Рассудок

Рассудок – первичная ступень разумной деятельности, исходный уровень мышления, который ограничивает оперирование абстракциями нредзаданной схемой. Можно охарактеризовать рассудок как психическую деятельность, которая, образуя понятия суждения, умозаключения, снабжает этим материалом разум.

Уже в античной философии прослеживается различие между рассудком и разумом как двумя "способностями души". Отмечается, что рассудок – это способность рассуждения. Ему подвластно все относительное, земное и конечное. Разум же продвигается дальше. Он постигает абсолютное, божественное и бесконечное. Многие мыслители, например Н. Кузанский, Дж. Бруно, оценивали разум как более значимую и более высокую в сравнении с рассудком способность познания.

Знание, по мнению Бэкона, исходит из трех способностей рассудочной души. История соответствует памяти, поэзия – воображению, философия – рассудку. Философия, по его мнению, имеет дело не с индивидами и не с чувственными впечатлениями от предметов, но с абстрактными понятиями, выведенными из них, соединением и разделением которых на основе законов природы и фактов самой действительности занимается данная наука. Это полностью относится к области рассудка. Чтобы убедиться в правильности своей мысли, Бэкон обращается к источникам мыслительного процесса. Ощущение, служащее как бы воротами интеллекта, возникает только от воздействия единичного. Образы или впечатления от единичных предметов, воспринятые органами чувств, закрепляются в памяти, при этом первоначально они запечатлеваются в ней как бы нетронутыми, в том самом виде, в каком они явились чувственному восприятию. И только потом человеческая душа перерабатывает и пережевывает их, а затем либо пересматривает, либо воспроизводит в своеобразной игре, либо, соединяя и разделяя, приводит в порядок. Следовательно, по убеждению Бэкона, философия вытекает из рассудка. Последний легко предполагает в вещах больше порядка и единообразия, чем их находит. В то время как многое в природе единично, совершенно и не имеет себе подобия, он придумывает параллели, соответствия и отношения, которых нет.

Рассудок – это человеческая возможность последовательно и ясно рассуждать, подвергать классификации явления. И. Кант предложил убедительное различение двух уровней мыслительной деятельности: "Всякое наше знание начинается с чувств, переходит к рассудку и заканчивается в разуме, выше которого нет в нас ничего для обработки материала созерцаний и для подведения его под высшее единство мышления"[1].

Доверяясь рассудку, человек как бы предумышленно отвлекается от идеи развития, взаимосвязанности понятий и категорий. Процессы и феномены мира берутся как нечто устойчивое, неизменное. Мышление начинается с рассудка, но не ограничивается им. Рассудок никогда не проявляет особого стремления к отысканию ошибки, так как, по мнению Канта, его к этому ничто нс побуждает. Таков чуть ли не главный источник заблуждений, которые сохраняются, к стыду человеческого ума, в течение долгого времени и вскрываются затем более глубоким анализом. Рассудок попросту опирается на суждения здравого ума, не сообщая им посредством логики необходимой крепости. И. Кант подчеркивает, что правильно расположенные цветники и аллеи возможны только благодаря рассудку, который их располагает. Однако когда ясной оказывается определенная идея, затемняются другие представления. Таковы пределы рассудка в отличие от разума.

Предназначение рассудка в том, чтобы мыслительно упорядочить обретенное знание. Естественный прогресс человеческого познания состоит в том, что сначала развивается рассудок, на основе опыта он доходит до ясных суждений и через их посредство до понятий, затем эти понятия познаются разумом в соотношении с их основаниями и следствиями, и наконец систематизируются наукой. В связи с этим человека в процессе воспитания надо научить сначала быть рассудительным, затем разумным и наконец ученым.

Действительное или мнимое чувственное восприятие предшествует всякому суждению рассудка и обладает непосредственной очевидностью, которая далеко превосходит всякое другое убеждение. Рассудок привносит в знание форму, ОГЛАВЛЕНИЕ его есть результат чувственного созерцания. Чувственное познание несправедливо называют смутным, а рассудочное – отчетливым. На самом деле первое может быть совершенно отчетливым, а второе – в высшей степени смутным.

По мнению Канта, восприимчивость нашей души, т.е. способность ее получать представления, называется чувственностью. Рассудок же есть способность самостоятельно производить представления, иначе говоря, есть спонтанность познания. Человеческий опыт состоит из созерцаний, принадлежащих чувственности, и из суждений, которые представляют собой исключительно дело рассудка. Но таким суждениям, которые рассудок составляет из одних лишь чувственных созерцаний, еще далеко до суждений, обретенных в опыте. Дело чувств – созерцать, дело рассудка – мыслить, т.е. соединять представления в сознании. Соединение представлений в сознании – это суждение. Мыслить означает составлять суждения.

Как рассудок нуждается для опыта в категориях, так разум содержит в себе основания для идей, предмет которых не может быть дан ни в каком опыте. Идеи также лежат в природе разума, как категории – в природе рассудка. Разум как чистая самостоятельность выше рассудка. Разум может быть обыденным, здравым, спекулятивным, чистым, интуитивным, дискурсивным. Разум есть способность выдвигать принципы в своем крайнем требовании доходить до безусловного. Напротив, рассудок служит ему только при определенном условии, которое должно быть дано. Однако без понятий рассудка разум не может судить объективно, рассудок есть способность давать понятия, поэтому он дискурсивен. Можно помыслить и интуитивный рассудок, негативно, просто как не дискурсивный. Разум стремится найти бесконечное, безусловное и абсолютное.

Это сопоставление конечного и бесконечного (рассудка и разума) можно видеть и в философии Гегеля, показавшего устойчивость и определенность рассудка, который обусловливает систематизирующую деятельность мышления. Рассудок правомерен, но он не исчерпывает потенциал разума.

Ф. Шеллинг считал, что воображение парит между конечностью и бесконечностью. Продукты воображения называют идеями. В связи с этим воображение являет собой не рассудок, а разум. Это воображение находится на службе свободы. Идеи есть просто объекты воображения, существующие только в названном парении между конечностью и бесконечностью; это видно из того, что, будучи превращены в объекты рассудка, они ведут к тем неразрешимым противоречиям, которые Кант называл антиномиями. Следовательно, идеи – это продукты воображения, т.е. такой деятельности, которая не производит ни конечное, ни бесконечное.