271/270 до н.э.), Тит Лукреций Кар (ок. 99–55 до н.э.).
Основоположником этики как философской науки о морали считается Сократ (его имя переводится с древнегреческого как "спаситель власти").
• Сократ первым стал открыто рассуждать об образе жизни и за это был осужден на смертную казнь (он был обвинен поэтом Мелетом, владельцем кожевенных мастерских Анитом и оратором Диконом в том, что учил молодежь жить собственным разумом, не ориентируясь на внешние авторитеты).
• От Сократа пошла традиция рассуждений в русле нравственной философии, которые он вел на рынках и мастерских (он говорил, что Афины – это тучный, ленивый конь, а он сам – овод, не дающий ему покоя).
• Сократ мог спокойно переносить побои и насмешки тех людей, которые не могли состязаться с ним в споре.
• Сократ был приверженцем демократии и не боялся выступать против большинства.
• Приговоренный судом к смертной казни (должен был выпить чашу отравленного вина), Сократ отказался от организованного его учеником побега из тюрьмы (мой побег покажет мою неправоту) и упрекал друзей, оплакивавших его судьбу.
В этическом учении Сократа выделяются два важных момента.
1. Смысл человеческой жизни сводится не к получению натуральных благ, а к получению знаний ("Сколько же есть вещей, без которых можно жить").
2. Не каждому человеку природой отпущено делать добро. Но то, что ему дано, он обязан совершенствовать. Если человек к этому не стремится, он должен чувствовать вину перед Богом и окружающими.
Античные мыслители разработали следующие нравственные принципы:
• эвдемонизма (счастья). Высший смысл человеческого существования – стремление к счастью. Определенный вклад в развитие данного принципа внесли Антисфен (ок. 435–375 до н.э.), Аристотель и Цицерон (106–43 до н.э.). Счастье становится главной добродетелью в эпоху Античности;
• гедонизма, смысл которого заключается в подчинении моральных требований единой цели – получению наслаждения и избежанию страданий. В Древней Греции одними из первых философов, проводивших принцип гедонизма в этике, были Демокрит (ок. 460 – ок. 370 до н.э.) и Аристипп (ок. 435 – ок. 355 до н.э.). Наиболее известен своим обоснованием гедонизма Эпикур (341–270 до н.э.), с именем которого связано целое течение в теории морали – эпикуреизм. Идеи гедонизма также проповедовал римский последователь Эпикура Лукреций (ок. 99–55 до н.э.);
• аскетизма, отшельничества. Принцип предписывает людям самоотречение, отказ от мирских благ и наслаждений, подавление чувственных стремлений ради достижения каких-либо социальных целей или нравственного самосохранения. Попытки теоретического обоснования аскетизма предпринимали Зенон (ок. 336 – ок. 264 до н.э.), Диоген Синопский (ок. 412–323 до н.э.). Однажды, уже будучи стариком, Диоген увидел, как мальчик пил воду из горсти, и в расстройстве выбросил из сумы свою чашку, промолвив: "Мальчишка превзошел меня в простоте жизни". Он выбросил и миску, когда увидел другого мальчика, который, разбив свою плошку, ел чечевичную похлебку из куска выеденного хлеба. Диоген просил подаяние у статуй, "чтобы приучить себя к отказам". Этот принцип исповедовал также Антисфен;
• этического релятивизма. Последователи данного принципа утверждают, что нравственные принципы, понятия добра и зла различны у разных народов, социальных групп и отдельных людей, определенным образом связаны с интересами, убеждениями и склонностями людей, ограничены в своем значении условиями места и времени. Обоснованием положений этического релятивизма занимались Протагор (ок. 490 – ок. 420 до н.э.), Пиррон (ок. 360–270 до н.э.).
В качестве примера этического релятивизма можно привести диалог, происшедший между христианским миссионером и одним из представителей африканского племени готтенготов в середине XIX в.:
– Что такое плохо?
– Это когда мой сосед побьет меня, угонит мой скот, похитит мою жену.
– Что такое хорошо?
– Это когда я побью моего соседа, угоню его скот, похищу его жену.
Определенный интерес вызывает то, что античные мыслители активно занимались вопросами этикета. В частности, древнегреческий философ Теофраст (ок. 370–288/285 до н.э.) в своем труде "Этические характеры" (в русском переводе "О свойствах нравов человеческих" или "Характеристики") приводит следующие примеры бестактных поступков:
– прийти за советом к занятому человеку;
– ворваться с пьяной толпой к больной возлюбленной;
– обратиться за поручительством к уже пострадавшему от поручительства;
– явиться в суд свидетелем, когда дело уже закончилось;
– поносить женский пол на свадьбе;
– пригласить усталого и только что пришедшего домой человека на прогулку;
– привести покупателя, предлагающего более высокую цену, к продавцу после уже состоявшейся продажи;
– начать рассказывать все с начала, когда суть дела уже понятна собравшимся;
– явиться за процентами к только что потратившемуся на жертвоприношение должнику;
– рассказывать при наказываемом рабе о том, как другой раб повесился от бичевания;
– попытаться в третейском суде поссорить стороны, желающие помириться;
– пускаясь в пляс, потащить за собой еще не пьяного соседа.
Подводя итог рассмотрению античного этапа изучения этики, следует отметить, что центральная установка мыслителей была такова: мораль растворена в человеке, а главной добродетелью стало стремление к счастью.