Развитие авторитетных отношений и отношений межличностной значимости
Авторитет звания "педагог" является одной из важнейших предпосылок становления авторитета личности, немаловажным условием успешности профессиональной деятельности. И вместе с тем авторитет личности конкретного педагога может оказаться той основой, на которой строится по каким-то обстоятельствам разрушенный ранее авторитет роли учителя. Таким образом, авторитет учителя в глазах учащихся – это признание за ним права принимать ответственные решения в значимых для школьников ситуациях совместной деятельности. При этом авторитетность педагога обусловлена значимостью тех качественных изменений, которые своей деятельностью учитель осуществил в интеллектуальной и эмоциональной сферах личности школьника.
Следует специально отметить, что формирование отношений авторитетности в учебно-воспитательном коллективе представляет собой сложный, развернутый во времени процесс, протекающий в условиях совместной деятельности учителей и учащихся. Взаимоотношения между ними до того момента, когда они уже могут быть охарактеризованы как отношения авторитетности, должны пройти ряд этапов, отражающих качественное повышение уровня значимости одного из этих индивидов для другого. Условно могут быть выделены следующие основные стадии становления отношений авторитетности в рамках как диадического, так и полноценного группового взаимодействия.
Первой качественной точкой является позиция "значимый другой – источник информации". Взаимоотношения, характеризующие исходную стадию формирования авторитета, основаны на значимости одного индивида как источника важной для другого информации. В глазах этого другого данный индивид может оказаться в некоторой степени лишенным своей индивидуальности, его личностные качества могут вообще не фиксироваться или восприниматься сугубо негативно. Но это не умаляет его ценности как обладателя необходимых сведений. В силу самой своей роли педагог всегда в большей или меньшей степени оказывается значимым для школьников как источник важной для них информации.
Следующей качественной точкой на векторе развития отношений межличностной значимости является позиция "значимый другой – референтное лицо". В центре внимания индивида оказывается не только и не столько сама информация, за которой он обращается, сколько ее оценка конкретным и, таким образом, оказывающимся референтным для него лицом. Именно мнение референтного лица признается важным и выступает как необходимое основание для осуществления действия в условиях значимой для обращающегося к нему индивида ситуации. Этот тип отношений, в отличие от свойственных первой стадии становления авторитета, характеризуется наличием "личностного видения", "личностного различения". Высокая референтность индивида для другого не исключает возможности и негативного отношения этого другого к нему как к личности. Наделенный полномочиями своего положения и в силу этого способный серьезно влиять на жизнедеятельность классного коллектива, учитель, как правило, является для учащихся референтным лицом, мнение которого они учитывают при решении как своих личных, так и общегрупповых проблем.
Окончательной качественной точкой естественного формирования отношений межличностной значимости является позиция "значимый другой – авторитетное лицо". Эта стадия характеризуется качественно более высоким, чем два предшествующих этапа становления отношений авторитетности, уровнем значимости одного индивида для другого. Авторитетному лицу авансируется доверие, его мнение признается изначально верным, воспринимается как прямое руководство к действию, а успех ожидается и предвидится. Такие отношения являют собой пример ярко выраженного межличностного предпочтения и характеризуются отчетливо позитивным личностным различением.
Цикл специальных психологических исследований показывает, что учитель может выступать в качестве авторитетного лица для учащихся любого возраста. В то же время основания его авторитета могут быть совершенно различны. В младшем школьном возрасте, когда стремление к адаптации в целом еще превалирует над потребностью в индивидуализации, учитель, как правило, оказывается авторитетным для учеников в силу авторитетности самой своей ролевой позиции. Здесь мы можем говорить скорее об авторитете роли, чем об авторитете личности.
В подростковом возрасте, характеризующемся преимущественным стремлением к индивидуализации, картина оказывается уже принципиально отличной от только что описанной. Авторитета роли на данном этапе недостаточно, хотя в ситуации, значимой для класса в целом, и, прежде всего, в условиях учебной деятельности, за учителем, как правило, признается право на принятие ответственного решения. В ситуации же личной заинтересованности подростка, и особенно в условиях внеучебной деятельности, такое доверие авансируется учителю в меньшей степени, чем это происходит в младшем школьном возрасте. Такое сужение сферы авторитетного влияния, признание авторитета лишь в одной или некоторых областях определяется как "спецификация авторитета".
Показано, что подростки более дифференцированно, по сравнению с младшими школьниками, подходят к оценке личности педагога и своих взаимоотношений с ним. В старшем подростковом возрасте чаще всего проявляется дальнейшее усиление личностной избирательности за счет уменьшения ориентации на роль. Какие-то учителя оказываются авторитетными, а какие-то нет, не столько потому, что они "учителя", а в силу, прежде всего, их личностных заслуг, достижений и достоинств, проявляющихся в рамках реального взаимодействия и общения.
В этой логике становится совершенно понятно, что "индивид – источник информации", "индивид – референтное лицо", "индивид – авторитетное лицо" – это позиции, которые представляют собой узловые точки процесса количественного увеличения значимости одного индивида для другого и вместе с тем являются рубежами, обозначающими качественно различные уровни межличностного предпочтения. Закрепление на каждой предшествующей позиции подготавливает, но не предопределяет переход на следующую ступень иерархии отношений межличностной значимости.
Определяющим условием зарождения, формирования и развития авторитета педагога является взаимность в рамках его контактов с детьми и подростками. Другими словами, авторитет педагога складывается только как реакция на его уважительное отношение к учащимся.
Наиболее эффективным и плодотворным взаимодействие педагога и учащихся оказывается в случае ориентации обеих сторон на сотрудничество при демократическом стиле руководства учителя и завоевании им авторитета в глазах школьников. Возможность достижения этой оптимальной ситуации определяется наличием общей задачи, стоящей перед всеми членами учебно-воспитательного коллектива, необходимым условием решения которой является совместная деятельность учителя и учащихся и профессиональная поддержка школьного психолога. В то же время объективное существование общей цели и реальных путей ее совместного достижения еще не гарантирует отсутствия различных трудностей в организации учебно- воспитательного процесса и противоречий, возникающих в ходе его реализации в общеобразовательных школах. Ярким отражением этих противоречий между участниками совместной деятельности является межличностный конфликт – ситуация взаимодействия людей, либо преследующих взаимоисключающие или недостижимые одновременно обеими конфликтующими сторонами цели, либо стремящихся реализовать несовместимые ценности и нормы в конкретике своих взаимоотношений.