Развитие человека как субъекта труда в онтогенезе и в цикле профессионализации
Какие стадии проходит человек в своем развитии как субъект труда?
Е. А. Климов (2004) рассматривает профессиональное развитие человека, выделяя три хронологических периода:
1) период допрофессионального развития: от рождения до 11–12 лет, включая стадии раннего детства, или предыгры; стадию дошкольного детства; стадию младшего школьного возраста (от 7–8 до 11 – 12 лет);
2) период начального выбора профессии: от 11 до 18 лет;
3) период собственно профессионального развития. 19–60 лет.
А. К. Маркова (1996) и В. А. Бодров (2006) рассматривают еще и четвертый период – послепрофессионализма (период спада после выхода на пенсию) [1; 36]. Кроме того, А. К. Маркова предложила термин "псевдопрофессионализм" (непрофессионализм), обозначающий уровень профессионального развития субъекта труда, при котором субъект, несмотря на значительный стаж работы в профессии, допускает грубые ошибки, брак, проявляет безнравственное отношение к делу, к коллегам, не владеет профессионально успешными способами приспособления к труду. Это важное уточнение, оно подчеркивает мысль о том, что профессионализм не должен измеряться возрастом, величиной рабочего стажа. Рассмотрим далее кратко главные проблемы, связанные с развитием человека как субъекта труда в каждый из выделенных выше периодов онтогенеза.
Период допрофессионального развития
Отечественные педагоги, занимавшиеся проблемами трудового и семейного воспитания (К. Д. Ушинский, П. Ф. Лесгафт, П. Ф. Каптерев и др.), считали, что готовить будущего гражданина и труженика необходимо с раннего детства, воспитывая умения произвольно управлять своим поведением (другими словами, формировать операционально-технические составляющие трудоспособности). Они подчеркивали, что самое сложное в этом деле – воспитание и поддержание положительного эмоционального отношения ребенка к труду как форме деятельности, в которой создается полезный для людей продукт. Может быть задан вопрос: когда именно, в каком возрасте человек начинает формироваться как субъект труда? Если иметь в виду только труд профессиональный, то ответ будет определенным: тогда, когда в обществе данной страны принято включать детей в профессиональный труд. Но этот ответ будет неверным, если иметь в виду "труд" в широком смысле и распространять это понятие также на труд общественно полезный и труд по самообслуживанию, труд потребительный. Правильный ответ здесь – в период дошкольного детства [10]. В процессе формирующего эксперимента (см. ЭП-6-3), проведенного в дошкольных учреждениях с разными условиями трудового воспитания детей, было установлено, что у 70% детей четвертого-пятого года жизни могут быть воспитаны аналоги психологических признаков сознания субъекта труда. Речь идет о том, что ребенок может адекватно отображать требуемый социально ценный продукт, обязательные правила процесса труда, назначение и способ употребления орудий труда, межлюдские отношения, связанные с трудовым процессом и потреблением продукта труда [там же]. Успех трудового воспитания детей определяется социальной позицией взрослых (родителей, воспитателей и их помощников). Именно социальная позиция взрослых задает "зону ближайшего развития" ребенка как будущего субъекта труда или субъекта игры [там же). В данном исследовании была использована программа методики "Дифференцированная оценка структуры труда" Е. А. Климова (см. ЭП-6-1), адаптированная к изучению детей-дошкольников. В работе доказано, что уже в дошкольном возрасте взрослые должны организовывать не только игру, но и доступные формы потребительного труда, труда по самообслуживанию. Трудовая деятельность слепоглухонемых детей, организованная педагогами-дефектологами, оказалась надежным средством их социализации, "очеловечивания" [38; 52]. Доказано, что развитие качеств личности, сознания здорового ребенка, важных для будущей профессиональной деятельности, не происходит спонтанно, но также требует специальных педагогических усилий, организации трудовой деятельности ребенка, доступной его возрасту. В. И. Тютюнник эмпирически доказал, что игры в труд НЕ влияют на развитие у детей необходимых психологических признаков сознания субъекта труда, гак как они не замещают собственную трудовую деятельность ребенка. Он показал, что сензитивным периодом для формирования потребности в труде (создания социально ценных продуктов для себя и для близкого социального окружения) является период от второго до четвертого года жизни. Этот период описывается в детской психологии как кризис трех лет, проявляющийся в потребности ребенка самостоятельно выполнять целенаправленные действия (есть, одеваться и пр.). Несколько позже В. И. Тютюнник предложил объяснение этому феномену. Синтез данных палеоархеологов, антропологов [49; 50] и этнографов [27; 39; 53; 64; 65 и др.] позволил считать эмпирически доказанным применительно к начальному периоду антропогенеза факт включения детей двух- и трехлетнего возраста в доступные им виды труда. Это был труд потребительный, с помощью которого систематически удовлетворялась мало насыщаемая пищевая потребность ребенка. Трудовая деятельность детей осуществлялась одновременно с интенсивным развитием всех морфофизиологических систем организма, включая центральную нервную систему. Эти процессы шли параллельно в течение длительного времени (по данным антропологов, от 10 млн лет и более); в период от австралопитеков до неандертальцев сменилось больше 800 поколений [58 и др.]. В этой связи выдвинуто предположение, о том, что мог наследственно закрепиться синдром положительных эмоций, сопровождающих реализацию потребности ребенка в пище и сопутствующую самостоятельную сенсомоторную предметную его активность. Этот феномен биологи обозначают термином "гармонизирующая эволюция". Он проявляется у детей указанного возраста всех времен и народов с необходимостью закона и свидетельствует о важной роли труда в антропогенезе [57].
Развивая идеи выдающихся отечественных педагогов, В. И. Тютюнник предлагает всемерно поддерживать, стимулировать и организовывать самостоятельную целенаправленную орудийную активность детей, поощрять освоение ими трудовой деятельности самообслуживающего типа. Ведь именно в процессе трудовой деятельности ребенка в его сознании формируются психологические новообразования, необходимые человеку как субъекту труда (и в том числе субъекту труда творческого, благотворно влияющего на личностное развитие). В целом период дошкольного возраста – время формирования произвольной регуляции своего поведения, овладения речью, формирования общетрудовых умений (умений самоорганизации и самоконтроля своей деятельности, планирования, доведения до конца начатой работы, умения концентрироваться на извне поставленной задаче). В этот период должна быть воспитана потребность быть равноправным членом общества и создавать что-то ценное для людей. Это время начального овладения смыслами труда.