Разнообразие оснований классификации культур

Поскольку, как мы уже отметили, культурология базируется на достижениях других дисциплин, приведем в качестве примера некоторые классификации, сложившиеся в истории и археологии, которые и для культурологических исследований могут служить определенной опорой.

Материально-деятельностная основа классификации культур

Назовем для начала классификацию, критерием которой выступает материал, господствующий в создании артефактов. Первым материалом, освоенным человеком, был камень (наиболее древние орудия труда насчитывают 2,5-2,7 млн лет). Со временем каменные изделия – топоры, наконечники, ножи – вытесняются металлическими, начинается век бронзы (6500 лет до н.э.), что потребовало новых знаний и технологии. На рубеже III–II тыс. до н.э. в Малой Азии происходит освоение железа. На протяжении 500 лет его производство хранится в тайне, но в 1200-х гг. до н.э. начинается переход к массовому производству изделий из железа, постепенно вытеснивших бронзовые орудия. Обратим внимание на то, что каждая следующая культура, хотя и ограничивает, и даже вытесняет культуру предыдущую, однако не уничтожает ее. Так, камень и сегодня используется в строительстве и архитектуре, в искусстве и предметах интерьера, хотя изменилась техника, посредством которой ведется его добыча и обработка. Таким образом, каждая следующая культура как бы подчиняет себе предшествующие, которые преобразуются и обновляются. В современной культуре железо постепенно вытесняется другими материалами: пластмассой, композитными сплавами, нанотехнологическими образцами. С этой точки зрения однозначного названия у грядущей эпохи пока пет.

Хронологически-временной критерий динамики культуры представим без комментариев в виде таблицы, которая позволяет быстро ориентироваться в культуре как бы "по вертикали" (табл. 3.3).

Таблица 3.3

Хронологически-временная классификация культур

Тип культуры

Подтипы

Временные рамки

Первобытная

культура

Палеолит (древний каменный век) Мезолит (средний каменный век) Неолит (новый каменный век) Бронзовый век

Железный век

3 млн – X тыс. до н.э.

X тыс. до н.э. – VI тыс. до н.э.

VI тыс. до н.э. – III тыс. до н.э.

III тыс. до н.э. – I тыс. до н.э.

С I тыс. до н.э.

Древнеегипетская культура

Древнее Царство Среднее Царство Новое Царство

XXX–XXIII вв. до н.э. XXII–XVIII вв. до н.э. XVIII-XI вв. до н.э.

Шумероаккадская

культура

Ill–II тыс. до н.э.

Ассиро- вавилонская культура

II–I тыс. до н.э.

Античная культура

Древнегреческая культура

Крито-микенская культура

Гомеровская культура

Архаическая культура

Классическая культура

Эллинистическая культура

III тыс. до н.э. – I в.

III–II тыс. до н.э. XI–IX вв. до н.э. VIII–VI вв. до н.э. V–IV вв. до н.э.

IV–I вв. до н.э.

Древний Рим

Ранний или царский Рим

Ранняя Римская республика

Римская республика

Расцвет Римской империи

Упадок Римской империи

VIII в. до н.э. – V в.

VIII–VI вв. до н.э.

V–IV вв. до н.э.

Ill–I вв. до н.э.

I–II вв.

Ill–V вв.

Средние века

Раннее Средневековье

Расцвет Средневековья

Возрождение

V–X вв.

X в.

XIII–XVII вв.

Новое время

XVII в.

Просвещение

XVIII в.

XIX в.

XIX в.

Новейшее время

XX в.

Географическая классификация культур

В отличие от хронологически-временной географическая классификация дает ориентиры "по горизонтали", представляя расположение культур на карте мира:

ü культура Европы;

ü культура Азии;

ü культура Африки;

ü культура Австралии;

ü культура Северной Америки;

ü культура Южной Америки.

Такие типы культур формируются как надэтнические и наднациональные, представляя собой мозаику локальных культур, которые, развиваясь в сходных природных условиях, взаимодействуя между собой в силу территориальной близости, обретают близкие картины мира и общие ментальные характеристики. Это не исключает возникновения в рамках одного и того же ареала альтернативных линий эволюции и соответственно разнообразных типов культуры.

Мы уже подчеркивали, что различия в природных условиях, в которых находятся народы, обусловливают и различия в скорости и характере культурных изменений. Другими словами, культурный фундамент тесно связан с поисками средств к существованию и технологическими возможностями реализации такого поиска.