Разработка стратегии холдинговой структуры
Разработка общей стратегии холдинговой структуры, т.е. стратегий отдельных бизнесов и их системы, и как элемент системы актуального стратегического менеджмента компании, и как этап ее циклической стратегической деятельности, отражена на схеме 1.3-5.
Общая стратегия холдинговой структуры как система бизнес-стратегий и стратегий централизованного обеспечения
Важнейшее направление развития компании именно в качестве современной предпринимательской корпорации – ее становление и последующее развитие в качестве системы, которая оптимально сочетает в себе два главных элемента. Во-первых, подсистему, как правило, из сравнительно небольшого количества относительно обособленных бизнесов и, во-вторых, подсистему из нескольких централизованных видов обеспечивающей деятельности.
Одно из главных различий двух указанных главных элементов заключается в способе их финансирования. Конкретный бизнес в структуре предпринимательской корпорации в основном должен финансироваться из своего собственного дохода и, как правило, развиваться в меру роста такого дохода.
Централизованный обеспечивающий вид деятельности обычно финансируют из так называемого централизованного внутреннего бюджета корпорации. При этом у централизованного бюджета предполагаются два основных источника его пополнения: отчисления от доходов конкретных бизнесов и заемные средства.
Один из конкретных вариантов организационной структуры российской компании, которая была построена как система бизнесов, представлен на схеме 3.6.1. А система бизнесов, например, известной зарубежной компании Bombardier Inc. отражена на схеме 3.6.2.
В современной холдинговой структуре [1] по каждому се бизнесу и централизованному обеспечивающему виду деятельности должна разрабатываться собственная полноценная специализированная стратегия [2].
Каждая из таких стратегий в идеале должна представлять собой специфический относительно обособленный, но органический системный элемент, а вся их совокупность – составлять особую органическую целостную систему. Основной документ, в котором представляется полное описание такой системы, может называться, например, "Корпоративная стратегия (наименование организации) на 2015–2017 гг.".
Схема 1.3-5. Модель актуального стратегического менеджмента (базовая схема)
Схема 3.6.1. Коммерческий банк: новая организационная структура (фрагмент)
№ п/п |
Перечень бизнесов универсального коммерческого банка |
ОГЛАВЛЕНИЕ Бизнеса 1 Операции с корпоративными клиентами по продуктам |
||
1 |
Операции с корпоративными клиентами |
|||
1.1 |
Рублевое и валютное кредитование |
|||
1.2 |
Рублевые текущие счета и платежи |
|||
1.3 |
Валютные текущие счета и платежи |
|||
1.4 |
Валютная конвертация |
|||
1.5 |
Услуги по инкассации |
|||
1.6 |
Документарный бизнес |
|||
2 |
Операции с частными клиентами |
|||
3 |
Операционные услуги другим банкам |
|||
4 |
Казначейские/торговые операции |
|||
5 |
Инвестиционная деятельность |
|||
Общекорпоративное обеспечение |
||||
1 |
Международные платежи |
|||
2 |
Кассовые операции и инкассация |
|||
3 |
Внутреннее обеспечение |
Таким образом, получаем следующий укрупненный [3] базовый алгоритм разработки общей стратегии холдинговой структуры.
1. Для каждого конкретного бизнеса данной холдинговой структуры разрабатывается своя специфическая бизнес-стратегия. В каждой такой стратегии должны быть представлены решения по усилению системного конкурентного преимущества, которые соответствуют специфике именно данного бизнеса, а также другие стратегические решения, соответствующие его особенностям.
Совокупность всех бизнес-стратегий составляет основной так называемый стратегический бизнес-блок, он же – ведущая подсистема общей стратегии холдинговой структуры.
2. По каждому централизованному специализированному виду деятельности, который в данной холдинговой структуре тоже представляется достаточно обособленным, разрабатывается своя специфическая специализированная (функциональная) стратегия. В каждой такой стратегии должны быть представлены решения по усилению системного конкурентного преимущества, которые соответствуют специфике именно данного специализированного вида деятельности, а также другие стратегические решения, соответствующие его особенностям.
Совокупность стратегий централизованных видов обеспечивающей деятельности составляет стратегический обеспечивающий блок, он же – ведомая подсистема общей стратегии холдинговой структуры.
3. Проводится органическое системное соединение ведущей и ведомой подсистем. То есть на их основе создастся полноценная – целостная и органическая – общая стратегия данной холдинговой структуры.
Из представленного алгоритма следует, что его исходной предпосылкой выступает общая базовая структура холдинговой структуры как той или иной группы компаний, состоящая из блока обособленных бизнесов и блока специализированных видов деятельности, которые централизованным образом обеспечивают всю совокупность бизнесов данного холдинга.
Указанное структурное построение как действительно эффективная система само по себе представляет довольно непростую управленческую задачу. В настоящем учебнике данная задача решаться не будет, так как непосредственно в предметную область "Актуальный стратегический менеджмент" она не входит.
Однако при этом следует подчеркнуть, что именно такая структура и соответствующая система бизнес-деятельности характерна для современной предпринимательской корпорации. Поэтому развитие именно в данном направлении для определенного класса современных российских компаний по-прежнему является перспективным.