Разработка и бланки специализированных семантических дифференциалов для оценки работы, профессии и профессионала

В последние десятилетия защищается большое количество диссертаций, посвященных исследованию психологического содержания деятельности различных профессионалов (Бахтина, 2004; Бондарчук, 2007; Гаранина, 2006; Калита, 1996; Склейнис, 2011; Шунькова, 2010 и др.). В большинстве таких работ используется инструментарий психосемантики, и кажется удивительным, что до сих пор не создано бланковой методики, прямо направленной на оценку работы, профессии и профессионала. Предлагаемые ниже специализированные СД являются вариантами таких бланковых инструментов.

Для облегчения работы испытуемых с бланком при большом количестве шкал можно исключать из окончательного варианта шкалы с низким уровнем дифференциации по пилотажной группе. Как видно ниже из табл. 6.1, 6.4, 6.7, эти шкалы, во-первых, являются различными для различных групп испытуемых; во-вторых, могут описывать противоположные, но значимые характеристики реального стимула (например, "высокооплачиваемая – низкооплачиваемая" работа или профессия по табл. 6.1,6.4). В группе родителей, оценивающих свою реальную работу или профессию, оценки ушли к противоположным полюсам шкалы, что дает низкие показатели средне- групповых значений. Но индивидуальная оценка является очень значимой.

Первые четыре этапа описанного выше алгоритма разработки специализированных СД были осуществлены в ходе занятий по курсу "Методы психосемантики" студентами пятого курса (2005 г.) отделения психологии Северо-Восточного государственного университета. В качестве экспериментальной группы выступили сами студенты и их родители. Такая экспериментальная группа представляется достаточно разнообразной, так как она является разновозрастной, родители студентов являются группой состоявшихся разнотипных профессионалов.

На пятом этапе были получены следующие результаты (табл. 6.7– 6.15).

Таблица 6.7

Семантические универсалии, полученные при использовании первичного бланка специализированного СД "Работа" (80%-ный интервал)

Группа студентов

Группа родителей

квалифицированная

квалифицированная

сложная

сложная

активная

активная

востребованная

напряженная

помогающая

высокоответственная

одобряемая

востребованная

практическая

помогающая

легальная

тяжелая

в помещении

эмоциональная

коммуникабельная

значимая

социальная

практическая

постоянная

связанная с людьми

официальная

легальная

долговременная

в помещении

обязательная

коммуникабельная

стабильная

социальная

результативная

постоянная

трудоемкая

долговременная

интенсивная

скрупулезная

напряженная

ответственная

обязательная

профессиональная

стабильная

результативная

трудоемкая

интенсивная

напряженная

Таблица 6.8

Факторы, полученные при использовании первичного бланка специализированного СД "Работа" (подавление веса -0,5; метод главных компонент, вращение Varimax)

Группа студентов (процент выбираемой дисперсии – 83,0)

Группа родителей (процент выбираемой дисперсии – 98,7)

подработка – постоянная работа (17,72)

по призванию – не по призванию (21,42)

менеджерская – исполнительская (12,80)

технологичная – нетехнологичная (16,7)

неквалифицированная – квалифицированная (12,48)

демонстративная – настоящая (9,64)

офисная – не офисная (12,06)

бюджетная – сдельная (8,89)

халявная – настоящая (9,98)

не моя – моя (8,03)

нетехнологичная – технологичная (9,36)

шабашка – постоянная (7,75)

престижная – непрестижная (8,59)

навязанная – желаемая (6,98)

не загружающая – загружающая (5,33)

подвернувшаяся – выбираемая (5,02)

халтурная – добросовестная (4,65)

для виду – для дела (4,29)

Таблица 6.9

Дескрипторы с низким уровнем дифференциации (среднее меньше 0,2), полученные при использовании первичною бланка специализированного СД "Работа"

Группа студентов

Группа родителей

односторонняя – многосторонняя

нетворческая – творческая

вредная – благоприятная

непрестижная – престижная

коллективная – индивидуальная

однообразная – многообразная

невыполнимая – элементарная

коллективная – индивидуальная

нудная – занимательная

выгодная – невыгодная

экологичная – неэкологичная

нормированная – ненормированная

невыполнимая – элементарная

Таблица 6.10

Семантические универсалии, полученные при использовании первичного бланка специализированного СД "Профессия" (80%-ный интервал)

Группа студентов

Группа родителей

квалифицированная

квалифицированная

сложная

сложная

востребованная

активная

помогающая

напряженная

тяжелая

востребованная

связанная с людьми

связанная с людьми

интересная

одобряемая

одобряемая

эмоциональная

значимая

значимая

практичная

практичная

коммуникабельная

нервная

коммуникабельная

осмысленная

Таблица 6.11

Факторы, полученные при использовании первичного бланка специализированного СД "Профессия" (метод главных компонент, вращение Varimax)

Группа студентов (процент выбираемой дисперсии – 86,2)

Группа родителей (процент выбираемой дисперсии – 94,2)

бюрократическая – человечная (25.45)

рутинная – творческая (18,22)

освоенная – неосвоенная (15,9)

безответственная – ответственная (17,12)

хорошая – плохая (12,07)

современная – несовременная (11,5)

нормированная – ненормированная (11,43)

нетехнологичная – технологичная (9,31)

грязная – чистая (9,07)

ненужная – нужная (8,39)

редкая – распространенная (6,68)

плохая – хорошая (6,83)

физическая – умственная (5,59)

героическая – обыденная (6,1)

легкая – тяжелая (5,96)

социальная – асоциальная (5,91)

нормальная – ненормальная (4,85)

Таблица 6.12

Дескрипторы с низким уровнем дифференциации (среднее меньше 0,2), полученные при использовании первичного бланка специализированного СД "Профессия"

