Распределение ответственности при формировании стратегии

При формировании стратегии ответственность следует распределять, учитывая особенности организационной культуры, традиции и стиль управления. Несоответствие культуры и типа ответственности нередко становится причиной неэффективности стратегии. Так, если в компании сложилась "патриархальная" культура, при которой решение руководителя носит окончательный и необсуждаемый характер, а сам он выступает в роли "главы семьи", введение системы групповой ответственности фактически парализует деятельность компании, поскольку наделенные равными полномочиями участники команды не смогут принять ни одного самостоятельного решения. Напротив, "демократический" стиль управления, традиция коллегиального принятия решений обусловливает резкое сопротивление концентрации ответственности за разработку и реализацию стратегии у руководителя даже в случае чрезвычайных ситуаций, требующих авторитарного управления.

Тем не менее в теории стратегического управления наиболее распространено мнение о том, что работа команды предпочтительнее, чем концентрация ответственности за стратегические решения у руководителя компании. В качестве обоснования этой точки зрения приводятся следующие логические доводы:

— для формирования стратегии необходимы глубокие стратегические исследования, затрагивающие зоны компетенции различных функциональных подразделений. Таким образом, стратегический выбор будет наилучшим, если при его реализации станут учитывать мнения лучших специалистов компании в своих функциональных областях. Распределение ответственности за стратегические решения между ними должно обеспечить оптимальное соотношение между инициативой и осторожностью, между рисковыми мерами и консерватизмом;

— при формировании команды стратегического управления создаются условия для учета идей специалистов с различными (а нередко и противоположными) мнениями, что представляет возможность нахождения компромисса при формировании стратегии. Это, в свою очередь, снижает сопротивление стратегическим изменениям в компании и повышает эффективность реализации стратегии;

— создание команды для формирования и реализации стратегии означает выделение в компании специалистов, имеющих общее стратегическое видение, одинаково понимающих стратегические цели и задачи, применяющих один и тот же инструментарий для выполнения стратегических решений и др. Команда единомышленников обладает сильным эффектом синергии, увеличивая конкурентную силу компании.

Однако коллективная ответственность в стратегическом управлении может оказаться фактором слабости организации, если ответственность каждого участника команды не сбалансирована его полномочиями, а обязанности — ответственностью. Также групповая ответственность снижает стратегическую эффективность компании, если границы ответственности для конкретных лиц определены неоднозначно, пересекаются или не обеспечивают полного покрытия всех функциональных обязанностей команды стратегического управления. Поэтому для применения системы групповой ответственности в команде стратегического управления необходимо определить систему делегирования полномочий в компании, вытекающей из сложившейся организационной культуры.

Проблемы руководителя в процессе разработки стратегии

Процесс планирования стратегии встречает ряд сложностей при его освоении. Главная трудность связана с тем, что процесс принятия предварительных решений зависит от сложившейся структуры полномочий в организации. Новая стратегия, как правило, разрушает существующий в компании тип взаимоотношений и может войти в противоречие с политикой руководства. Естественная реакция на это — борьба против любых нововведений, нарушающих традиционные взаимоотношения и структуру полномочий. Иная существенная проблема заключается в том, что внедрение стратегического планирования приводит к конфликту между прежними видами деятельности (оперативным управлением), обеспечивающими получение прибыли, и новыми. В компаниях на первых стадиях внедрения стратегического планирования нет ни соответствующей мотивации, ни склонности мыслить стратегически.

Кроме того, имеет место проблема, связанная с тем, что компании, как правило, не располагают необходимой для эффективного стратегического планирования информацией ни о себе, ни о внешнем окружении. К тому же в российских компаниях нередко все еще отсутствуют компетентные управляющие, способные заниматься выработкой и реализацией стратегии, обладающие не только стратегическим видением, но и достаточной подготовкой в области делового администрирования в целом и стратегического менеджмента в частности.