Разработка инвестиционной стратегии
Инвестиционная стратегия определяет приоритеты направлений и форм инвестиционной деятельности организации, характер формирования инвестиционных ресурсов и последовательность этапов реализаций долгосрочных инвестиционных целей, обеспечивающих предусмотренное общее развитие организации.
В основе иерархического рассмотрения стратегии инвестирования предприятий лежит исследование восьми ключевых направлений стратегий товарно-рыночной; ресурсно-рыночной; технологической; интеграционной; финансово-инвестиционной; социальной стратегии; стратегии управления; стратегии реструктуризации[1]. Основные типы стратегий инвестирования приведены в табл. 5.1.
Таблица 5.1. Стратегии инвестирования предприятий
Тип стратегии |
Состав стратегии |
|||||
Структура товарно-рыночных стратегий |
||||||
Ассортиментная стратегия |
Широкоассортиментное производство |
|||||
Узкоассортиментное производство |
||||||
Среднеассортиментное производство |
||||||
Стратегия обновления номенклатуры производства |
Расширение (сокращение) номенклатуры за счет внедрения технологий, близких к выпускаемым видам продукции |
|||||
Расширение (сокращение) номенклатуры за счет продукции, близкой по месту потребления к выпускаемым видам продукции |
||||||
Расширение (сокращение) номенклатуры за счет продукции, получаемой с помощью дополнительной обработки выпускаемой продукции |
||||||
Расширение (сокращение) номенклатуры за счет продукции, не связанной с производимыми видами продукции |
||||||
Стратегия масштабов производства |
Расширение масштабов производства |
|||||
Сокращение масштабов производства |
||||||
Сохранение масштабов производства |
||||||
|
Стратегия качества продукции |
Лидерство в качество профильной продукции |
|
|||
|
Минимальное качество профильной продукции |
|
||||
|
Среднеотраслевой уровень качества профильной продукции |
|
||||
|
Стратегия выбора структуры рынка сбыта продукции |
Многосегментный рынок сбыта |
|
|||
|
Доминантно-сегментный рынок сбыта |
|
||||
|
Полисегментный рынок сбыта |
|
||||
|
Стратегия рыночной экспансии |
Расширение сектора товарного рынка |
|
|||
|
Сокращение сектора товарного рынка |
|
||||
|
Сохранение сектора товарного рынка |
|
||||
|
Стратегия рыночной конкуренции |
Концентрация усилий на завоевание потребителя |
|
|||
|
Концентрация усилий на рекламе продукции |
|
||||
|
Концентрация усилий на отношениях с конкурентами |
|
||||
|
Стратегия ценообразования |
На базе уровня издержек |
|
|||
|
На базе уровня спроса |
|
||||
|
Минимизация цен |
|
||||
|
Компенсационное ценообразование |
|
||||
|
Ценовое лидерство |
|
||||
|
Структура ресурсно-рыночных стратегий |
|
||||
|
Стратегия объема ресурсных запасов |
Формирование долгосрочного запаса ресурсов |
|
|||
|
Формирование краткосрочного запаса ресурсов |
|
||||
|
Формирование среднесрочного запаса ресурсов |
|
||||
|
Стратегия выбора структуры поставщиков |
Многосегментный рынок поставщиков |
|
|||
|
Доминантно-сегментный рынок поставщиков |
|
||||
|
Полисегментный рынок поставщиков |
|
||||
|
Структура технологических стратегий |
|
||||
|
Стратегия выбора технологического типа предприятия |
Технологический тип предприятия |
|
|||
|
Конъюнктурный тип предприятия |
|
||||
|
Маркетинговый тип |
|
||||
|
Стратегии обновления технологии |
На базе собственных НИОКР |
|
|||
|
На базе заимствованных результатов НИОКР |
|
||||
|
Обновление технологий с учетом технологических разрывов |
|
||||
|
Стратегия выбора структуры источников средств |
Концентрация (уменьшение) числа источников внешних средств |
|
|||
|
Диверсификация источников внешних средств |
|
||||
|
Отказ от привлечения источников внешних средств |
|
||||
|
Стратегия выбора сроков получения и возврата кредитов |
Концентрация во времени получения и возврата кредита |
|
|||
|
Постепенное получение и возврат кредитных средств |
|
||||
|
Стратегия инвестирования имеющихся средств |
Активное участие в финансовых (фондовых) спекуляциях |
|
|||
|
Минимальное участие в финансовых (фондовых) спекуляциях |
|
||||
|
Самостоятельная реализация инвестиционных проектов |
|
||||
|
Структура стратегии реструктуризации |
|
||||
|
Стратегия организационно-технологической реструктуризации |
Перегруппировка технологических операций по территориальному принципу |
|
|||
|
Перегруппировка технологических операций по составу преобразуемых ресурсов |
|
||||
|
Перегруппировка технологических операций по технологическому принципу |
|
||||
|
Перегруппировка технологических операций по товарному принципу |
|
||||
|
Смешанная перегруппировка |
|
||||
Выделяют следующие типы стратегий:
• товарно-рыночные;
• ресурсно-рыночные;
• технологические;
• финансово-инвестиционные;
• стратегии реструктуризации.