Группа студентов

Группа родителей

нетворческая – творческая

безопасная – рискованная

однообразная – многообразная

комфортная – некомфортная

вредная – благоприятная

вредная – благоприятная

высокооплачиваемая – низкооплачиваемая

высокооплачиваемая – низкооплачиваемая

Таблица 6.13

Семантические универсалии, полученные при использовании первичного бланка специализированного СД "Профессионал" (90%-ный интервал)

Группа студентов

Группа родителей

квалифицированный

квалифицированный

способный

способный

компетентный

компетентный

образованный

образованный

активный

активный

знающий

знающий

ответственный

ответственный

умелый

востребованный

выполняющий

выполняющий

опытный

опытный

эффективный

помогающий

помогающий

неравнодушный

целеустремлeнный

рассудительный

рассудительный

добросовестный

добросовестный

внимательный

внимательный

практик

практик

развивающийся

развивающийся

уважаемый

уважаемый

работоспособный

работоспособный

подготовленный

инициативный

предприимчивый

подготовленный

Таблица 6.14

Факторы, полученные при использовании первичного бланка специализированного СД "Профессионал" (метод главных компонент, вращение Varimax)

Группа студентов (процент выбираемой дисперсии – 89,83)

Группа родителей (процент выбираемой дисперсии – 92,82)

закостеневший – развивающийся (19,96)

решающий проблемы – не решающий проблемы (14,9)

лидер – ведомый (19,64)

равнодушный – вовлеченный 12,07)

альтруист – эгоист (10,65)

признанный – не признанный (10,82)

сотрудничающий – отбывающий (10,41)

"рабочая лошадка" – умеющий подать себя (10,31)

решающий проблемы – не решающий проблемы (9,37)

бесполезный – полезный (10,27)

мастер – новичок (7,29)

радикал – консерватор (8,1)

заслуженный – выскочка (6,75)

технократ – гуманист (7,83)

умный – глупый (5,76)

реформатор – консерватор (6,78)

деятельный – бездеятельный (6,44)

бескорыстный – корыстный (5,28)

Таблица 6.15

Дескрипторы с низким уровнем дифференциации (среднее меньше 0,2), полученные при использовании первичного бланка специализированною СД "Профессионал"

Группа студентов

Группа родителей

рутинный – творческий

рискующий – осторожный

Как видно по результатам факторного анализа (см. табл. 6.8, 6.11, 6.14), родители студентов имеют более когнитивно сложное представление о работе, профессии и профессионале, чем студенты. Это выражается в количестве факторов (параметров оценки), содержании факторов и большем проценте выбираемого факторами разброса результатов.

После апробации в бланк СД "Работа" были внесены следующие изменения: 1) шкала "высокоответственная – рядовая" была заменена шкалой "высокоответственная – низкоответственная"; 2) шкала "однообразная многообразная" была заменена шкалой "однообразная – разнообразная";

3) шкала "вредная – благоприятная" была заменена шкалой "вредная для здоровья – благоприятная"; 4) шкала "долговременная – разовая" была заменена шкалой "долговременная – кратковременная"; 5) шкала "утомительная – увлекательная" была заменена шкалой "скучная – интересная";

6) шкала "рутинная – динамичная" была заменена шкалой "изменяющаяся – неизменная"; 7) шкала "ответственная – безалаберная" была заменена шкалой "ответственная – безответственная"; 8) шкала "трудная – простая" была убрана, как релевантная совокупности шкал "тяжелая – легкая" и "простая – сложная"; 9) шкала "невыполнимая – элементарная" была убрана как релевантная шкале "сложная – простая"; 10) шкала "нудная – занимательная" была удалена как релевантная шкале "скучная – увлекательная"; 11) шкала "напряженная – обыденная" была заменена шкалой "напряженная – не напряженная"; 12) шкала "трудоемкая – беспрепятственная" была заменена шкалой "преодолевающая – беспрепятственная"; 13) шкала "напряженная – не напряженная" была удалена как релевантная шкале "напряженная – расслабленная"; 14) шкала "интересная – неинтересная" была удалена как релевантная шкале "скучная – интересная"; 15) по результатам факторного анализа в бланк были добавлены шкалы с 59 по 63 (см. Приложение 14).

После апробации в бланк СД "Профессия" были внесены следующие изменения: 1) шкала "напряженная – обыденная" была заменена шкалой "напряженная – не напряженная"; 2) шкала "высокоответственная – рядовая" была заменена шкалой "высокоответственная – низкоответственная"; 3) по результатам факторного анализа в бланк были добавлены шкалы с 40 по 45 (см. Приложение 15).

После апробации в бланк СД "Профессионал" были внесены следующие изменения: 1) по результатам факторного анализа в бланк были добавлены шкалы с 35 по 45 (см. Приложение 16). После использования бланка в диссертационном исследовании психологического содержания старательского труда (Бондарчук, 2007) и обработки результатов в бланк была добавлена шкала "удачливый – неудачник".

В окончательном варианте бланки специализированных СД для оценки работы, профессии и профессионала приведены в Приложениях 14, 15 и 16.

Бланки могут использоваться как для описания представлений о работе, профессии или профессионале, так и для оценки реальных работ, профессий и профессионалов. Соответствующие различия задаются инструкциями для испытуемых.

В связи с тем, что в окончательные варианты включены все шкалы, входящие в семантические универсалии полученных оценок, при межгрупповом сравнении результатов чаще всего будет получено много сходных оценок. Таким образом, для анализа большое значение имеет описание

и интерпретация полученных немногочисленных различий шкал, входящих в семантические универсалии исследуемых групп, и факторные (имплицитные для группы) структуры оценивания.