Размеры, масса и грузоподъемность контейнеров
В основу формирования стандартного типоразмерного ряда крупнотоннажных контейнеров ISO положен модульный принцип, в соответствии с которым контейнеры в различных сочетаниях должны соответствовать 40 футам — стандартной длине "ячейки" трюма судна-контейнеровоза (рис. 10.9). Деление этого модуля в различных пропорциях дает стандартные размеры по длине для 10-, 20- и 30-футового контейнера. В системе стандартов ISO контейнерам длиной 40, 30, 20 и 10 футов присвоены буквенные обозначения А, В, С и D соответственно. Основу мирового контейнерного парка, как уже говорилось, составляют контейнеры ISO длиной 20 и 40 футов.
Ширина стандартных контейнеров ISO соответствует 8 футам. В последние годы все большей популярностью пользуются так называемые pallet-wide контейнеры шириной 2,5 м и более (см. параграф 10.4).
Высота контейнеров изначально соответствовала 8 футам (такие контейнеры обозначаются одной буквой, например А). В настоящее время основная часть мирового парка контейнеров имеет высоту 8,5 фута (обозначаются двумя буквами, например АА). Так называемые высокие (high cube) контейнеры имеют высоту 9 и 9,5 фута (AAA и т.д.). Парк "высоких" контейнеров постоянно растет благодаря увеличению в грузовой массе доли объемных грузов.
Необходимо учесть, что все геометрические размеры контейнеров в реальности меньше их номинальных значений. Это необходимо для обеспечения технологических зазоров между контейнерами при их перевозке или хранении. Поэтому, например, ширина контейнера, номинально равная 8 футам (2438 мм), фактически равна 7 футам и 9,25 дюйма, или 2370 мм.
Основной весовой характеристикой контейнера является его масса брутто. Изначально стандарты устанавливали максимальную массу брутто для 20-футовых контейнеров равной 24 т, для 40-футовых — 30,5 т. Однако развитие технологий и совершенствование конструкций контейнеров приводит к тому, что 20-футовый контейнер может иметь массу брутто, равную 29 т и более. При этом необходимо учитывать, что грузоподъемность контейнера при одной и той же массе брутто может быть разной в зависимости от его конструкции. Двадцатифутовый контейнер может иметь собственную массу в пределах 2—2,5 т, сорокафутовый -от 3,8 до 4,5 т.
Рис. 10.9. Стандартные размеры контейнеров по длине (вверху) и по высоте (внизу)
Количество груза, которое может быть размещено в контейнере, определяется, помимо грузоподъемности контейнера, рядом других взаимосвязанных факторов. К ним относятся:
1) ограничения, налагаемые правилами размещения грузов в контейнерах. Такие правила устанавливаются контейнерными операторами и содержат, обычно, следующие основные положения:
- не допускается помещать в контейнер грузы, создающие значительные сосредоточенные нагрузки. Вес груза должен равномерно распределяться по максимально возможной площади пола, при этом в одной половине контейнера не должно быть сконцентрировано более 60% массы груза;
- удельная нагрузка на пол контейнера не должна превышать 0,5 кг/см2, что соответствует загрузке в контейнер пакетированных грузовых единиц на европоддонах массой 1 т в два яруса или массой 1,5 т — в один ярус;
- двери контейнера должны легко открываться и закрываться, что требует наличия зазора в 2—3 см между грузом и дверьми;
- укладка и крепление груза должны исключать возможность его смещения или опрокидывания. Зазоры между грузом и стенками контейнера должны быть заполнены. Для этого используются пустые поддоны, деревянные бруски, специальные надувные емкости и т.п.;
- при укладке груза в несколько ярусов нижний ярус должен занимать всю площадь пола, а верхний, если он неполон, должен иметь надежное раскрепление.
Ответственность за загрузку контейнера и крепление груза в нем обычно несет грузоотправитель (если договором с транспортным оператором не предусмотрено иное). Перевозчик или экспедитор обычно сообщает необходимые характеристики контейнера и дает рекомендации или консультации но его заполнению грузом;
2) весовые ограничения, которые действуют на автомобильном и железнодорожном транспорте. Излишний вес контейнера может привести к превышению допустимых осевых нагрузок или разрешенной полной массы транспортного средства. Указанные ограничения различны не только в разных странах, но и в разных регионах (например, в различных штатах США), поэтому необходим их тщательный анализ для всего маршрута перевозки. Последствия превышения допустимых весовых характеристик могут быть разными: от доплаты "за перевес" до запрета перевозки. В последнем случае потребуется выгрузка части груза в дополнительный контейнер или автомобиль, что повлечет существенные дополнительные расходы;
3) возможности подъемно-транспортного оборудования, которое используется в пунктах перевалки и промежуточного хранения по выбранному маршруту перевозки контейнера.
В некоторых случаях наличие жестких весовых ограничений при перевозке или перегрузке заставляет отказаться от первоначально выбранною маршрута, предпочтительного с точки зрения сроков или стоимости транспортировки, либо использовать контейнеры с недогрузкой относительно их номинальной грузоподъемности.
Анализ указанных ограничений и выработку необходимых рекомендаций для грузоотправителя относительно оптимальной загрузки контейнеров и выбора маршрута выполняет, как правило, экспедитор.