Развитие этического знания в Новое время (середина XVII-XIX в.)
Новым временем была названа эпоха, в период которой западная цивилизация стала постепенно приобретать современные очертания. Это касалось всех процессов – политических, экономических, социальных, духовных, культурных и нравственных.
Большой вклад в изучение морали, развитие этики в данный временной период внесли Т. Гоббс (1588–679), Б. Спиноза (1632–1677), Д. Локк (1632–1704), И. Кант (1724-1804), Г. Гегель (1770-1831), К. Маркс (1818-1883) и др.
• Главной задачей мыслителей Нового времени было вернуть мораль с небес на землю. Они стремились осмыслить мораль и как объективный закон, порожденный Богом, и как субъективно-личностный феномен. Идея суверенности морального субъекта становится центральной, а в качестве универсального средства ее утверждения, позволяющего также объяснять общеобязательность морали, выступил человеческий разум.
• Исследователи полагали, что мораль нуждается в серьезном научном анализе. Однако, для того чтобы его осуществить, этика должна заимствовать методы естественных наук – физики и геометрии. В противном случае, по мнению мыслителей, она останется предметом обыденного сознания.
• В Новое время произошло разделение философов на два направления в понимании моральной природы человека.
Представители первого (Т. Гоббс) полагали, что человеческая природа является изначально испорченной, эгоистичной. Гоббс считал, что сгладить эгоистичные порывы людей, являющиеся врожденными, может государство, которое с помощью закона должно заставить членов общества жить на договорных началах.
Представители другого направления (Т. Мор, Ж-.Ж. Руссо, К. Гельвеций) считали природу человека доброй. Знаменитый французский просветитель, писатель и философ Ж.-Ж. Руссо (1712–1778) выдвинул идею о том, что цивилизация, основанная на неограниченном господстве частной собственности, приведет к социальному и нравственному регрессу, к утрате людьми свободы и счастья, так как противоречит доброй природе человека. В качестве выхода Руссо предлагает на основе общественного договора создать гражданское общество, в котором поступки человека приобретут нравственный характер. Важнейшими моральными качествами общественного человека мыслитель считал трудолюбие, простоту быта и нравов, честность и прямодушие, гражданственность, самоограничение личного интереса во имя интересов общественных.
Главная заслуга мыслителей Нового времени состояла в том, что этические учения стали предметом серьезных общественных и научных дискуссий, в центре которых был поиск личных и общественных нравственных идеалов.
Основные этические направления в Новейшее время (XX в.)
• Научно-рационалистическое направление представлено учениями позитивизма и прагматизма. Представители позитивизма – Б. Рассел (1872–1970), С. Тулмин (1922–2009) – полагают, что этика – это не наука, а всего лишь проявления эмоций людей. Более того, они считают, что этика не является источником технического прогресса, поэтому ее надо вывести за рамки научного анализа.
Популяризатор идей прагматизма У. Джеймс (1842– 1919) сформулировал два фундаментальных принципа: добро не является абстрактной категорией, оно всегда отвечает какой-либо потребности; каждая моральная ситуация уникальна и неповторима, следовательно, не существует "абсолютных" истин, всякий раз требуется новое решение. Он также продолжил разработку "прагматического правила", которое провозглашает критерием истинности той или иной нравственной нормы ее работоспособность, конечный результат, ее практические последствия.
Один из разработчиков этики прагматизма Дж. Дьюи (1859–1952) отмечал, что человек постоянно решает конкретные задачи по достижению целей, для чего подбирает адекватные средства и правильный тип действия. Они и будут являться моральными. Прагматизм, связавший моральные понятия с интересами, потребностями, успешностью поведения, придал им ситуативный характер. При этом мораль рассматривается как источник внутреннего недовольства, интерпретируется как средство достижения душевного комфорта и удовлетворения жизнью.
Когда идеи прагматизма проникают в область политики и экономики, то это можно понять, так как там все подчинено достижению конкретной цели, но когда они начинают "прорастать" на бытовом уровне, то человеку с нашей ментальностью это трудно переварить.
Поразительный пример бытового прагматизма на примере США приводит известный писатель Эфраим Севела (1928–2010) в повести "Остановите самолет – я слезу".
Главный герой, помотавшись по миру и перепробовав множество профессий, устроился работать парикмахером в один из нью-йоркских домов престарелых. Чистота. Прекрасное оборудование. Расположен при большой больнице в качестве филиала. За ОГЛАВЛЕНИЕ стариков их состоятельные дети платят приличные деньги.
