этап. Разработка политики и целей в области качества.
Руководству предприятия необходимо сформировать и использовать политику в области качества как средство управления предприятием с целью улучшения его деятельности. Политика в области качества должна быть равноправной и согласованной частью общей политики и стратегии предприятия.
При разработке политики в области качества следует учитывать:
o перспективы дальнейших улучшений, необходимые для успешной деятельности организации;
o ожидаемую или желаемую степень удовлетворенности потребителей;
o повышение квалификации персонала предприятия;
o потребности и ожидания других заинтересованных сторон;
o ресурсы, необходимые для выхода за рамки требований МС ИСО серии 9000;
o потенциальный вклад поставщиков и партнеров.
этап. Проектирование системы менеджмента качества.
Предприятие, исходя из политики и целей в области качества, определяет процессы и устанавливает основные виды деятельности в системе менеджмента качества, а также осуществляет распределение ответственности и полномочий руководства в системе.
Для результативного и эффективного функционирования организация должна осуществлять менеджмент многочисленных взаимосвязанных видов деятельности. Деятельность, использующая ресурсы и управляемая с целью преобразования входов в выходы, может рассматриваться как процесс. Часто выход одного процесса образует непосредственно вход следующего.
Преимущество процессного подхода состоит в непрерывности управления, которое обеспечивается на стыке отдельных процессов, а также при их комбинации и взаимодействии. При применении в системе менеджмента качества такой подход подчеркивает: важность понимания и выполнения требований: необходимости рассмотрения процессов с точки зрения их значимости для успешной деятельности компании в целом; достижения результатов выполнения процессов и их результативности; постоянного улучшения процессов, основанного на объективной оценке и измерении.
При проектировании системы менеджмента качества в соответствии с МС ИСО серии 9000-2008 организация должна:
а) определять процессы, необходимые для системы менеджмента качества, и их применение во всей организации;
б) определять последовательность и взаимодействие этих процессов;
в) определять критерии и методы, необходимые для обеспечения результативности как при осуществлении, так и при управлении этими процессами;
г) обеспечивать наличие ресурсов и информации, необходимых для поддержки этих процессов и их мониторинга;
д) осуществлять мониторинг, измерение и анализ этих процессов;
е) принимать меры, необходимые для достижения запланированных результатов и постоянного улучшения этих процессов.
Организация должна осуществлять менеджмент этих процессов в соответствии с требованиями стандартов.
этап. Документирование системы менеджмента качества предприятия.
Одно из важнейших требований МС ИСО серии 9000 -обеспечение строгого документального оформления порядка выполнения всех работ в рамках создаваемой и функционирующей системы менеджмента качества. В связи с этим действия по разработке, утверждению, выпуску, изменению документов требуют особого внимания при формировании и функционировании системы.
В МС ИСО серии 9000 определены виды документов для оформления системы менеджмента качества на предприятии, которые схематично представлены на рис. 9.1.
Рис. 9.1. Модель документального оформления системы менеджмента качества в соответствии с МС ИСО серии 9000
Документация системы менеджмента качества должна включать:
1) документально оформленные политику и цели в области качества;
2) руководство по качеству, содержащее область применения системы менеджмента качества; перечень документированных процедур, разработанных для системы менеджмента качества, или ссылки на них; описание взаимодействия процессов системы менеджмента качества, матрицу ответственности;
3) документированные процедуры; степень документированности (глубина и подробность описания) определяются самой организацией в зависимости от размера организации и вида деятельности, сложности и взаимодействия процессов, компетентности персонала; к обязательным процедурам, требуемым МС ИСО 9001, относятся:
o процедура по управлению документацией (п. 4.2.3),
o процедура по управлению записями о качестве (п. 4.2.4),
o процедура по проведению внутренних проверок (п. 8.2.2),
o процедура по управлению несоответствующей продукцией (п. 8.3),
o процедура по корректирующим действиям (п. 8.5.2),
o процедура по предупреждающим действиям (п. 8.5.3);
4) записи - специальный вид документов, свидетельствующих о соответствии требованиям и результативности функционирования системы менеджмента качества. Записи должны оставаться четкими, легко идентифицируемыми и восстанавливаемыми. В связи с этим в организации должна быть разработана документированная процедура для определения средств управления, требуемых при идентификации, хранении, защите, восстановлении, определении сроков сохранения и изъятии записей (табл. 9.1).
Документирование системы менеджмента качества одной организации может отличаться от другой в зависимости от размера организации и вида деятельности, сложности и взаимодействия процессов, компетенции персонала. Документация может быть в любой форме и на любом носителе.
Для того чтобы документация системы менеджмента качества отвечала потребностям и ожиданиям заинтересованных сторон, при ее формировании руководству необходимо учитывать:
o контрактные требования потребителей и других заинтересованных сторон;
o использование организацией международных, национальных, региональных и отраслевых стандартов;
Таблица 9.1. Примеры записей СМК, соответствующей требованиям МС ИСО-9001
Пункт ИСО-9001 |
ОГЛАВЛЕНИЕ записей |
Возможные виды записей |
5.6.1 |
Анализ со стороны руководства |
Акты анализа, протоколы "дня качества", протоколы совещания |
6.2.2 |
Образование, подготовка, навыки и опыт персонала |
Личные дела сотрудников, журналы, карточки в отделе кадров |
7.1 |
Соответствие процессов требованиям |
Протокол испытаний, журнал процесса, акт испытаний |
7.2.2 |
Анализ требований к продукции |
Протокол о намерениях |
7.3.2 |
Входные данные проектирования и разработки |
Техническое задание на разработку |
7.3.4 |
Анализ проекта и разработки |
Заключение по проекту |
7.3.5 |
Согласование (рассмотрение) проекта и разработки |
Акт приемки Проекта, отзыв рецензента |
7.3.6 |
Утверждение проекта и разработки |
Утверждающая подпись на акте |
7.3.7 |
Изменения проекта и разработки |
Извещение об изменении |
7.4.1 |
Результаты поставщиков |
Реестр надежных поставщиков |
7.5.2(1) |
Валидация процессов обеспечения производства |
Протокол проверки специальных процессов, пооперационного контроля |
7.5.3 |
Идентификация продукции |
Бирки, наклейки |
7.5.4 |
Собственность потребителя утеряна, повреждена или признана непригодной для исиользования |
Извещение о браке, дефектная ведомость, акт |
7.6 |
Результаты калибровки и поверки контрольных и измерительных приборов |
Свидетельство о калибровке, график проверки, паспорт на прибор |
8.2.2 |
Результаты внутренних проверок |
График внутренних проверок, отчеты и акты внутренних проверок |
8.2.4 |
Соответствие продукции критериям приемки; лицо, санкционировавшее выпуск продукции |
Накладные приемки, акт приемки ОТК, сертификат соответствия |
8.3 |
Характер несоответствий, предпринятые действия |
Классификатор дефектов, карточки разрешений на отклонения, акт списания в брак |
8.5.2 |
Результаты предпринятых корректирующих действий |
Отметка в контрольной карточке, отметка в плане корректирующих действий |
8.5.3 |
Результаты предпринятых предупреждающих действий |
Отметка в контрольной карточке, отметка в плане |
o соответствующие законодательные и другие обязательные требования;
o другую внутреннюю документацию организации и принимаемые управленческие решения;
o источники внешней информации, касающиеся возможностей организации;
o информацию о потребностях и ожиданиях заинтересованных сторон.
Доступ к документации предоставляется работникам организации и другим заинтересованным сторонам, исходя из политики формирования информационной системы на предприятии в целом.