Различия в развитии мальчиков и девочек

Наблюдая девочек и мальчиков, мы можем выделить как половые, так и гендерные различия в поведении и психическом развитии.

Для биолога вопрос о различиях мужчин и женщин решается однозначно: существуют (генетический, хромосомный, гормональный пол). Пол как биологическое явление относится к индивидным характеристикам и определяется в момент зачатия. Для юриста в законах закреплено равенство полов (мужчины и женщины одинаково ответственны). И начало обучения, и юридическая взрослость для обоих полов в законах государства определяется одинаково (6,5 лет и 18 лет). Но если рассматривать взгляд на мальчиков и девочек с позиции педагога, психолога, социолога, то ответ на вопрос о различиях становится неоднозначным.

Говоря о "психологическом", "социальном" поле исследователи, ученые и практики описывают и приводят достаточно большой, разнообразный перечень различий, особенностей социального поведения, эмоционального, личностного, интеллектуального развития между мужчинами и женщинами, девочками и мальчиками.

Полоролевое развитие в дошкольном возрасте

Дошкольный возраст – важный период в развитии личности ребенка. Исследователями выявлено, что первые различия между мальчиками и девочками появляются в эмбриональный период: под влиянием половых гормонов формируются различия в анатомических особенностях пола и некоторые особенности развития мозга. Девочки, как правило, имеют меньший вес, рост, обхват грудной клетки, меньший суточный расход энергии (Э. К. Акрюлис, E. Н. Вавилова, Б. Т. Данован и др.). Через месяц они начинают опережать в общем физическом и психическом развитии, в дальнейшем раньше начинают ходить и говорить. Различия проявляются в физических возможностях: мальчики быстрее бегают, дальше прыгают с места, дальше метают в даль, у них больше сила рук, чем у девочек. У девочек лучше развита тонкая моторика, более высокие показатели по гибкости и равновесию. У девочек тонкое обоняние и тактильная чувствительность.

Большинство авторов считают, что различать пол воспринимаемых людей маленькие дети начинают на первом году жизни, а свой пол – в полтора года. В. С. Мухина считает, что ребенок в оценке пола основывается на восприятии анатомических половых различиях. Другие исследователи указывают на специфику одежды, прически, различия имен девочек и мальчиков.

В исследованиях психофизиолога Т. П. Хризман[1] показано различие стратегий мозга дошкольников разного пола и различие эмоций на генетической основе. Т. П. Хризман доказала более высокую эмоциональную восприимчивость девочек в сравнении с мальчиками, их большую сопротивляемость стрессовым ситуациям, большую гибкость при адаптации в новых условиях.

В процесс полоролевой социализации наряду с восприятием своего сходства с представителями того же пола, обобщения представлений о половых ролях включаются предпочтения и интересы, типичные для пола. Наличие сексролевых предпочтений у детей трех-четырех лет отмечают Е. Хагман, С. Броди, В. Харпун и Е. Зун. Дети-дошкольники рано дифференцируют "мужские" и "женские" роли в игре и предпочитают роли, соответствующие их полу. У мальчиков доминируют игры героической тематики, подвижные, спортивные. Девочки играют в "дочки-матери", больницу, детский сад, магазин (Л. В. Градусова, А. Т. Коркки, Н. Я. Михайленко, Р. А. Иванникова, Р. Б. Стеркина и др.). Дети-дошкольники в игре предпочитают сверстников своего пола (Л. А. Арутюнова, Е. А. Кудрявцева, Н. В. Плисенко, Т. А. Репина[2] и др.). К старшему дошкольному возрасту формируются полоролевые стандарты, которые приобретают значение моральных законов: мальчикам не положено играть в девчоночьи игры, девочкам зазорно играть в "войнушку". Т. А. Антонова обнаружила, что девочки в три раза чаще, чем мальчики, ориентируются в игре на сам процесс игры, а также на сверстников и характер отношений с ними.

Отечественные исследователи проявление полового диморфизма у старших дошкольников изучали в тематике рисунков, манере рисования (Б. Г. Ананьев, В. С. Мухина, Н. Л. Шашкова и др.). Авторы обнаружили, что большинство рисунков мальчиков посвящено военной и индустриальной тематике (машины разных марок, танки, корабли, самолеты, космонавты, рыцари, персонажи из мультиков). Девочки рисуют природу, быт (цветы, деревья, животные, люди). Рисунки девочек имеют более законченный характер, содержат больше декоративных элементов. Рисунки мальчиков схематичны, но более динамичны в сравнении с рисунками девочек.