"Иногда я оставался там на ночь: дежурил за несколько дополнительных долларов.
Умирают старики ночью. Перед рассветом. Одна старушка дала мне телефон своей дочери – предупредить, если что случится. Среди ночи старушка стала умирать. Я спрашиваю у врача, сколько, мол, еще протянет? Не больше часа, говорит.
Я вспомнил про телефон. Старушка так нахваливала свою дочь, не могла нарадоваться, как она в жизни преуспела: муж – адвокат, свой дом на Лонг-Айленде, чудесные, как куклы, дети...
Было три часа ночи, и я позвонил на Лонг-Айленд. Там долго не снимали трубку, потом сонный женский голос спросил, чего мне надо?
Я сказал, что мне ничего не надо, а звоню им лишь потому, что, мол, мама ихняя умирает, и если они очень поспешат, то, возможно, еще успеют застать ее в живых.
Вы думаете, на другом конце провода захлебнулись в рыданиях?
– Кто дал вам право звонить нам ночью? – строго спросила меня дочь. – Да еще в уикэнд?
И прочитала мне лекцию о неприкасаемости частной жизни и о том, что я хам.
Вся эта семейка приехала посмотреть на покойницу поздно утром, отлично выспавшись. Дочь, спортивного типа молодая дама, проронила традиционную слезу, аккуратно перехватив ее носовым платком, чтоб не испортить тон на щеке.
Я смотрел на нее, как на своего личного врага, и она, почувствовав мой враждебный взгляд, повернулась ко мне спиной. Прямой и холеной, вскормленной покойной старушкой на лучших соках и витаминах.
На следующий день мой шеф сделал мне внушение за ночной звонок.
– Возможно, у вас, в России, так принято, – строго сказал мне этот старый еврей, который сам через пару лет попадет в такой дом. – В Америке другой порядок. И не нам его исправлять".
Действительно, для русского человека, воспитанного в духе глубочайшего уважения к родителям, предкам, подобный случай покажется дикой аномалией.
• Иррационалистическое направление. В первой группе иррационалистических этических учений значительное место отводится психоаналитической этике. Ее основатель 3. Фрейд (1856–1939) утверждал, что в структуре моральной личности основное место занимает бессознательное – Оно, которое сводится к совокупности сексуальных импульсов и определяет рациональные компоненты личности – Я. Третий уровень личностной структуры – Сверх-Я – представляет собой совокупность принятых в обществе культурных стереотипов, моральных, религиозных и других запретов, подавляющих и ограничивающих свободное выражение бессознательного. Под их влиянием человек вынужден преобразовывать сексуальную энергию в санкционированные обществом виды деятельности – искусство, науку, творчество, спорт, производство и т.д. В противном случае субъект приобретает невротическое расстройство психики и нуждается во врачебной психотерапевтической помощи.
Положения еще одного иррационалистического течения в этике, экзистенциализма, были сформулированы
С. Кьеркегором (1813–1855), М. Хайдеггером (1889– 1976), К. Ясперсом (1883-1969), А. Камю (1913-1960), Ж.-П. Сартром (1905-1980).
Так, Сартр предпринял попытку обосновать "новую этику", "конкретную мораль", которая стала бы заниматься не общечеловеческими нравственными проблемами, а проблемами индивидуального существования (экзистенции) отдельных субъектов морали, исследованием тех нравственных трудностей, которые их волнуют в процессе собственной жизни.
В своих литературных произведениях мыслители-экзистенциалисты описывали состояние экзистенциальной "тревоги", "озабоченности" фатально одинокого человека, "заброшенного" в этот абсурдный мир. В поисках морального выбора человек предоставлен сам себе. Семья, религия, сословная принадлежность – все то, что раньше тем или иным образом регламентировало его поведение, утрачивает свое значение. Поэтому, для того чтобы избежать духовного и морального кризиса, нет необходимости опираться на традиционные нравственные ценности.
К позиции экзистенциализма близко еще одно иррационалистическое этическое учение – персонализм. Его наиболее известными представителями являются французские философы Э. Мунье (1905–1950), Ж. Лакруа (1900–1986), П. Рикер (1913–2005). Фундаментальным понятием персоналистской этики является личность, основным качеством которой является свобода выбора. Она делает человека существом уникальным и непредсказуемым, в отличие от неживой природы и других биологических видов, позволяет творчески разрешать нетипичные моральные ситуации и принимать свободные и непредсказуемые решения.
