Разрешительные производства

Для осуществления некоторых видов деятельности, не подлежащих лицензированию, законодатель требует получать специальные разрешения в органах государственной власти и местного самоуправления.

Институт разрешений, так же как институт лицензирования, предполагает предварительную оценку уполномоченными органами возможности и безопасности осуществления физическими и юридическими лицами деятельности, которая потенциально представляет угрозу охраняемым законом интересам.

Правовое регулирование разрешительной деятельности осуществляется нормами:

• Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ;

• Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";

• Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха";

• Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации";

• постановления Правительства РФ от 10.03.1999 № 263 "Об организации и осуществлении контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах" и др.

Субъектами, получающими разрешения, могут быть, в зависимости от того или иного вида разрешительной деятельности, юридические и физические лица.

Разрешение удостоверяет право осуществлять определенную деятельность в установленном законом порядке.

Документы, которые подтверждают то или иное предоставленное право, называются собственно разрешениями, свидетельствами, удостоверениями, сертификатами, квотами:

• удостоверение на право управления транспортным средством;

• разрешение на добычу охотничьих ресурсов;

• разрешение на строительство, реконструкцию, ремонт объектов капитального строительства;

• разрешение на ввод объекта в эксплуатацию;

• свидетельство о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства;

• разрешение на применение конкретного вида (типа) технического устройства на опасном производственном объекте;

• разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;

• разрешение на вредное физическое воздействие на атмосферный воздух;

• разрешение на работу, выдаваемое иностранному гражданину;

• разрешение на оборот оружия;

• разрешение на выдачу задержанного транспортного средства, помещенного на специализированную стоянку;

• открытый лист на производство археологических работ;

• допуск к работе на объекте атомной энергетики;

• сертификат в сфере технического регулирования;

• аттестат аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия и др.

Каждое из разрешительных производств имеет свою специфику, включая правовое регулирование, субъекты и объекты, процедуры принятия решений, перечни представляемых документов, порядок осуществления контроля за лицами, получившими разрешения.

В настоящее время правовое регулирование разрешительной деятельности в Российской Федерации не отличается ни системностью, ни единообразием. В последние годы наряду с уменьшением видов лицензируемой деятельности наблюдается увеличение сфер деятельности, в которых необходимо получать разрешения, что нередко обусловливается не государственными, а ведомственными интересами. В связи с этим представляется необходимым пересмотр концептуальных подходов к законодательному регулированию разрешительной системы в Российской Федерации.