Рассматривая проблему формирования стратегии перспективной инвестиционной политики экономического роста промышленных предприятий, необходимо отталкиваться от следующих показателей:
• первоначальный состав портфеля производственных заказов;
• выбор оптимального типа портфеля заказов;
• оценка риска и доходности портфеля производственных заказов;
• выбранная схема динамики управления портфелем заказов.
При формировании любой из перечисленных стратегий с точки зрения инвестирования необходимо руководствоваться следующими соображениями: безопасность, доходность, рост результатов, стабильность получения дохода, ликвидность вложений.
При разработке инвестиционной стратегии необходимо учитывать интенсивность изменений факторов внешней инвестиционной среды, например, такие, как колебания конъюнктуры инвестиционного рынка, непостоянство государственной инвестиционной политики и форм регулирования инвестиционной деятельности.
Разработка инвестиционной стратегии предприятия основана на современной концепции "стратегического менеджмента", которая отражает четкое стратегическое позиционирование организации (включая и инвестиционную ее позицию). Концепция стратегического менеджмента возникла на основе методологии стратегического планирования, которая в отличие от обычного долгосрочного планирования, основанного на концепции экстраполяции сложившихся тенденций развития, учитывает не систему возможностей и опасностей развития организации, возникновение чрезвычайных ситуаций, способных изменить сложившиеся тенденции в предстоящем периоде.
Алгоритм разработки стратегии инвестиционной политики экономического роста промышленных предприятий представлен на рис. 5.4.
При исследовании основ совершенствования стратегий инвестирования предприятий необходимо изучить принципы формирования стратегии, определения основных тенденций стратегического инвестиционного развития предприятий, выявить проблемы экономического роста предприятий.
В процессе анализа перспектив стратегического инвестиционного развития промышленного предприятия основное внимание должно быть уделено исследованию методов оценки, моделированию и прогнозированию инвестиционной деятельности предприятия, исследованию влияния внешних и внутренних факторов на перспективы стратегического инвестиционного развития предприятия.
При разработке концепции инвестиционной политики предприятия необходимо определить основные направления стратегического инвестирования для обеспечения
Рис. 5.4. Алгоритм разработки стратегии перспективной инвестиционной политики экономического роста промышленных предприятий
экономического роста предприятия, выявить инструменты инвестиционной политики.
При разработке стратегии инвестиционной политики предприятия необходимо, прежде всего, определить основные направления развития предприятия, организационно-экономический механизм по обеспечению реализации инвестиционной стратегии, а также формирование инвестиционного портфеля для реализации перспективной инвестиционной политики экономического роста предприятия.
На заключительном этапе необходимо провести оценку эффективности реализации этапов инвестиционной политики экономического роста промышленных предприятий.
Рассматривая проблему формирования стратегии перспективной инвестиционной политики экономического роста промышленных предприятий необходимо учитывать первоначальный состав портфеля производственных заказов. Сделать выбор оптимального типа портфеля заказов. Провести оценку приемлемого сочетания риска и доходности портфеля производственных заказов.
Рассмотрим этапы разработки инвестиционной стратегии.
1. СВОТ-анализ и Gар - анализ.
2. Формирование стратегической цели инвестиционной деятельности организации.
3. Выбор стратегических направлений и форм инвестиционной деятельности.
4. Формирование инвестиционной политики.
5. Разработка мероприятий по обеспечению инвестиционной стратегии.
6. Оценка результативности стратегии.