• Религиозное направление представлено неотомизмом и неопротестантизмом. Учение неотомизма появилось в лоне католицизма и получило статус официальной этикофилософской доктрины Ватикана. Его наиболее известные представители – Ж. Маритен (1882–1973), Э. Жильсон (1884-1978), К. Ранер (1904-1984), В. Гертых (р. 1951) и сам Иоанн Павел II (К. Войтыла) (1920–2005), бывший Римский папа, – ставят перед собой задачу переосмыслить с учетом новейших тенденций наследие средневекового схоласта Ф. Аквинского. Основная идея неотомистов состоит в объединении религиозно-мистического подхода с научно-рационалистическим мировоззрением в решении нравственных проблем современности.
Этика неопротестантизма аналогично неотомизму возникла в русле протестантского вероисповедания и активно развивается в Швейцарии и США. Ее выразители – К. Барт (1886–1968), П. Тиллих (1886–1965), З. Брунер (1889– 1966), Р. Нибур (1892–1971), проанализировав современные моральные тенденции, утверждали, что мистический страх, фатальная озабоченность нравственного субъекта коренятся в отчуждении от Бога, а выход из этого видели в индивидуальной вере, подражании Иисусу Христу как жизненной модели, уповании на Божественный промысел, недоступный рационалистическому научному пониманию.
В целом, анализируя современные зарубежные этические направления, можно сделать вывод о том, что по сравнению с этикой прошлого, ориентированной на "общественный интерес", в современной этике усиливается внимание к индивидуалистическому, личностному началу человека и одновременно снижается уровень гражданственности членов общества.
Было бы несправедливым не отметить вклад отечественной мысли в развитие этического знания, изучение нравственных проблем общества и личности, поиск путей нравственного совершенствования человечества. Попытаемся это сделать через призму рассмотрения взглядов наиболее выдающихся представителей российской общественной мысли, науки и искусства.
1. В. Г. Белинский (1811 – 1848), революционер-демократ, философ, литературный критик и публицист.
• Первоначально полагал, что борьба добра и зла является проявлением "вечной идеи" Гегеля. Данная идея воплощена в человеческой воле, поэтому человек сам вправе решать, как ему поступать в той или иной ситуации.
• Придерживался гуманистических взглядов (гуманизм – это мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности. Он утверждает ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие, проявление своих способностей).
• В зрелом возрасте Белинский стал эволюционировать в сторону научного изучения этики. Причиной этого явилось изучение современного ему российского общества. Белинский пришел к выводу, что зло заключается не в человеке, а в обществе.
• Он считал, что целью человечества является создание разумно организованного общества, в котором отсутствуют классовые и сословные привилегии, наличествуют права и свободы человека, каждый сможет ощутить себя личностью.
2. А. И. Герцен (1812–1870), революционер-демократ, писатель, публицист, ученый-материалист.
• По мнению Герцена, центральной проблемой этики является изучение взаимоотношений личности и общества. "Понять всю святость прав личности и не... раздробить на атомы общество – самая трудная социальная задача", – писал он.
• Смысл человеческой жизни заключается не только в любви, но и в социальной, гражданской деятельности. Для этого необходимо овладевать передовой социальной и философской теорией.
• Герцен активно выступал против мещанства (мещанство – это моральное качество, характеризующее такой образ жизни и мышления, которому присущи ограниченность, трусость, приспособленчество, ханжество и вульгарность) и против абсолютной свободы человеческих страстей.
• Особое место в творческих исканиях Герцена занимала разработка основ революционной этики, принципов морали революционера, определяющих взаимоотношения с руководимыми ими массами и идейными противниками.
3. Ф. М. Достоевский (1821 – 1881), писатель и мыслитель.
• На формирование этических взглядов Достоевского повлияли разгром кружка социалистов-утопистов Петрашевского, членом которого он являлся, арест, приговор и каторга, рост настроений индивидуализма, нигилизма, аморализма в пореформенной России, безотрадные результаты европейских революций.
• Особую роль в нравственном совершенствовании человечества отводил русскому народу.
• Сосредоточил свои усилия на попытке художественного воплощения "положительно-прекрасного" человека.
• Полагал, что корни добра и зла уходят не столько в социальное устройство, сколько в природу человека, а еще глубже – в мироздание.
• Считал, что в основе морали лежит глубокая и свободная любовь человека к Богу.
