Лекция 6. РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА КАК СУБЪЕКТА ТРУДА

Изучив материал данной главы, студенты должны:

знать о высших формах, социально желательных образцах развития человека как субъекта труда; о феноменах профессионального развития человека (профессиональный опыт, психологические признаки труда, профессиональная идентичность, личностная зрелость): о периодах развития субъекта труда в онтогенезе и в цикле профессионализации; о природе типичных противоречий и кризисов профессионального развития, негативных вариантах профессионализации;

уметь ориентироваться в методиках диагностики профессиональных деструкций личности, а также в технологиях их коррекции и профилактики;

владеть методиками дифференцированной оценки психологической структуры труда; оценки явлений трудоголизма, лености, профессионального "выгорания", перфекционизма.

Основные характеристики и индикаторы развития человека как субъекта труда

Идеал нормы труда и прогрессивного развития его субъекта

Если опираться на критерии прогресса и регресса в развитии сложно организованных целостностей, имеющих системную природу, представленные в "тектологии" А. А. Богданова (1989), то прогресс характеризуется повышением уровня энергетических ресурсов этой целостности, расширением форм ее активности и точек соприкосновения с внешней средой, повышением устойчивости целостности в изменяющейся среде. Наоборот, регресс – такое направление развития целостности (в нашем случае – личности профессионала), которое сопровождается снижением энергетических ресурсов, сужением поля и форм ее активности, ухудшением устойчивости целостности по отношению к воздействиям меняющейся среды.

Нормальный труд – это труд безопасный и здоровый, свободный от внеэкономического принуждения, высокопродуктивный и качественный, осмысленный. Нормальный труд – основа нормального профессионального развития личности его субъекта; работник, занятый им, имеет возможность самореализации, проявляет свои лучшие качества и развивается всесторонне, гармонично. Идеал прогрессивного развития личности в труде предполагает, что человек осваивает все более сложные виды профессиональных задач, накапливает опыт и этот опыт остается востребованным обществом. Работающий человек получает удовлетворение от процесса труда, его результата, он участвует в построении замысла труда, его реализации, в совершенствовании средств деятельности, в производственных отношениях. Он может гордиться собой, достигнутым социальным статусом, может реализовать идеалы, одобряемые обществом, ориентированные на гуманистические ценности. Он успешно преодолевает постоянно нарождающиеся противоречия развития и конфликты. Прогрессивное развитие закономерно сменяется (постепенно или резко) на регрессивное развитие, когда начинают преобладать периоды сниженной трудоспособности, обусловленные возрастными изменениями, болезнями, травмами и другими деструктивными факторами.

Полезно опираться также на некий эталон психического здоровья. Взрослый человек трудоспособного возраста, соответствующий этому эталону, обладает, по мнению Н. Н. Пуховского, способностями и качествами такого рода, как разумная независимость, уверенность в себе, способность к самоуправлению, высокая работоспособность, способность нести ответственность, надежность, настойчивость, способность договариваться с коллегами по работе, к сотрудничеству, способность подчиняться правилам работы, проявлять дружелюбие и любовь, терпимость к другим людям, выносливость к фрустрации потребностей, чувство юмора, способность отдыхать и расслабляться, организовывать досуг, находить хобби [45, с. 132–133].

Прежде чем заниматься исследованиями реальных форм развития человека – субъекта труда и оценивать конкретные феномены этого развития, необходимо наметить представление о социально желательных функциях, свойствах, которым оно, по возможности, должно соответствовать.

Этот вопрос рассматривал в свое время еще И. М. Сеченов, анализируя особенности развития высших форм психики, специфически человеческих ее форм. В послесловии к книге "Элементы мысли" (1903) Сеченов дал общую модель функций, которыми должен обладать ребенок, чтобы стать готовым к сложной взрослой жизни, и в частности к ее базовой деятельности – к труду. В основе любого труда, по Сеченову, лежит возможность человека осуществлять сознательно регулируемое целенаправленное действие. Сеченовская модель функциональной структуры трудового действия включает следующие элементы: 1) "побуждение к действию; 2) отличение себя от предмета, на который имеет быть устремлено действие; 3) сознание в себе силы или способности к действию; 4) различение субъективных и объективных условий действия, т.е. оценка положения и свойства предмета, рядом с оценкой собственных сил (т.е. по силам ли действие или нет), из чего определяется: 5) начало действия во времени; 6) самый способ действия и 7) результат" [51, с. 621]. Можно заметить, что данная модель включает в себя звенья перцепции, сознательного контроля и самоконтроля, сознательной оценки и принятия решения, способности/возможности действовать, удержания в памяти образа конечного результата.

В настоящее время в работах по психологии труда, психологии развития, педагогической психологии, социальной психологии появляются концепции, понятия, описывающие характеристики состоявшегося успешного профессионала, дается некий образ идеального успешного профессионального развития, на который можно было бы ориентироваться в конкретных ситуациях исследования. В отечественной литературе при этом используются понятия "опыт", "профессионализм", "компетентность", характеристика "сознания и самосознания" работника, "профессиональная идентичность", "профессиональная зрелость" и "личностная зрелость", "профессиональная самореализация", "самоэффективность".