Разнообразие оснований классификации культур
Поскольку, как мы уже отметили, культурология базируется на достижениях других дисциплин, приведем в качестве примера некоторые классификации, сложившиеся в истории и археологии, которые и для культурологических исследований могут служить определенной опорой.
Материально-деятельностная основа классификации культур
Назовем для начала классификацию, критерием которой выступает материал, господствующий в создании артефактов. Первым материалом, освоенным человеком, был камень (наиболее древние орудия труда насчитывают 2,5-2,7 млн лет). Со временем каменные изделия – топоры, наконечники, ножи – вытесняются металлическими, начинается век бронзы (6500 лет до н.э.), что потребовало новых знаний и технологии. На рубеже III–II тыс. до н.э. в Малой Азии происходит освоение железа. На протяжении 500 лет его производство хранится в тайне, но в 1200-х гг. до н.э. начинается переход к массовому производству изделий из железа, постепенно вытеснивших бронзовые орудия. Обратим внимание на то, что каждая следующая культура, хотя и ограничивает, и даже вытесняет культуру предыдущую, однако не уничтожает ее. Так, камень и сегодня используется в строительстве и архитектуре, в искусстве и предметах интерьера, хотя изменилась техника, посредством которой ведется его добыча и обработка. Таким образом, каждая следующая культура как бы подчиняет себе предшествующие, которые преобразуются и обновляются. В современной культуре железо постепенно вытесняется другими материалами: пластмассой, композитными сплавами, нанотехнологическими образцами. С этой точки зрения однозначного названия у грядущей эпохи пока пет.
Хронологически-временной критерий динамики культуры представим без комментариев в виде таблицы, которая позволяет быстро ориентироваться в культуре как бы "по вертикали" (табл. 3.3).
Таблица 3.3
Хронологически-временная классификация культур
Тип культуры |
Подтипы |
Временные рамки |
Первобытная культура |
Палеолит (древний каменный век) Мезолит (средний каменный век) Неолит (новый каменный век) Бронзовый век Железный век |
3 млн – X тыс. до н.э. X тыс. до н.э. – VI тыс. до н.э. VI тыс. до н.э. – III тыс. до н.э. III тыс. до н.э. – I тыс. до н.э. С I тыс. до н.э. |
Древнеегипетская культура |
Древнее Царство Среднее Царство Новое Царство |
XXX–XXIII вв. до н.э. XXII–XVIII вв. до н.э. XVIII-XI вв. до н.э. |
Шумероаккадская культура |
Ill–II тыс. до н.э. |
|
Ассиро- вавилонская культура |
II–I тыс. до н.э. |
|
Античная культура |
Древнегреческая культура Крито-микенская культура Гомеровская культура Архаическая культура Классическая культура Эллинистическая культура |
III тыс. до н.э. – I в. III–II тыс. до н.э. XI–IX вв. до н.э. VIII–VI вв. до н.э. V–IV вв. до н.э. IV–I вв. до н.э. |
Древний Рим Ранний или царский Рим Ранняя Римская республика Римская республика Расцвет Римской империи Упадок Римской империи |
VIII в. до н.э. – V в. VIII–VI вв. до н.э. V–IV вв. до н.э. Ill–I вв. до н.э. I–II вв. Ill–V вв. |
|
Средние века |
Раннее Средневековье Расцвет Средневековья Возрождение |
V–X вв. X в. XIII–XVII вв. |
Новое время |
XVII в. |
|
Просвещение |
XVIII в. |
|
XIX в. |
XIX в. |
|
Новейшее время |
XX в. |
Географическая классификация культур
В отличие от хронологически-временной географическая классификация дает ориентиры "по горизонтали", представляя расположение культур на карте мира:
ü культура Европы;
ü культура Азии;
ü культура Африки;
ü культура Австралии;
ü культура Северной Америки;
ü культура Южной Америки.
Такие типы культур формируются как надэтнические и наднациональные, представляя собой мозаику локальных культур, которые, развиваясь в сходных природных условиях, взаимодействуя между собой в силу территориальной близости, обретают близкие картины мира и общие ментальные характеристики. Это не исключает возникновения в рамках одного и того же ареала альтернативных линий эволюции и соответственно разнообразных типов культуры.
Мы уже подчеркивали, что различия в природных условиях, в которых находятся народы, обусловливают и различия в скорости и характере культурных изменений. Другими словами, культурный фундамент тесно связан с поисками средств к существованию и технологическими возможностями реализации такого поиска.