4. В. С. Соловьев (1853–1900), религиозный философ, публицист и поэт.
• На миросозерцание Соловьева сильный отпечаток наложила семейная атмосфера – его дед, Михаил Сергеевич Соловьев, был священником в одном из московских приходов.
• Во время командировки Соловьева в Англию, где он, будучи доцентом Московского университета, изучал мистическую философию, произошло событие, повлиявшее на его нравственные взгляды. Повинуясь "тайному зову", он быстро собирается и уезжает в Египет. Там в пустыне ему явилось видение в виде Софии, символа вечной женственности, некоей грани между Богом и земным миром, выражения творческого, божественного начала. Идея Софии вдохновила художественную интеллигенцию периода "Серебряного века" русской культуры, нашла отражение в поэзии А. Блока, Д. Мережковского, К. Бальмонта, М. Волошина.
• Однако за эти идеи Соловьев был обвинен в ереси, так как София у него выступает четвертой ипостасью Бога, дополняя святую Троицу.
• Идея Софии становится универсальной – человек у Соловьева также рассматривается как промежуточное звено между природным и божественным. Целью его жизни становится различение добра и зла.
• Истинным воплощением добра на Земле, по мнению Соловьева, является Христос, а вместилищем накопленных нравственных ценностей – христианская церковь.
5. Η. Ф. Федоров (1823–1903), мыслитель-утопист.
• Полагал, что главным источником зла, причиной всех бед и страданий является смерть, поэтому ему представлялось разумным делить общество не на богатых и бедных, а на живущих и умерших.
• Несмотря на то что смерть существует как в живой, так и неживой природе, только человек осознает ее и не хочет смириться с этим. В этом побуждении видится не эгоистическое стремление человечества к бессмертию, а долг перед предками, которые дали живущим все: жизнь, предметный мир, культуру и т.д.
• Обязательства перед умершими – это нравственный императив, лежащий в основе предлагаемого Федоровым
утопического проекта воскрешения всех когда-либо живущих на Земле людей, для реализации которого необходимо объединение всех наук, синтез биологии, астрономии, истории.
• Борьбу со смертью считал главным делом всего человечества, а свою философскую теорию назвал "философией общего дела".
6. Л. Н. Толстой (1828–1910), русский писатель-реалист и мыслитель.
• Не занимался критикой уже существующих этических учений и в то же время не претендовал на создание своего собственного учения.
• Высшим благом в этике считал человеческую жизнь. Цель человека – самосовершенствование, что приведет к выходу души человека из оболочки тела и воссоединению с душами других людей, с Богом.
"Живи сам по-Божьи, сам делай усилие, и самому тебе, наверное, будет хорошо и другим так же от этого будет, наверное, не хуже, а лучше", – писал Толстой.
• Пристальное внимание уделял изучению источников зла, среди которых выделял грехи, соблазны и суеверия.
Грехи, по его мнению, это моральные слабости, которые мешают человеку воссоединиться с другими людьми (телесная сфера), соблазны – ложное представление о том, что такое добро (духовная сфера), а суеверия – ложные учения, оправдывающие грехи и соблазны.
Злом Толстой также называл всякую власть, поэтому он призывал к отрицанию государства. Но свергать его необходимо не насильственным способом, а путем пассивного воздержания от исполнения государственных обязанностей.
• Полагал, что в обществе очень многое зависит от морального климата, который призвана формировать церковь. Современную ему церковь, принявшую участие в установлении общественного порядка, который основан на насилии, он считал лицемерной, за что был подвергнут гонениям.
Определенный вклад в развитие и совершенствование этического знания был внесен в советский период истории нашего государства. Известно, что одной из попыток формулирования нравственных норм, по которым должен был жить советский человек, был принятый XXII съездом
КПСС в 1961 г. Моральный кодекс строителя коммунизма.
Известный политолог, ученый и писатель Ф. Бурлацкий изложил свою версию о том, как был составлен указанный документ.
"Дело было в Подмосковье, на бывшей даче Горького. Шел 1961 год. С группой консультантов ЦК КПСС я работал над программой партии – с начала и до конца. Нашей группой руководил секретарь ЦК Борис Николаевич Пономарев, а непосредственную работу осуществлял его зам – Елизар Ильич Кусков, прекрасной души человек, остро пишущий и тонко чувствующий слово журналист.
