Выводы

Разрядка возникла как политика, призванная урегулировать противоречия "холодной войны". Диалог между Востоком и Западом в 1960-е гг. постепенно перешел на стабильную основу, приобрел статус постоянного элемента взаимоотношений между обеими сторонами (СССР и США). С наступлением периода разрядки (конец 1960-х — конец 1970-х гг.) была создана инфраструктура переговоров как между СССР и США, так и между Восточной и Западной Европой, но самым различным аспектам их взаимоотношений — начиная с проблемы ограничения стратегических вооружений и кончая культурными обменами.

В "железном занавесе" появились внушительные бреши: между капиталистическими и социалистическими странами значительно расширились взаимные связи на разных уровнях. Большое значение имело и то обстоятельство, что обе стороны пошли на признание де-юре того, что они признавали на начальном этапе "холодной войны" де-факто: реалий послевоенного урегулирования в Европе. В условиях нормализации обстановки в мире усилилось стремление союзников обеих "сверхдержав" занять более независимую позицию, соответствующую их возросшей экономической мощи.

В то же время разрядка была не отрицанием "холодной войны", а всего лишь ее улучшенной версией, и поэтому вряд ли можно рассматривать разрядку как принципиально новую систему международных отношений. Увеличивая стабильность и предсказуемость международных отношений, оздоравливая политический климат в мире, разрядка в то же время не смогла полностью снять присущие "холодной войне" противоречия, не означала отказа от политики "с позиции силы". Она предусматривала всего лишь дополнение политики силы политикой переговоров. Не только идеология, но и все военно-политические механизмы "холодной войны" остались практически неизменными, получив только в виде приложения переговоры в Женеве и Вене, а также общеевропейский процесс.

В 1970-е гг., параллельно с переговорным процессом по разоруженческим проблемам (и, кстати, намного опережая этот процесс), шла, приобретая все более изощренные формы, гонка вооружений.

Если в Европе и на Дальнем Востоке противостоящие стороны были вынуждены ограничивать свое противоборство, бескомпромиссно ведя лишь гонку вооружений, то в "третьем мире" они, как и во времена "холодной войны", продолжали подпитывать своей экономической и военной помощью вооруженные конфликты, причем в дополнение к унаследованным от "холодной войны" конфликтам появились новые. Региональные конфликты разрушали саму ткань разрядки, подрывая уверенность мирового сообщества в способности великих держав урегулировать эти конфликты посредством конструктивного диалога.

Ни Москва, ни Вашингтон нс проявили готовности отказаться от жесткого идеологического противостояния, позволявшего им держать в узде своих союзников. Обе "сверхдержавы" и в 1970-е гг. хотели оставаться глобальными гегемонами в зоне своего влияния, по своему усмотрению определяющими параметры и пределы разрядки.

Наконец, в центре внешней политики Востока и Запада продолжали оставаться почти исключительно военно-политические проблемы противостояния двух блоков, тогда как все более обострявшиеся глобальные, общечеловеческие проблемы, такие как охрана окружающей среды, преодоление отсталости развивающихся стран, здравоохранение, исследование космоса и Мирового океана, освоение ресурсов термоядерного синтеза, борьба против наркомафии и международного терроризма, оказались на периферии диалога между капиталистическими и социалистическими странами.