Разграничение территорий вновь возникших государств

Как было отмечено, мир не статичен, одни государства уходят, другие образуются. Бывшие колонии, несамоуправляющиеся территории, территории, находящиеся под опекой, становятся независимыми государствами. Имеют место и иные основания возникновения новых государств: разделение, слияние. Исходную юридическую основу появления нового территориального суверена, как и территории нового государства, составляют принцип самоопределения народов, а также положения, предусмотренные в главах XI "Декларация в отношении несамоуправляющихся территорий" и XII "Международная система опеки" Устава ООН. Принцип самоопределения народов предусмотрен, как отмечалось, в ряде положений Устава ООН, Международных пактах о правах человека 1966 г., Декларации о предоставлении независимости бывшим колониям 1960 г., Декларации о принципах международного права 1970 г.

Теория

В юридической литературе поставлен вопрос: находится ли принцип самоопределения народов в противоречии с принципом территориальной целост-ности государств? Противоречия нет, если не абсолютизировать действие этих принципов и правильно понимать их ОГЛАВЛЕНИЕ (см. гл. 4).

В некоторых зарубежных курсах международного права утверждается, что принцип самоопределения народов вообще не применим к существующим независимым государствам – членам ООН; что этот принцип применяется только в отношении бывших колоний, а также территорий, находящихся под опекой. Вряд ли это утверждение отражает реальный процесс возникновения новых государств. Скорее, в конкретной ситуации совокупность юридических доводов в контексте фактических обстоятельств предопределяет применимость принципа территориальной целостности или принципа самоопределения народов.

В 1974 г. часть территории Кипра была занята турецкими войсками, а в 1983 г. была провозглашена независимость Турецкой республики Северного Кипра, якобы на основе принципа самоопределения турецкой общины, проживающей на Кипре. Однако Совет Безопасности ООН в ряде резолюций высказался за уважение территориальной целостности Кипра, признал неправомерным провозглашение названной Турецкой республики, призвал государства ее не признавать и не оказывать ей содействия.

Правовые основания изменения государственной территории

В международно-правовой литературе рассматриваются следующие правовые основания добавления или сокращения территории государств.

Территориальная цессия – это переход части территории одного государства к другому по их взаимному согласию.

При этом обращается внимание на правило, известное еще римскому праву: никто не может передать другому больше прав, чем он сам имеет (пето plus juris ad alienum transferre potest quam ipse habet).

Международная судебная практика

Значение этого правила вновь было подчеркнуто в решении арбитражного суда по спору между США и Нидерландами об острове Пальмас (1928). Требования США в споре основывались на их договоре 1828 г. с Испанией, в котором была предусмотрена передача Испанией этого острова США. Однако в своем решении по спору арбитр подчеркнул, что Испания не могла предать США большие права на территорию острова, чем те, которыми обладала на тот период согласно международному праву.

История

Известный пример цессии – передача Российской Империей части своей государственной территории – Аляски – США по договору 1867 г. (полное его наименование – Договор, заключенный между Россиею и Северо-Американскими Соединенными Штатами в Вашингтоне 18 (30) апреля 1867 г. об уступке Российских Северо-Американских колоний). Согласно договору "Его Величество Император Всероссийский сим обязуется уступить Северо-Американским Соединенным Штатам, немедленно по обмене ратификаций, всю территорию с верховным на оную правом, владеемым ныне Его Величеством на Американском материке, а также прилегающие к ней острова" (ст. 1).

Присоединение terra nullius (территории, не находящейся под суверенитетом другого государства). Здесь ключевой вопрос – относится ли такой способ увеличения государственной территории только к необитаемым землям либо также и к населенным?

Поскольку геологическое развитие Земли продолжается и не исключено возникновение в Мировом океане новых островов или скал, присоединение terra nullius как способ увеличения государственной территории сохраняет практическое значение. Вместе с тем если новая территория образуется в пределах территории уже существующего государства, речь идет об ином способе се увеличения – аккреции.

Аккреция (от лат. accretio – приращение, увеличение) – это присоединение к государственной территории новой, возникшей вследствие образования участка суши, по естественным причинам либо искусственным путем.

Характерными примерами являются образование наносных полуостровов и островов в устьях некоторых рек или засыпка прибрежной полосы моря. Поскольку такие вновь возникшие участки суши непосредственно примыкают к ранее существовавшему району государственной территории или находятся в ее пределах, постольку здесь нет территориальной проблемы, если только не затронуты интересы соседнего государства.

В 1986 г. вследствие подводного извержения вулкана возник в пределах территориального моря Японии остров; такое приращение Японией государственной территории не было оспорено. Образование же после циклона в 1970 г. нового острова в реке, по которой проходит граница между Индией и Бангладеш, вызвало спор между этими государствами по вопросу о его территориальной принадлежности.

Вопрос об изменении государственной территории в результате использования вооруженной силы имеет в настоящее время особое значение.

Общим правилом является запрещение угрозы или использования вооруженной силы против территориальной целостности или политической независимости любого государства (п. 4 ст. 2 Устава ООН). Территориальные аннексии фашистской Германии, государства-агрессора, признаны Нюрнбергским трибуналом недействительными и не имеющими оснований в международном праве. Совет Безопасности ООН в Резолюции 242 подчеркнул "недопустимость приобретения территории посредством войны". В Декларации о принципах международного права зафиксировано: "Территория государства не должна быть объектом приобретения другим государством в результате угрозы силой или ее применения. Никакие территориальные приобретения, являющиеся результатом угрозы силой или ее применения, не должны признаваться правомерными". Вместе с тем международное право не запрещает изменений территории государства- агрессора после его поражения в порядке ответственности за совершенную агрессию и как меру предупреждения новой агрессии.

Сложнее для юридической квалификации другой случай – когда одно государство первым использует вооруженную силу против территории другого государства, обвиняя последнее в нарушении норм международного права (например, норм о нераспространении ядерного оружия). Эго имело место в 2003 г., когда США и Великобритания на таком основании применили вооруженную силу против Ирака. Такая вооруженная интервенция США, Великобритании, других государств сама по себе не создала правовых оснований подчинения их суверенитету хотя бы какой-то части территории Ирака. Нефтяные, иные минеральные ресурсы Ирака в пределах его территории с точки зрения международного права остаются неотъемлемым достоянием народа Ирака, а не государств, применивших против него вооруженную силу.

Международная судебная практика

На приобретательскую давность и на исторически сложившиеся правовые основания как на основания приобретения территории сделано немало ссылок в территориальных спорах. Так, в деле об островах Менкьер и Экреос (1953) Международный Суд ООН исследовал историю издания и применения к этим островам законодательных актов спорящих сторон – Великобритании и Франции – начиная с 1066 г. Суд вынес решение по этому территориальному спору в пользу Великобритании, поскольку представленные ею соответствующие историко-правовые доказательства были убедительнее.