Как-то утром, сидя за чаем, Кусков сказал мне: “Знаешь, Федор, позвонил “наш” (так он звал Пономарева) и говорит: “Никита Сергеевич Хрущев просмотрел все, что мы написали, и советует быстро придумать моральный кодекс коммунистов. Желательно в течение трех часов его переправить в Москву”.
И мы стали фантазировать. Один говорит “мир”, другой – “свобода”, третий – “солидарность”... Я сказал, что нужно исходить не только из коммунистических постулатов, но и также из заповедей Моисея, Христа, тогда все действительно “ляжет” на общественное сознание. Это был сознательный акт включения в коммунистическую мораль религиозных элементов. Буквально часа за полтора мы сочинили такой текст, который в Президиуме ЦК прошел на “ура”".
Для того чтобы проследить взаимосвязь положений Морального кодекса строителя коммунизма с христианством, приведем их в сравнении с евангельскими заповедями.
• Преданность делу коммунизма, любовь к социалистической Родине, к странам социализма.
"Будь верен до смерти" (Откр. 2:10). "Вера без дел мертва" (Иак. 2:26). "Все верующие имели все общее... и разделяли всем, смотря по нужде каждого" (Деян. 2:44). "Вы – тело Христово, а порознь – члены... Страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли – с ним славятся все члены" (1Кор. 12–13:37).
• Добросовестный труд на благо общества: кто не работает, тот не ест.
"Трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся" (Еф. 4:28). "Не о себе каждый заботься, но и о других" (Фил. 2:4). "Кто не хочет трудиться, тот и не ешь" (2Фес. 3:10).
• Забота каждого о сохранении и умножении общественного достояния.
"Никто не ищи своего, но каждый – пользы другого" (1Кор. 10:24). "Делать свое дело и работать своими собственными руками, чтобы вы поступали благоприлично перед внешними и ни в чем не нуждались" (1Фес. 4:10).
• Высокое сознание общественного долга, нетерпимость к нарушениям общественных интересов.
"Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды" (IKop. 16:13). "Кто любит отца или мать, сына или дочь более, нежели Меня, тот не достоин Меня" (Мф. 10:37).
• Коллективизм и товарищеская взаимопомощь: каждый за всех, все за одного.
"Будьте друг ко другу добры" (Еф. 4:32). "Будьте единомысленны и единодушны" (Фил. 2:2). "Нет больше той любви, как если кто душу положит за друзей своих" (Иоан. 15:13).
• Гуманные отношения и взаимное уважение между людьми: человек человеку друг, товарищ и брат.
"Любите друг друга" (Иоан. 15:12). "Все вы братья" (Мф. 23:8).
• Честность и правдивость, нравственная чистота, простота и скромность в общественной и личной жизни.
"Говорите истину" (Еф. 4:45). "Очистим себя от всякой скверны плоти и духа" (2Кор. 7:1). "Кто хочет быть между вами большим, да будет вам слугою" (Мф. 20:27).
• Взаимное уважение в семье, забота о воспитании детей.
"Почитай отца и мать" (Мф. 19:19). "Муж жене, жена мужу оказывайте должное благорасположение... воспитывайте детей в учении и наставлении Господнем" (Еф. 6:1).
• Непримиримость к несправедливости, тунеядству, нечестности, карьеризму, стяжательству.
"Не участвуйте в делах тьмы, но и обличайте" (Еф. 5:11).
• Дружба и братство всех народов СССР, нетерпимость к национальной и расовой неприязни.
"Облекитесь в нового человека, который обновляется по образу Создавшего его, где нет ни иудея, ни эллина, ни обрезания, ни необрезания, варвара, скифа, раба, свободного... нет ни мужского пола, ни женского, ибо все вы одно во Христе Иисусе" (Кол. 3:9; Гал. 3:26).
• Нетерпимость к врагам коммунизма, дела мира и свободы народов.
"Извергните развращенных из среды вас" (1Кор. 5:11). "Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение у праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою?" (2Кор. 6:14). "К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти" (Гал. 5:13). "Свобода там, где дух Господень" (2Кор. 3:17).
• Братская солидарность с трудящимися всех стран, со всеми народами.
"Придите ко Мне, все труждающиеся и обременные" (Мф. 11:28). "Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми" (Рим. 12:18).
Таким образом, мораль как объект этики представляет собой социальный феномен, который прошел определенные этапы исторического развития. Большой вклад в совершенствование этического знания внесли отечественные мыслители. Их главной целью был поиск такого нравственно-совершенного общества, при котором были бы максимально реализованы права, свободы и творческие начала человека.