К числу наиболее известных и широко применяемых методов разработки стратегии организации относятся СВОТ- анализ и Gар - анализ. Инвестиционный СВОТ-анализ заключается в последовательном изучении внутреннего финансового состояния организации, в поиске положительных и отрицательных сторон, а также прогнозировании предполагаемых возможностей или угроз со стороны инвестиционной среды. На основании 5М}Т-анализа строится такая инвестиционная стратегия организации, которая учитывает сильные стороны и возможности и компенсирует недостатки, минимизирует при этом угрозы и снижает риск.
Инвестиционный Gар -анализ заключается в нахождении разницы, которая существует между нынешней тенденцией развития организации и потенциально возможным путем ее развития. Инвестиционный Gар -анализ предполагает построение графика (рис. 5.5) с использованием двух важнейших инвестиционных переменных.
Основными переменными данной графической модели являются показатели ТиБ, т.е. период и ожидаемая инвестиционная отдача (эффект). Показатель Т0 характеризует нынешний, современный период развития организации, а линия а — тенденцию стратегического развития организации, экстраполированную на основе предыдущих результатов деятельности.
Рис. 5.5. Графическая модель инвестиционного Gар -анализа
Линия а стремится к инвестиционному эффекту 50, стратегическому периоду Т1 (как минимум, пятилетний период), т.е. к тому сроку, когда реализация стратегической инвестиционной программы должна быть завершена. Линия Ь отражает тенденцию, которая произойдет в случае инвестиционных вливаний в ту или иную сферу деятельности организации. При этом существует четыре типа инвестиционной стратегии.
Инвестиционная стратегия оптимизации на графике обозначена как с. В случае использования данной стратегии предприятие инвестирует дополнительные средства в оптимизацию ныне существующих товаров (услуг).
Инвестиционная стратегия инновации на графике обозначена как а" — предприятие инвестирует средства в приобретение новых технологий, разработку новых товаров (услуг).
Инвестиционная стратегия сегментирования на графике обозначена как е — предприятие инвестирует финансовые ресурсы с целью охвата новых рынков.
Инвестиционная стратегия диверсификации на графике обозначена как/— наиболее дорогостоящий и рискованный способ реализации стратегии, заключающийся во вложении значительных средств в расширение объектов деятельности, номенклатуры продукции и др.
Исходным пунктом обоснования инвестиционной политики предприятия служит анализ рынка продукции, либо уже производимой предприятием, либо новой, намечаемой к выпуску (далее именуется продукция предприятия). Задачей изучения рынка является подтверждение возможности сбыта этой продукции. При проведении анализа рынка продукции предприятия оцениваются:
• географические границы рынка реализации продукции предприятия, в том числе другими предприятиями, а также продукции, аналогичной продукции предприятия (региональный, российский, внешний рынок);
• общий объем реализации продукции предприятия, в том числе аналогичной ей, производимой предприятиями-конкурентами, на соответствующем рынке в течение предыдущих трех лет;
• динамика потребительского спроса, прогнозируемая на период намеченной инвестиционной политики предприятия;
• наличие предприятий-конкурентов на этом рынке;
• технический уровень продукции предприятия;
• возможности повышения конкурентоспособности продукции предприятия и расширения ее рынка сбыта в рамках конкретных инвестиционных проектов.
Потребность в ресурсах для проведения инвестиционной политики предприятия определяется развитием его производства, необходимым для обеспечения выпуска продукции предприятия в соответствии со складывающейся конъюнктурой рынка. При обосновании инвестиционной политики предприятия учитываются:
• вид, объем и качество продукции, которая должна производиться предприятием в соответствии с принятой им инвестиционной политикой;
• состав и последовательность намеченных к реализации инвестиционных проектов;
• уровень отраслевой специализации предприятия, преимущества его технологии производства и оборудования, техническую и экономическую безопасность предприятия;
• единовременные затраты при реализации инвестиционных проектов, а также капитальные вложения, расходы на строительно-монтажные работы, НИОКР и приобретение нематериальных активов;
• текущие эксплуатационные расходы предприятия, операционные затраты предприятия, в том числе на производство продукции предприятия (расходы на приобретение топлива, энергии, сырья и материалов, арендная плата за использование оборудования, в том числе лизинговые платежи, оплата труда и начисления на нее, прочие операционные расходы);
• эффективность использования объектов незавершенного строительства и оплаченного неустановленного оборудования, реализацию демонтированного неамортизированного оборудования;
• амортизационные отчисления;
• постоянные и переменные затраты предприятия, в том числе на производство продукции предприятия;
• налоги и другие обязательные платежи, относимые на себестоимость продукции предприятия;
• цена продукции предприятия и выручка от реализации продукции.